Мифология восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:43, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является исследование «основ» славянской мифологии на основании известных источников – фольклорных, археологических и проч.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры в духов славян.

Содержание работы

1. Введение
2. Общая характеристика славянской мифологии
3. Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
4. Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
5. Заключение
6. Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

Мифология восточных славян.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение                                                                                                   

2. Общая характеристика славянской мифологии                                         

3. Мифологическая картина мира. Модель Вселенной                                    

4. Славянской мифология: вера в богов и почитание духов          

5. Заключение                                    

6. Список литературы и источников                                                                                                                

 

1. Введение

Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный  процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история  народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.

Тем не менее сохранились  отдельные сочинения византийских, западноевропейских, арабских, а также  славянских средневековых авторов, которые могут быть использованы для реконструкции славянского язычества. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры. Наконец, это письменные источники XV—XVII веков и фольклорные источники XVIII—XX веков, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе развернутые записи легенд, сказок, былин, заговоров, быличек и бывальщин, пословиц и поговорок, в которых сохранилась древняя языческая традиция, черты мифологического сознания.

Немаловажную роль в  изучение славянской мифологии играют сведения раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих  богах или язычниках, остатки  жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли такие исследователи, как Л. Нидерле, А. Н. Лявданский, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков.

Целью данной реферативной работы является исследование «основ»  славянской мифологии на основании известных источников – фольклорных, археологических и проч.

Ключевые задачи:

1)Рассмотреть историческое  развитие славянской мифологии;

2)Представить основы  мифологической картины мира  восточных славян;

3)Представить пантеон  языческих божеств и основы веры в духов славян.

 

2. Общая характеристика славянской мифологии

Мифология - комплекс представлений, универсально объясняющих мир и  место человека в этом мире, запечатленных  в образно-символической форме  – мифе. Миф- это история народа, его верования, наконец, его душа, менталитет, сохраненные сакральные знания в форме преданий, сюжетов. Позднее миф трансформируется в сказки, легенды, - эстетически оформляющие архаичные предания.

Истоки славянской мифологии  укоренены в древности, уходят в архаичные воззрения 1 тыс. до н. э. и более раннюю эпоху. Если обращаться к периодизации известного российского исследователя Б. А. Рыбакова – это археологиченские культуры прото- и правлавян ( 2-1 тыс. до н. э.). Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.

В среднем в науке  подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой  Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год – время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.

988 год – коренной  перелом в язычестве. Это время принятия христианства на Руси. Собственно славянская мифология, с ее героями и сюжетами подвергалась гонениям. Происходило вытеснение мифологических персонажей библейскими героями. Однако язычество и вера в родных богов и богинь сохранялась на генетическом уровне в памяти народа. Более того, поклонение богам и богиням сохранялись в народных верованиях вплоть до XX века и отчасти остаются живы в памяти народа по сей день.

Главный источник сведений по раннеславянской мифологии —  средневековые хроники, анналы, написанные европейскими и славянскими авторами, поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. VI—X-XIII веков: Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный, Лев Диакон; Баварский Географ, Титмар Мерзебургский, аль-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Русте. Среди славянских авторов можно отметить следующих: Козьма Пражский с его «Чешской хроникой») и южнославянские источники XI—XV веков: летописи, поучения и наставления против язычников (Кирилл Туровский, Кирик Новгородец и другие) и вставки в переводную литературу, в том числе в апокрифы. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры — анонимным песнотворцем.

Как уже было отмечено, славянская мифология формировались  на протяжении долгого периода в  процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. В данной связи можно выделить несколько смысловых уровней формирования славянской мифологии.

Самый древний пласт представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Возможно, уже в этот далекий период складывались образы бога грозы Перуна, бога скота и потустороннего мира Велеса, божества Неба-Отца (Сварог).

Общеиндоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества  и прядения (Макошь), солнечное божество (Даждьбог), бог неба Сварог. На древность этих образов указывают ведические корни этих божеств: например «svarga» - небо. Исследователями отмечается общность европейских воззрений и общность языка, которые прослеживаются во многих именах божеств. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь. Существуют версии, что восточные славяне имели в своёмпантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.

Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких  божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской  мифологией: например, мотив мирового древа.

Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э.. При разделении праславянскойобщности стали формироваться племенные верования славян. Также при расселении восточнославянских племён в VI—IX веках мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий соседних народов.

Тем не менее, собственно восточнославянская мифология на протяжении многих веков  сохранила свое первоначальное смысловое  ядро практически в неизменном виде: одушевление природы, почитание  великой оплодотворяющей силы, образ Матери Сырой Земли, идея вечности жизни, циклическая модель времени, пантеон ключевых божеств.

 

3. Мифологическая картина мира. Модель Вселенной древних славян

Духовный мир древних славян формировался в процессе непрерывных  взаимоотношений с природой. С древности, создатели земледельческой культуры, славяне сформировали особое мировоззрение, отразившееся в мифах, основанное на почитании Природы. Как отмечал крупнейший исследователь Афанасьев, ключевой смысл славянской мифологии, мифологической картины мира славян – «обожание» Матери Природы - живой, справедливой, мудрой и всепорождающей силы. Славяне верили, что мир – живая система. Главная идея язычества заключалась в вере вечности жизни, культе плодородия. Отсюда формирование древнейшего образа Матери Сырой Земли. Мать Сыра Земля –ключевой архетип славянского народа. Подобные представления, а также любовь к Земле отчетливо прослеживается позднее в славянском эпосе, русских былинах: образность древних сказаний рисует Землю как прародительницу самого русского народа.

Почитание Природы, Земли тесно  связано с почитанием древнейших богов – Рода и Рожаниц (для  сравнения общность корней и смыслов  в именах языческих богов - Рода и  русском слове «род», «природа», «родители», «прародитель»). Академик Б. А. Рыбаков считает образ рода и рожаниц – самым древним в славянской мифологии. По сути почитание всей природы как живой стихии есть отголоски первобытного анимизма.

Почитание Матери Сырой Земли тесно  связано с древнейшим почитанием живительной влаги. Как показывают археологические раскопки, в том числе свидетельства трипольской культуры, еще далекие предки славян верили в существование девяти /семи небес, на высшем уровне которых хранятся запасы дождевой воды – «в хлябях небесных».

В целом, еще с глубокой древности, славянами была освоена сферическая структура Вселенной. Это не только вера в существование девяти небес, но и разделение мира на ярусы, формирование целой картины земного и небесного мироустройства.

Согласно славянской мифологии, Вселенная  представляет собой форму яйца. Это древнейший образ Мирового яйца, встречающийся также у многих народов мира; в славянских мифах это также мотив сотворения мира Уткой, которое снесла Мировое Яйцо – отголоски этого мифа можно обнаружить в русских народных сказках.

Из исследований славянской древности  М. Семеновой можно почерпнуть, что  в центре такого яйца «подобно желтку, расположена сама Земля». Более того, уже в такой модели присутствует древнее деление мира на ярусы: «нижняя, сподняя сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная сторона… Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море,. Окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь…»[1]

«Вокруг Земли, подобно яичным пленкам  и скорлупе, расположены девять разных небес…Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей».[2]

Важнейшим образом в мифологической картине мира славян является Мировое Древо. Это образ является центральным также для многих народов индоевропейского единства: к примеру, Мировое Древо скандинавов Иггдрасиль. Славяне верили, что «на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес…По мысли славян, Мировое Древо всего больше похоже на большой раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав». Подобный образ встречается в русских народных сказках, например «Петух и жерновки»: влез старик по волшебному Дубу на самое небо и нашел петушка – в данном случае олицетворение солнца.

В данной связи, славянами было сформирована целая модель Вселенной, в том числе с трехчастным делением на три уровня (подобно тому, как Древо делится на ветви, крону и корни): Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний мир по разным источникам именовался Синей Сваргой, Миром Слави или Прави (мир Богов). Средний мир - Явь, видимый, человеческий мир, наконец, Нижний мир – это Навь, мир предков – навьих духов.

Также согласно славянским мифам, «где вершина Мирового Древа поднимается  над седьмым небом, в «хлябях  небесных» есть остров… Чудесный остров на седьмом небе славяне называли «ирием», или «вирием».. а еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «генератор жизни», обитель добра, света и красоты.», народную традицию продолжил и А. С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане». Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

На море-Океане, на острове Буяне  стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом  змея…

В другом источнике - в «Поучении  Владимира Мономаха» говорится об ирее — далёкой южной стране, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирей в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой «страну блаженных», «тот свет».[3]

По мнению исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок: Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)[4]

Некоторые исследователи  в данном отрывке находят трёхчастное  деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира.

Наконец, много данных о Вселенной древних славян может  дать археология. В том числе так  называемый «Збручский идол», который  в научной среде нередко называют «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.[5]

Информация о работе Мифология восточных славян