Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:48, лекция

Описание работы

Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

Файлы: 1 файл

Конфуцианство.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)
  • Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

 

  • Конфуцианство возникло как  этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае.

Основы  конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты  его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция.

В эпоху  династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными

 

  • Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений  правителей и подданных, моральных  качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

 

  • Формально в конфуцианстве  никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени  проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно  выполняло роль религии.

 

  • Священные тексты

Из священных  текстов конфуцианцев перу самого Конфуция не принадлежит ничего, кроме, возможно, книги "Чунцю", которая однако меньше всех может раскрыть нам суть учения. Канон составляют древние китайские книги, использовавшиеся Конфуцием, собранные и отчасти отредактированные им, а также работы его учеников.

Выделяют  два сборника:

У цзин – пять канонов

  1. И цзин ("Книга перемен"). Древняя книга, использовавшаяся для гаданий;
  2. Шу цзин ("Древняя история");
  3. Ши цзин ("Книга гимнов");
  4. Ли цзи ("Правила"). Собрание описаний ритуалов. Как и предыдущие книги, имеет древнее, доконфуцианское происхождение, отредактирована и дополнена Конфуцием;
  5. Чун цю ("Книга весны и осени"). Хроника одного из княжеств. "Весной и осенью" называется исторический период, в который как раз и жил Конфуций.

Сы шу – четверокнижие

  1. Да сюе ("Великое учение"). Трактат о самоусовершенствовании человека;
  2. Чжун юн ("Книга середины"). Трактат о чувстве меры;
  3. Лун юй ("Беседы и суждения"). Представляет собой сборник высказываний философа, его бесед с учениками и высказываний его учеников. Наиболее ярко отражает учение Конфуция. Из-за специфической формы изложения, так же встречается под названием "Афоризмы Конфуция";
  4. Мэн цзы. Трактат Мэн Цзы (372 – 289 до Р. Х.), одного из виднейших последователей Конфуция. Трактат содержит практические рецепты политического и экономического устройства государства.
  • В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX—XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:
  1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй, Лян Цичао, Янь Фу (嚴復, 1854—1921), Лю Шипэй (刘师培, 1884—1919).
  2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители — Ху Ши (胡適, 1891—1962) и У Чжихуй (吴志辉, 1865—1953).
  3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители — Чэнь Дусю (陳獨秀, 1879—1942) и Ли Дачжао (李大钊, 1889—1927).
  4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм (三民主義 или孫文主義). Представители: Сунь Ятсен (孫中山, 1866—1925), Чан Кайши (蔣介石, 1886—1975), Чэнь Лифу (陳立夫, 1899—2001).
  5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).

 

  • Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том  числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди  китайцев, живущих в различных  странах мира. Определить численность  конфуцианцев в Китае очень трудно, так как среди китайцев широко распространено явление поликонфессиональности. Число некитайских приверженцев конфуцианства (прежде всего корейцев) в 1996 ориентировочно 5 млн. человек.


 

  • В конфуцианстве понятие Бога как  такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование  духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играет культ предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связь между миром  духов и людей. Без совета с  духами умерших предков не предпринималось  ни одно серьезное начинание.

Информация о работе Конфуцианство