К вопросу о деформации личности в деструктивных сектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:00, статья

Описание работы

Данная статья посвящена описанию проблемы сектантства, приобретающей в последнее время особую актуальность. Внимание акцентировано на одном из основополагающих аспектов - понятии «вовлеченная, деформированная» личность. Приводится обозначение данного феномена, основные его составляющие характеристики. Обозначена актуальность прикладного клинического исследования личности сектанта.

Файлы: 1 файл

секта.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

К вопросу о  деформации личности  в деструктивных  сектах

 

Данная статья посвящена описанию проблемы сектантства, приобретающей в последнее время особую актуальность. Внимание акцентировано на одном из основополагающих аспектов - понятии «вовлеченная, деформированная» личность. Приводится обозначение данного феномена, основные его составляющие характеристики. Обозначена актуальность прикладного клинического исследования личности сектанта.

 

Ключевые слова: секта, культ, вовлеченная личность.

 

В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с ростом проблем экстремизма, тоталитарных сообществ,  сект.  С приходом нового тысячелетия   обозначилось деструктивное влияние так называемых условно, социально-приемлемых объединений, которые, по сути  подменили религиозные доктрины политическими и экономическими догматами.

Их разрушительное значение, особенности функционирования  только начинают исследоваться, подвергаться анализу. В данном направлении работу ведут социологи, политологи, психологи, специалисты ментальной медицины.

Для последних особенно актуальным является выявление закономерностей  функционирования психики в условиях особой тоталитарной общности, масштабы изменения личности с одной стороны, и разработка эффективных мероприятий по профилактике и коррекции деструкции - с другой.

Затрагивать проблему сектантства нельзя без определения понятийного аппарата данной области и его семантической составляющей.

Термин секта происходит от латинского «secta», переводящегося как школа, учение, партия. В обиходном языке понятие секта со временем все больше ассоциировалось с глаголом «secare» — отделять, отрезать. Таким образом, развивалось определение, понимающее под сектой особое религиозное общество, или группу, отделившуюся от традиционной церкви или традиционной религии.

 В современной англоязычной  литературе  термин «секта» часто  заменяется на термин «деструктивный  культ».

Культ — это религиозное служение божеству и связанные с этим обряды, то есть некая религиозная практика поклонения и обожествления.

Секты как общины, более или менее радикально порвавшие с официальными или государственными церквями, весьма часто расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах. Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу государственных (общественных) отношений положены определенные этические принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают оппозиционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку.

Секта — это узкий круг людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной программе, тенденции или харизматической личности.

Секта — это группа, которая характеризуется специфическим ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от «враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.

Среди всех разновидностей  социальных групп секты относятся  к тоталитарным, для которых характерен абсолютный контроль властвующей верхушки над всеми областями личной жизни отдельных индивидуумов.

Деструктивный культ (секта) — разновидность организации, чья  практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психо-методик) признается авторитетными институтами  гражданского общества деструктивной в отношении: личности в данном обществе, психического и/или физического здоровья, гарантированных прав и свобод человека; самого гражданского общества, его сложившейся традиционной структуры, культуры, норм общественного порядка, ценностей и образа жизни.

К формам  тоталитарных групп относят:

1. Политические (маргинальные  и радикальные, экстремистские  партии, террористические группы).

2. Псевдорелигиозные (собственно секты: иеговисты, кришнаиты и т.д.).

3. Коммерческие (экспансионирующие маркетинговые сети, наркосообщество).

4. Оккультные (парапсихологические, магические, орденские т.п.).

5. Апокалиптические (уфологические, катаклизма-тические, йогические, сайентологические.).

Здесь выделены  те разновидности тоталитарных групп, которые собственно напрямую и отождествляют с понятием "секта".

Однако две остальные формы, по сути, функционируя по аналогичным законам,  могут быть рассмотрены в контексте классической секты.

В настоящей статье  нам хотелось бы остановиться на одном из аспектов функционирования деструктивной секты - вопросе личностных изменений в процессе тоталитарного функционирования.

При анализе литературы, выявляются характеристики, которые  имеют психологический крен. При  этом виден недостаток в клиническом  анализе феномена зависимости от сект с должным психопатологическим разбором.

На сегодняшний момент доказано, что личность, вовлеченная  в секту, проходит изменения, сопоставимые по своему масштабу и глубине с таковыми при болезнях зависимости.  В  случае функционирования личности в условиях сект происходит не просто ряд характерологических сдвигов. На лицо формирование психопатологической симптоматики с вовлечением нескольких регистров негативного и продуктивного кругов. Причем формирование личности "сектанта" процессуально.

Прежде всего, осуществляется фактическая дезинтеграция образа «Я», выросшего естественным путем.

Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз «Я», сама суть которого подразумевает возможность быть ведомым, управляемым и подчиняемым.

Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности  и организующего центра. Результатом  оказывается исчезновение желания  быть независимым, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре и прекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается в своем развитии.

Внутреннее время, в  пространстве которого разворачивается  личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личной истории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающими субъектами. Он переходит в виртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенно искусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и «братьями по вере».

Этот человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своего рода лакуну вневременного забытья, потому без применения специальных перепрограммирующих техник трудно до него достучаться, как бы ярко ни блестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь. На самом деле он «спит наяву», будучи глубоко погруженным в галлюцинаторную виртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского мировидения.

Согласно концепции Лифтона  происходит феномен "удвоения" личности. Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой  группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым  «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования.

Новое частичное «я»  действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические  конфликты. Удвоение отличается от традиционных концепций «расщепленного» сознания и «расщепленных» психологических систем личности (то есть составных личностей). Эти процессы считаются пожизненными моделями, которые начинаются в раннем детстве, обычно в ответ на серию травматических событий и крайне конфликтных отождествлений, которые незрелая психика не может постигнуть или интегрировать и остаться при этом нетронутой или «целой». Более того, диссоциированные или множественные «системы личности» индивида обычно сознательно не подозревают друг о друге и скорее действуют независимо. При удвоении, однако, две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несёт на себе зла. Удвоения не бывает у детей даже тогда, когда они сталкиваются с подавляющей травмой. Оно происходит у взрослых, реагирующих на крайнюю, но не непостижимую ситуацию (такую, как тоталитарный режим). Более того, у взрослого, который «раздваивается», присутствует элемент активного, адаптивного, участия как средство приспособления к крайности. Удвоение включает массированную психическую перестройку, однако оно может быть относительно временным и относительно легко обратимым.

Само по себе удвоение не является ни плохим, ни хорошим. Говоря вообще, приспособительная потенциальная  способность к удвоению является присущей человеческой психике и  может быть со временем спасительной для жизни. Однако  интенсивность  и особенности воздействия в деструктивных и радикальных «организациях» таковы, что их трудно приравнять к обычным способам социализации и жизнедеятельности.

Чрезвычайность однонаправленного  воздействия — чрезвычайного  по силе и специально созданным условиям, резко отличающимся от обыденно-повседневного процесса социализации, — при отсутствии равносильной конкуренции, равновесного выбора — вот что такое деструктивная культовая группа в социально-психологическом смысле.

Если в нормальном обществе предлагаются различные (и противоположные, взаимоисключающие) идеи с более или менее одинаковой

силой, то деструктивный  культ, с этой точки зрения, это  целенаправленная система для обеспечения  исключительно одностороннего воздействия  с максимальным исключением возможности  выбора и с максимальным обеспечением силового воздействия одной идеи или личности.

Генезис формирования и  динамики поведения «вовлеченной»  личности напрямую зависит от таких  факторов как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данную личность. Механизм сектантства заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего вовлечению в секту дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Так, вербовка в культы проходит с личностями, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе, как правило, это стресс, вызванный тяжелыми переживаниями после трагического события, развода, гибели близкого человека, потери работы и т.п. При всем различии культовых группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. При этом цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к данным организациям. Настоящая причина — сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности.

Обычно членами сектантских  организаций становятся выходцы  из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу.

Люди, находящиеся в  состоянии кризиса после перенесенных ими психологических травм, пребывающие  во власти травматических переживаний, легко вовлекаются членами секты в свои ряды. Ими овладевает желание преодолеть в рамках секты свою душевную боль. В секты также легко попадают недостаточно структурированные личности с лабильной психикой, непривыкшие задавать критических вопросов, легко индоктринирующиеся, зависимые. С этим связано то, что лица, участвующие в деятельности секты, рассматривают ее как средство спасения себя и своей души.

Общей чертой сектантов  является, таким образом, сильная  потребность во включенности в группу подобных людей, связанная с проблемами самоидентичности (Miller, 1988).

Чувство отчуждения, возникающее  в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая  кажется ему столь же асоциальной, как и он сам.

В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. На людей, участвующих в сектах, производит особое впечатление появление смысла в их жизни и приобретение ими чувства безопасности.

Анализ активных участников секты показывает, что они находят себя в новой реальности и приобретают особое чувство принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер, воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели.

Таким образом, секта  для многих становится видом совершенной  семьи.

Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии  у человека исходного стремления к такого рода «спасению».

Членом культовых группировок  не становятся сразу. Прежде чем стать  членом деструктивной организации, человек проходит через апатию и другие формы социальной дезадаптации (Miller, 1988).

Идентификация с асоциальной (радикальной или деструктивной) группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для данной «вовлеченной» личности почти невозможно — это равносильно психологическому самоубийству. Для «вовлеченной» личности покинуть организацию значит потерять самоидентичность. «Вовлеченная» личность имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно.

Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность. 

Участие в сектантских группах  приводит к эмоциональной регрессии.  Известно, что у человека, подвергнутого  сенсорной депривации в течение  длительного времени, даже без специального идеологического воздействия, возникает значительное оживление функционирования архаического мышления со стимулированием воображений, фантазий, с появлением снов наяву. Половина членов различных групп (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева)  проявляют психотические, шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия.

Информация о работе К вопросу о деформации личности в деструктивных сектах