Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:13, реферат
Целью данной работы является - изучить сущность мифа и мифологическое мировозрение Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность мифа;
- рассмотреть историю возникновения древнеримской мифологии;
- выявить особенности римской филогии.
Введение 2
1 Понятие «миф» и его сущность 4
2 Мифы Древнего Рима 8
2.1 История возникновения Древнеримской мифологии 8
2.2 Особенности римской мифологии 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в периодрасцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне – наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм.7
Заключение
Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д. Основные герои римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера и т. д.). Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кистии резца, начиная с эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань великие художники – Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие.
Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апеннинском полуострове впротоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов.Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной, чем греческая.
Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе,но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.
Таким образом, какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
1. Мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;
2. Особенности мифологического
мышления связаны с нехваткой
общих абстрактных понятий - отсюда
потребность выражать общее, универсальное
через конкретное. Кроме того, мифологическое
мышление отождествляло
3. Миф отражает интуитивно
4. Структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;
5. Миф связан с коллективным
опытом, который для индивида
был объектом веры. Индивидуальный
опыт не мог изменить ее, миф
как вера предков, как дело
веры не нуждался в логическом
обосновании, отсюда коллективно-
6. Миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество;
7. Мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая
и вечная форма проявления творческих
способностей человека. Именно поэтому
система мифов, мифологии разного типа
обнаруживают себя в основе всех форм
и типов человеческой культуры.
Список
использованной литературы
1 Еремина Ю.В., Культурология (1,2 ч.), 2007г.
2 Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., Культурология, 2005г., 83с.
3 Г.В.Плеханова, Учебное пособие по культурологии 2007.
4 Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие, 2006.
5 Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник, 2004, 176 с.
6 Г.С.Кнабе «Древний Рим-история и повседневность», М. 2006
7 Свободная энциклопедия "Википедия"