Культ Девы Марии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Культ богородицы – один из древнейших культов на планете. Еще за две тысячи лет до новой эры язычники пели в своих храмах: “пресвятая богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это имя в переводе с древнешумерского звучит “царица небесная”, “владычица небес”). Саргон (точнее: Шару-Кину) – основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией, насаждал культ “царицы небесной”, и его мать играла роль “высокой жрицы” Инанны или Иштар (Астарта).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3-4
Основная часть:
Католическая традиция……………………………………………………………….5-9
Православная традиция………………………………………………………………9-12
Мария в исламе………………………………………………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

дева мария.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

Западноевропейская иконопись в годы Средневековья постепенно изменяла стиль изображения Мадонны, в итоге её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой (С. Ботичелли, «Магнификат»). В Италии во время Ренессанса Мадонну наделили чертами античного стоического идеала невозмутимости (А. Мантенья, «Сретение»), пока в Северной Европе на фоне Реформации и протестантизма её приближают и вводят в картинах в традиционную обстановку бюргерства XVI века. Например, на картине Г. Давида Мария кормит младенца с ложечки. Рафаэль придал Мадонне черты античного и христианского элементов. В его шедеврах образ Мадонны строится на балансе земной красоты и величавого целомудрия, уюта и парадности («Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна»). Такой стиль изображения мадонны на иконах, фресках, в скульптуре, в мозаике просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Православная традиция

Почитание

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, средоточием которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. Этот праздник известен под названием «обновление Царьграда» и его тропарь звучит так: «Град Богородице предает и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берет силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: Радуйся, надежда всех концев земли». Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.

Археологические раскопки выявили в Константинополе около 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых этоцерковь Богородицы Кириотиссы и монастырь Богородицы Одигитрии, а также храм во Влахерне, храм в Халкопратии и церковь «Живоносный источник» («Зоодохос Пиги»).

По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалась впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.

Богородичные праздники

Из двунадесятых праздников («Додекаортон») Богородице посвящено четыре (в скобках даты по юлианскому календарю):

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября)
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря (21 ноября)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля (25 марта)
  • Успение Пресвятой Богородицы — «Кимезис», 28 августа (15 августа)

В число Богородичных праздников также входят:

  • Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, 22 сентября (9 сентября)
  • Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии, 22 декабря (9 декабря)
  • Успение праведной Анны, 7 августа (25 июля)
  • Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 8 января (26 декабря)
  • Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября (1 октября)
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 15 июля (2 июля)
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, 13 сентября (31 августа)

Среди переходящих праздников Богородице посвящено два:

  • Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 году, 5-я суббота Великого Поста
  • Обновление храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе, день освящения собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес, пятница Светлой седмицы

Кроме перечисленных выше в число Богородичных праздников входят многочисленные праздники, посвященные чудотворным и чтимым иконам Божией Матери.

Богослужение

Во все Богородичные праздники, а также в дни памяти Богородичных икон священно- и церковнослужители используют богослужебные облачения голубого цвета, который символизирует высшую чистоту и непорочность. Также в указанные дни этот цвет используется для одежд престола, жертвенника, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии.

В литургии марианский культ сфокусирован в проскомидии. Важнейшие тексты о Богородице находятся в анафоре. При торжественном каждении поется «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого Иоанна Златоуста это песнь «Достойно есть» («Аксион эстин»), а в литургии святого Василия Великого — «О Тебе радуется» («Эпи си хари»). Ежедневно на вечерне читатются два Богородичныхтропаря, «Под Твою милость» и «Богородице Дево». Кроме того, Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов и гимнов(например, широко известный гимн «Агни Парфене»), а также не используемые в храмовом богослужении канты и колядки.

В седмичном круге богослужения среда, пятница и воскресенье особо посвящены Богородице.

Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божьей Матери, в Страстную пятницу на малом повечерии отправлялосьпеснопение, составленное в X веке Симеоном Логофетом, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион») или «Плач Пресвятой Богородицы».

В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи.

Уделы Богородицы

Согласно православному Преданию на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Чтимые иконы

В православии известны и почитаются многие сотни икон Божией Матери. В России более других известны Иверская,Владимирская и Казанская иконы Пресвятой Богородицы.

Явления

С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.

Явления и откровения Богородицы были подвижникам и простым людям — как явные, так и во сне. К наиболее известным в Православной церкви относятся:

  • 1 октября 910 года — в Влахернском храме в Константинополе Андрею Юродивому. В честь данного явления в установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы(отмечается преимущественно в Русской церкви)].
  • 1155 год — явление благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, который повелел написать Боголюбскую икону Божией Матери в память этого события.
  • 1385 год — явление преподобному Сергию Радонежскому. В память явления установлен праздник и написана икона.
  • 25 ноября 1825 года — явление преподобному Серафиму Саровскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мария в исламе

В исламе Мария рассматривается как девственная мать пророка Исы. О ней написано в Коране, в суре «Мариам» .

Мария, мать Иисуса, упоминается в Коране чаще чем в Новом Завете. Она занимает почётную позицию среди женщин в Коране. Сура Мариам — единственная сура Корана, названная женским именем. В ней излагается история Марии (Мариам) и Иисуса (Иса) в соответствии с исламским взглядом на Иисуса.

Мария — единственная женщина, которая прямо названа по имени в Коране. Вместе с Иисусом она объявлена знамением Бога: «Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Коран 23:50). О ней говорится, что она сберегла целомудрие и была одной из покорных (Коран 66:12).

Подробные описания жизни и качеств Марии находятся в сурах 3 и 19.В суре 3 говорится, что Аллах избрал Марию, очистил и возвысил над женщинами миров (Коран 3:42). Информация в суре 19 практически идентична представленной в Евангелии от Луки. В обоих случаях повествование начинается с описания посещения Захарии ангелом и благой вестью о рождении Иоанна (Яхъя), следующей за упоминанием благовещения.

 

 

Заключение

Святая Дева занимает центральное место среди верований и религиозных практик. Она играет существенную роль в отношениях между людьми и Христом, чуть ли не единственная защитница человечества перед своим Божественным Сыном. Большинство святых специализируются на излечении каких-нибудь болезней или обладают определенной социальной функцией,  Дева Мария же творит чудеса любого рода. Она может взять на себя решение любой проблемы, волнующей мужчин или женщин, и, больше того, решить ее. Она настолько тесно связана с идеей спасения, что ей приписывают весьма рискованные, чтобы не сказать скандальные, заступничества. Святая Дева защищает преступников и грешников, даже если их преступления и грехи считаются непростительными.

Дева Мария, как противоположность женщине-грешнице Еве, на самом деле явила собой образ женщины, избавленной от греха, образ Спасительницы. По общему мнению, расцвет культа Девы Марии совпал с превращением брака в таинство, с повышением статуса ребенка и собственно супружеских отношений, прообраз которых стал задаваться рождественскими сюжетами, и поэтому, на мой взгляд, именно Святой Деве женщины обязаны заметным облегчением своей земной участи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Богородица
  2. Основы религиоведения. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.Учебное издание под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.
  3. Православная энциклопедия "Азбука веры" [Электронный ресурс]/ Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня. – Сайт священника Константина Пархоменко – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://azbyka.ru/dictionary/02/index.shtml свободный.
  4. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MARIYA_PRESVYATAYA_DEVA.html
  5. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
  6. О.П. Дьяченко. П.Г. Дьяченко. Религиоведение. Львов. «Афиша» 2004.
  7. Современное Католическое Богословие. Хрестоматия. Под ред. М.А. Хейза. И Л Джирона. Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. М. 2007.

 

 

 


Информация о работе Культ Девы Марии