Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место быть в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие межконфессионального конфликта 4
§1. Понятие конфликта. Межконфессиональный конфликт. 4
§2. Причины возникновения межконфессиональных конфликтов 8
Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире 10
§1. Этнические и религиозные войны в Африке 10
§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке 12
§3. Конфликты в Восточной и Центральной Европе 14
§ 4. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве 15
§ 5. Предотвращение новых «Джихад» и «Крестовых походов» 15
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.98 Кб (Скачать файл)

Используя религиозную веру и религиозные символы, можно  придать сакральность (то есть повысить роль церкви) любому политическому  конфликту, сделать его «священным». Таким образом, именно религиозный  фактор становится одним из наиболее удобных при использовании в  политических целях для оправдания насилия и агрессии.

§2. Причины возникновения  межконфессиональных конфликтов

Что касается межконфессиональных  конфликтов, то можно выделить ряд  постоянно действующих факторов, которые могут привести к возникновению  религиозных конфликтов:

1). Поликонфессиональный  характер государства.

2). Особенности государственного  строительства. Существуют государства,  образованные без учёта исторически  сложившихся общностей, в состав  которых входят народности и  территории, отличающиеся в этническом  и религиозном отношении и  сохраняющие определённую долю  самостоятельности.

3). Дискриминация отдельных  религиозных групп населения,  проявляющаяся в социально-экономическом  неравенстве, а также в преобладании  в политической элите страны  представителей определённой конфессии.

4). Экономическая, военная  идеологическая или политическая  поддержка оппозиционного религиозного  движения извне.

5). Вмешательство одних  государств в дела других государств  под предлогом борьбы с нарушениями  прав единоверцев.

6). Вмешательства политики  в сферу религии. Влияние политики  может привести к конфликтам  среди сторонников одного и  того же религиозного учения  внутри представителей одной  конфессии. [7.,С.62-65]

Чтобы понять источники межконфессионального напряжения, нужно учитывать все  причины: экономические, социальные, политические, психологические и т.д. Именно эти  причины провоцируют конфликты, религия же или становится катализатором, или используется как идеологический инструмент.

Наиболее актуальными  причинами современных конфликтов, имеющих внешнюю форму религиозных, являются следующие:

1). Мировой социально-экономический  дисбаланс, когда одни страны  гораздо богаче других;

2). Центробежные политические  процессы, когда те или иные  этнические группы предпочитают  иметь свои государственные образования;

3). Региональные или внутригосударственные  социальные проблемы, другими словами  — бедность страны или региона,  провоцирующая протестные настроения  и чувство социальной несправедливости;

4). Низкий уровень образования  и культуры населения.

К тому же, все это наслаивается на национальные и социальные стереотипы, историческую память (особенно негативную), индивидуальную психологию.

Глава 2. Межконфессиональные конфликты в современном мире

§1. Этнические и  религиозные войны в Африке

 

Все последнее столетие Африканский  континент становился полем боя  для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую  религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью  и оппозицией. Кровопролитная гражданская  война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены  покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и  уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как  оппозиция строго ориентирована  на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными  нубийскими мусульманами, а также  с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной  стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и  язычниками.

Этнические и религиозные  распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших  опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между  политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане  йоруба, игбо) непрерывно осложняет  политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто  парализуют Лагос - экономическую столицу  и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском  мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и  мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего  собой военизированную группировку  народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над  ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные  часы город был охвачен погромами.

Большинство стран Азии и  Африки долгое время находились в  колониальной или полуколониальной зависимости и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учёта исторически сложившихся общностей (в том числе и религиозных), а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. В результате общности, исповедовавшие одну и ту же религию, оказались разобщёнными. Такая ситуация сложилась, например, в Эфиопии, в состав которой входили народности и территории, отличающиеся в этническом и религиозном отношении и сохранявшие определённую долю самостоятельности. В 1993 г. В результате многолетней гражданской войны провинция Эритрея превратилась в самостоятельное государство, где основная религия – ислам, тогда как население Эфиопии исповедует христианство. [7.,С.64]

«Полное отсутствие расовой  толерантности – явление, типичное для Ливии. В 2000 году, в местах компактного  проживания чернокожих (в рабочих  городках и лагерях при промышленных центрах) под расистскими лозунгами  прошла серия массовых избиений и  грабежей выходцев из Тропической Африки. По предварительным данным, прямыми  жертвами нападений стали не менее 130 человек. Граждане Ганы попробовали  ответить нападавшим, и в результате многие из них оказались за решеткой. Все они приехали в Ливию на заработки, совершенно не предполагая  подобного исхода. Помимо выходцев из Нигерии и Ганы жертвами погромов стали также подданные Чада, Нигера и Судана.

Этнорасовые противоречия являются одной из причин затяжной гражданской  войны в Судане, они способствовали длительному внутриполитическому  противостоянию в Чаде, не раз взрывали политическую стабильность в Мавритании. В Гвинее межрасовая напряженность  всегда обострялась синхронно с  экономическими неурядицами: торговую жизнь страны контролируют по большей  части выходцы из ливанской и  сирийской общин, и именно на них  традиционно обрушивается гнев наиболее бедных слоев населения.

Конфликты на расовой почве  между представителями "белой" (арабской) и "черной" Африки вызваны  давними социально-экономическими и более глубокими межцивилизационными  противоречиями. Эти противоречия до сих пор остаются неразрешимой проблемой  для адептов панафриканизма, приверженных идее Соединенных Штатов Африки. К  тому же, что сегодня особенно важно, они грозят нанести ущерб реальной общеконтинентальной солидарности в таких важнейших международных  конфликтах, как арабо-израильское  противостояние на Ближнем Востоке». [1.,С.6]

§2. Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке

 

Наиболее ярким примером действия этого фактора может  служить ситуация в Ливане. Ливан  – уникальная страна по конфессиональному  составу, в нем проживают более  двадцати религиозных групп. Свыше  половины населения составляют мусульмане (сунниты, шииты, друзы), около 25 % ливанских  арабов – христиане-марониты. В Ливане проживают армяне и греки, исповедующие христианство, курды и палестинские беженцы, в массе своей относящиеся  к мусульманам, но среди них есть и последователи христианства. На протяжении веков каждая этнорелигиозная  община стремилась сохранить свой обособленный характер, при этом лояльность клану  всегда ставилась выше верности государству. Таким образом, религиозные общины сосуществовали как отдельные социокультурные  группы. В 1943 г., когда Ливан стал независимой республикой, был заключен негласный Национальный пакт, который  предусматривал систему распределения  высших должностей в зависимости  от принадлежности к религиозной  общине (президент республики –  христианин, премьер-министр – мусульманин-суннит, а председатель парламента – мусульманин-шиит). Христиане-марониты, традиционно составляющие наиболее состоятельную часть ливанцев, благодаря такому распределению  власти значительно укрепили свои позиции  в стране, что не могло не вызывать недовольства у мусульманского населения. Создание ОАР в 1958 г. активизировало деятельность мусульман в Ливане и привело к вооруженным столкновениям. В 1960-х гг. Ливан оказался втянут во внутриарабские конфликты, в результате шестидневной войны 1967 г. и наплыва  палестинских и иорданских беженцев он превратился в один из главных  центров деятельности антиизраильских  политических организаций. В 1975–1976 гг. спорадические столкновения между  мусульманами и христианами переросли  в кровопролитную гражданскую войну. В состав мусульманской коалиции вошла Организация Освобождения Палестины (ООП), на помощь маронитам  пришел Израиль. В результате посреднической деятельности ЛАГ ситуация в стране стабилизировалась, на ливано-израильской  границе была создана буферная зона для защиты Израиля от базирующихся в Ливане боевых отрядов ООП. В 1982 г. израильские войска вторглись  на территорию южного Ливана для того, чтобы вытеснить оттуда ООП, что  и было сделано, а для стабилизации обстановки были введены межнациональные  силы (США, Великобритании, Франции  и Италии). Мусульманская коалиция (включавшая движение АМАЛЬ, которое поддерживала Сирия, исламский АМАЛЬ, Хезболлах, которые поддерживал Иран), не признала ливано-израильского соглашения и начала осуществлять диверсионные действия против иностранных войск, что привело к их выводу в 1984 г. Окончательное истощение сил мусульманской и маронитской коалиций побудило воюющие стороны заключить в 1989 г. Хартию национального согласия. В стране остались сирийские войска, и суверенитет Ливана был существенно ограничен. Период относительного затишья закончился, когда в 2005 г. бывший премьер-министр Ливана Харири был убит. На волне массовых выступлений, спровоцированных этим убийством, а также под давлением западных стран сирийские войска наконец-то покинули Ливан. Новое прозападное правительство не смогло взять под свой контроль ситуацию в стране, и межконфессиональные противоречия вновь обострились. Шиитская проиранская группировка Хезболлах (ее лидер – шейх Насралла) контролировала южные районы Ливана, пограничные с Израилем; власть центрального правительства в этих районах была номинальной. Летом 2006 г. действия боевиков Хезболлы спровоцировали очередное израильское вторжение на территорию Ливана. Израильская армия предприняла массовые бомбардировки, что привело к жертвам среди мирного населения. Боевики Хезболлы оказали упорное сопротивление, и впервые за много лет военная акция Израиля не достигла своих конечных целей. Под давлением международного сообщества израильские войска покинули территорию Ливана, в южные районы страны были введены регулярные части ливанской армии и международные миротворческие силы, но внутриполитическая ситуация в Ливане, прежде всего в конфессиональной сфере, осталась крайне напряженной. [7.,С.64]

Дискриминация отдельных  религиозных групп населения, проявляющаяся  в социально-экономическом неравенстве, а также в преобладании в политической элите страны представителей определенной конфессии. Такая ситуация сложилась, например, в Ираке, где исторически  господствовало арабское суннитское меньшинство, в то время как большая часть  арабского населения была представлена шиитами; кроме того, на севере страны проживают курды. Такое положение  сохранялось как при короле, вплоть до революции 1958 г., так и при последующих  режимах, включая правление Саддама  Хуссейна. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к шиитскому восстанию 1991 г. Конфликт между суннитами и  шиитами дал о себе знать и  во время событий 2003 г. Быстрое падение  режима Саддама Хуссейна, всех его  государственных и общественных институтов во многом было связано  именно с тем, что значительная часть населения Ирака к началу вторжения американо-английских войск не поддерживала существующую политическую систему. Последние годы шииты играют все большую роль в политической жизни Ирака, они доминируют во вновь созданных органах власти, государственной безопасности и армии. Это, в свою очередь, вновь порождает конфликтную ситуацию внутри Ирака и провоцирует террористическую деятельность суннитских боевиков. Этот же фактор спровоцировал и внутренний конфликт на Филиппинах, где дискриминированное мусульманское меньшинство в 1969 г. подняло восстание под лозунгами свержения филиппинского «колониализма». [7.,С.66]

§3. Конфликты в  Восточной и Центральной Европе

 

Особенность современной  ситуации в странах Восточной, Центральной  и Юго-Восточной Европы, с одной  стороны, состоит в том, что тенденция  к созданию моноэтничных государств противоречит демократии и делает такие  государства нежизнеспособными. Для  указанных регионов Европы характерны перемешанность этносов, долговременное проживание их на одной территории и отождествление в этническом сознании представлений о единстве и идентичности территории, национальности, государства, нации, религии и общества.

С другой стороны, у жителей  этих стран и у лиц, причисляющих себя как к титульным этническим общностям, так и национальным меньшинствам, за столь короткий исторический срок (после 1991 г.) не успело сформироваться чувство политической ответственности  за свои политическую идеологию, выбор, поведение и т.д. Гражданское общество и присущее ему сознание ещё отсутствуют. Поэтому обыденное сознание привычно перекладывает ответственность  либо на современного харизматического лидера, либо на предшествующие поколения.

В конце 80 – начале 90-х  гг. и в Югославии сплелись воедино  застарелый межэтнический конфликт, то есть взаимные обиды, нанесённые народами этих государств друг другу за долгое время их проживания на одной территории или же рядом друг с другом, и  социально-политические противоречия. Абсолютизация прав этнических общностей  на создание государственных образований  в сочетании с тяжелым психологическим  и политическим наследием тоталитаризма  и идеологическим – коммунизма, укоренившиеся в сознании многих политиков и простых людей  разных национальностей, делают возникшие конфликты чрезвычайно трудно разрешимыми. [8.,С.39-40]

В период обострения межэтнических  отношений в Юго-Восточной и  Центральной Европе история, политология, другие гуманитарные науки часто  используются для обоснования притязаний вновь образовавшихся государств на те или иные территории. При этом активно используются традиции идеологии  национальных движений XIX- XX веков, опирающиеся  на историческое и естественное право, национальный принцип, подсчеты этнодемографического состава населения. В то же время  часто сравнивают, проводя не всегда корректные аналогии, Австро-Венгерскую и Российскую империи, СССР и Югославию, хотя это во многом типологически  и исторически разные многонациональные  и полиэтничные государства.

Распад единых полиэтнических тоталитарных коммунистических государств в Восточной, Юго-Восточной и Центральной  Европе и образование некоторыми из входивших в него народов «своих»  национальных государств не снялс повестки дня вопрос о национальном самоопределении  народов Средней и Юго-Восточной  Европы. Ни после создания, ни после  распада Югославии этот вопрос также  не был решен. Остались и проблемы границ между новыми государствами, внутригосударственные межэтнические  конфликты стали межгосударственными, а на смену крупным авторитарным государствам пришли им подобные, только более мелкие. Социальный тоталитаризм и социальная гомогенность были заменены на этнические. Новые государства  для многих народов так и не стали «своими», несмотря даже на этническое родство с новой государствообразующей  нацией. [7.,С.40]

§ 4. Межэтнические  конфликты на постсоветском пространстве

 

Бывшие союзные республики, которых быстрый развал СССР застал врасплох, столкнулись с необходимостью формирования новых политических и  экономических механизмов для замены разрушенной советской модели. В  сложном процессе трансформации  этих государств активную роль играют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее болезненной чертой новой политической действительности на Кавказе и в Средней Азии становятся этнотерриториальные конфликты, которые разрушают стабильность новых государств и одновременно опасны для национальной безопасности России на её южных рубежах. Так, реальную угрозу российским позициям на Северном Кавказе создаёт конфликт в Абхазии; военному присутствию России в Армении – нагорно-карабахский конфликт. Россия неоднократно заявляла, что выступает в пользу самого широкого участия ООН и ОБСЕ в урегулировании этнонациональных конфликтов в странах СНГ, однако в то же время признаёт за собой особую роль в СНГ. Российская политика в отношении нагорно-карабахского конфликта предусматривает участие в работе минской группы ОБСЕ, в трехсторонней инициативе (США, Россия, Турция), а также самостоятельные миссии. При урегулировании кризисов в Грузии Москва была инициатором двусторонних встреч, посредником в рамках Женевских переговоров между грузинской и абхазской сторонами под эгидой ООН и с участием представителей ОБСЕ. Российский контингент, дислоцированный в Абхазии, официально не находится в составе сил ООН, но фактически его деятельность в рамках миротворческой операции осуществляется под началом ООН и связана с задачами международных наблюдений и Международной комиссии по возвращению беженцев. Азербайджан предпочитал применение многосторонних миротворческих сил. Во всех своих резолюциях по данным конфликтам СБ ООН признаёт территориальную целостность Азербайджана и Грузии, а также право на широкую автономию Нагорного Карабаха и Абхазии. Тем не менее все эти конфликты ещё весьма далеки от урегулирования. Стремясь получить политические и экономические дивиденды от Запада, правящие круги Азербайджана и Грузии требуют замены нынешней модели урегулирования на интернациональный вариант под эгидой ОБСЕ и НАТО. Однако данные организации остаются весьма сдержанными в своих действиях, ибо на нынешнем этапе регион представляет для них меньший интерес, нежели Балканы.

Информация о работе Межконфессиональные конфликты в современном мире: как предотвратить новые "Джихады" и "Крестовые походы"