Лекции по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций

Описание работы

Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных процессов и явлений неиссякаемо и вечно. Процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия, области, факты, человек входит в мир, находит в нем для себя ориентиры, чтобы пользоваться ими в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, освоение которых необходимо для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Файлы: 1 файл

Религоведение.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в религиоведение

 

Стремление человека к  познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных процессов и явлений  неиссякаемо и вечно. Процесс  познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия, области, факты, человек  входит в мир, находит в нем  для себя ориентиры, чтобы пользоваться ими в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту  для успешной деятельности в своей  области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, освоение которых необходимо для становления каждого человека как личности, для формирования его  духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Религиоведение как комплексная  самостоятельная отрасль знания складывалась, начиная с XIX века, хотя знания о религии накапливались в течение веков. Здесь студентам необходимо объяснить, что уже в древнем мире существовали определенные представления о религиозных верованиях, их сущности, эволюции. Можно отметить таких философов, историков, как Фукидид, Лукреций Кар, Марк Туллий Цицерон, Платон, Аристотель и др. Далее развитие религиоведения было связано с открытием новых континентов и народов, не только живущих в прошлом, но и существующих до сих пор. Со временем накопился материал, значительно обогативший знания о религиях, в частности, Востока — исламе, индуизме, буддизме. Появились представления о первобытных верованиях, началась их систематизация, попытки объяснения. Были открыты древние тексты, сначала — египетские и индийские. Так, в 1830 г. Ж.Ф. Шампольон издал книгу, в которой использовал расшифрованные им древнеегипетские тексты для описания египетской религии. Переводы с санскрита показали связь между индийскими мифами, с одной стороны, и греческими, римскими и библейскими - с другой. Так начала развиваться одна из отраслей религиоведения — сравнительная. При этом необходимо отметить студентам, что все это способствовало пониманию религии как исторического явления.

На первых порах главное  внимание уделялось сравнительному изучению мифологии. Обнаружилось, что  боги развитых мифологий возникли из народных верований. Исследователи  фольклора, в том числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, в сохранившихся народных традициях, сказках, сагах выявили остатки древних мифов, представления об языческих богах. Оказалось, что многие элементы древних религий дожили до наших дней.

Продолжая исследования в  области мифологии и сравнительной  лингвистики, Ф.М. Мюллер (1823—1900) сыграл решающую роль в становлении религиоведения как самостоятельной научной  дисциплины. Он считается основателем  научного религиоведения. Ф.М. Мюллер поставил задачу понять, что такое религия, какое основание она имеет  в душе человека, каким законам  она следует в своем историческом развитии.

Большой вклад в развитие религиоведения внесли антропология и  этнология, интерес которых к религии в XIX—XX вв., сосредоточился преимущественно на проблеме ее происхождения. Значительное влияние здесь оказала эволюционная теория Ч. Дарвина («Происхождение видов», 1859).

Цели и задачи курса «Религиоведение».

Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в  гуманизацию образования, овладение  достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов, готовящихся к научной, педагогической, правовой, психологической деятельности. В высших учебных заведениях преподается немало обществоведческих дисциплин — философия, история, культурология, этика, социология, политология, правоведение, психология и т.д. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии.

В этом курсе не только раскрываются теоретические положения о религии, но и дается информация о существующих конфессиях, их роли в общественной жизни, в политике, праве, психологии.

Курс «Религиоведение», давая  представление о религии, способствует выработке студентами своих мировоззренческих позиций. Осваивая эту дисциплину, студент получает навыки общения с людьми иных мировоззренческих позиций.

Религиоведение своими средствами способствует реализации свободы совести, то есть выбора религии или свободомыслия.

Данный курс имеет значение для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 6. Религии древних цивилизаций.

 

Возникновение государств, пришедших на смену родоплеменной раздробленности, обусловило появление нового типа религии. Эти религии отражали и освящали социально-политические порядки, сложившиеся в рабовладельческих государствах древнего мира. В них возникаем пантеон богов, олицетворявших различные явления природы и виды человеческой деятельности, разные стороны общественной и частной жизни людей.

Оформление классовых  отношений, установление жесткой социальной дифференциации внутри рабовладельческого общества нашли отражение в возникновении небесной иерархии богов, построенной, как и земные отношения, по принципу государства-подчинения.

Особенную роль в них играла обрядность. Мистерии, жертвоприношения, совершавшиеся под руководством жрецов, приобретали все более  сложный и регламентированный характер. Появляется такой важный элемент  умилостивительного культа, как молитва, причем у всех народов точное произнесение молитвенной формулы считаюсь необходимым условием для исполнения богами обращенной к ним просьбы. Бог — творец и вседержитель мира был по существу небесной проекцией земного монарха, имевшего неограниченную власть над своими подданными.

Древнегерманская  религия

В этой религии преобладает  культ племенных богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился общегерманский пантеон. Мифы отражают межплеменные распри и войны с другими народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также богами иноплеменников (валами). В качестве верховного бога выделяется Один владыка неба и земли, бог бури, битв, хранитель святой письменности (рун). Многие боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар — бог грома и молнии. Тир — бог сияющего неба и т.д. Древний германцы населяли природу множеством злых и добрых фантастических существ: эльфы, тролли, гномы. С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху христианства древнегерманская религия была вытеснена христианством, хотя многие пережитки сохранились в народных верованиях.

  Древнегреческая  религия

В ней представлены система  верований и культов народов  Древней Греции. Эта религия и  ее мифология прошли длительную историю  развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата  и значение земледелия. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Студентам надо отметить, что в древнегреческой религии прoслеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение играл культ предков и культ героев полулюдей—полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков прослеживается представление о жизни душ праведников на Елисейских полях — Элизиуме. Наивысший расцвет древнегреческой религии относится ко 2 тыс. до н.э., когда был окончательно сформирован пантеон богов, местопребыванием которого считалась гора Олимп, Боги — Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Гермес и др. — рассматривались как семья богов, во главе которой - Зевс — «отец» людей и богов, воплощавший в религиозной форме черты патриархального владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. С появлением в Греции городов-государств (полисов) и развитием рабовладельческого общества изменился характер древнегреческой религии. Получили распространение культы богов — покровителей ремесла и торговли.

В 8—7-м вв. до н.э. в честь  богов стали воздвигаться первые храмы. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские  мистерии) и в честь Дионисия (дионисии). Надо отметить, что древнегреческая  религия и мифология оказали  большое влияние на развитие мировой  культуры.

Древнеримская религия

Данная религия представляет собой систему политеистических верований древнеримского рабовладельческого общества. Для нее характерна вера в духов — покровителей природы, сельского труда.  К ним относятся  Оильван, Фавн, Сатурн (первоначально  бог посевов), Марс (первоначально  бог полей) ит.д. В патриархальной общине почитали богов и демонов домашнего очага (Дары, Пенаты, Верти, Пан). В древнеримской религии видны элементы фетиша (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, особенно волка). Эта религия развивалась под большим воздействием религий других народов, особенно  Греции. Постепенно с образованием классов и государства формирование пантеона богов было в целом завершено. Боги Рима стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, которым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворением Рима стал Юпитер. С превращением римского государства в средиземноморскую державу в Риме появились восточные божества. Из Малой Азии проник культ матери богов — Кибелы. Во 2—3-м вв. приобрел популярность культ иранского бога солнца Митры. Для древнеримской  религии   позднего   периода  характерен синкретизм. Кризис рабовладельческого общества стал одой из причин перехода широких народных масс от этой религии к христианству.

Древнеегипетская  религия

Эта религия представляет собой систему политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного  строя и рабовладельческого общества. Египтяне, прежде всего, поклонялись  природе. Тотемизм, характерный для  этой религии, объяснялся значительной ролью скотоводства и охоты. Нил, от разливов которого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце — в образе бога Ра. Богиня Сохмет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные были объектами культа. Сильное влияние  оказал на древнеегипетскую религию  культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Древние  египтяне верили в существование  у каждого чело века души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовладельческого государства появляются религиозные центры — Мемфис, Гермополь, Гелиополь, Фивы др. со своими пантеонами богов. Фараоны считались сынами бога, и их обожествляли. Усиливается роль жречества. Древнеегипетская религия оказала большое влияние на формирование христианства. Египетский миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа. Сохранились памятники этой религии, в частности, «Египетская Книг Мертвых».

Религия Древней  Месопотамии

Собирательное наименование политеистических верований в рабовладельческих  обществах Месопотамии — Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4—1 тыс. до н.э.) Согласно древневавилонской религии, люди ничтожны перед богами, законы и порядки носят божественный характер. В Шумере в 4—3 тыс. до н.э. на основе слияния племенных культов  сформировалось представление о  великой триаде богов (Ану, Энлиль, Энки), наряду с которыми признавались и  другие боги, олицетворявшие силы природы  и отдельные стороны практической деятельности людей. С древнейших времен в Месопотамии были развиты земледельческие культы, особенно культ богини Иштap и бога земледелия Таммуза. С начала 2 тыс. до н.э. во главе пантеона богов стал покровитель Вавилона бог Мардук. В этом отразился процесс централизации власти в руках вавилонских царей. В эпоху ассирийского владычества (8—7 вв. до н.э.) в вавилонской религии появились представления о племенных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре.   После  крушения  ассирийской   империи   эти представления исчезли. В вавилонской религии были развиты магия, мантика (система гаданий), важная роль отводилась астральным культам. Сохранились памятники вавилонской религии — «Энума элиш», эпос о Гильгамеше и др. Религия Древней Месопотамии характеризуется развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный ритуал. С распространением в Месопотамии  зорастризма, ислама, христианства данная религия постепенно размывалась, прекратив существование в XIII в.н.э.

Древнеиндийская религия

Данная религия представляет собой религиозные воззрения  древних индусов, развивавшиеся  от примитивных верований доарийской эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы в период Вед (древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении множества веков кон. 2-го — нач. I тыс. до н.э.). Особенно, тот период почиталась богиня-мать, связанная с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религиозных представлений. Появляются культ предков, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведическая религия насчитывает ок. 3 тыс. богов, особенно почитались Варуна, Притхиви, Индра и т.д. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем которых является Вритра — олицетворите засухи. К концу ведического периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки создания единого пантеона богов. Боги из олицетворенных сил природы становятся отражением противоборствующих социальных сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны.

Информация о работе Лекции по "Религиоведению"