Мифы Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является - изучить сущность мифа и мифологическое мировозрение Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность мифа;
- рассмотреть историю возникновения древнеримской мифологии;
- выявить особенности римской филогии.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие «миф» и его сущность 4
2 Мифы Древнего Рима 8
2.1 История возникновения Древнеримской мифологии 8
2.2 Особенности римской мифологии 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат_Мифы Древнего Рима.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в периодрасцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне – наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм.7

 

Заключение

 

Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д. Основные герои римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера и т. д.). Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кистии резца, начиная с эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань великие художники – Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апеннинском полуострове впротоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов.Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной, чем греческая.

Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе,но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

Таким образом, какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1. Мифы - это попытка людей осмыслить  свое бытие и как бы вжиться  в них, сознательно слиться с  ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

2. Особенности мифологического  мышления связаны с нехваткой  общих абстрактных понятий - отсюда  потребность выражать общее, универсальное  через конкретное. Кроме того, мифологическое  мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3. Миф отражает интуитивно распознаваемую  сознанием первобытного человека  закономерность и упорядоченность  явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов.

4. Структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5. Миф связан с коллективным  опытом, который для индивида  был объектом веры. Индивидуальный  опыт не мог изменить ее, миф  как вера предков, как дело  веры не нуждался в логическом  обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6. Миф отражал закономерности  природы, ввиду слабости абстрактного  мышления персонифицировал их, связывал  их с сознательно действующей  волей, отсюда основное действующее  лицо мифологии - божество;

7. Мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры. 
Список использованной литературы

 

  1. Еремина Ю.В., Культурология (1,2 ч.), 2007г.;
  2. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., Культурология, 2005г., 83с.;
  3. Учебное пособие по культурологии - М.: Издательство Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, 2007г.;
  4. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М.: «Знание», 2006 г.;
  5. Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник – М. : АСТ, Астрель, 2004. – 176 с.
  6. Г.С.Кнабе «Древний Рим-история и повседневность», М. 2006;
  7. Кравченко А.И., Культурология, 2005г., 496с.
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

1 Еремина Ю.В., Культурология (1,2 ч.), 2007г.

2 Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., Культурология, 2005г., 83с.

3 Г.В.Плеханова, Учебное пособие по культурологии 2007.

4 Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие, 2006.

5 Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник, 2004, 176 с.

6 Г.С.Кнабе «Древний Рим-история и повседневность», М. 2006

7 Свободная энциклопедия "Википедия"

 

 


Информация о работе Мифы Древнего Рима