К проблеме распространения религиозно-экстремистских объединений на территории Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:29, доклад

Описание работы

На сегодняшний день состояние национальной безопасности в Казахстане показывает, что ее уровень не соответствует потребностям человека, общества и государства. Наиболее важной проблемой считается распространение на территории Казахстана религиозного экстремизма, который подрывает национальную безопасность, запрещен Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Файлы: 1 файл

Даришова Айжан Бериковна-1.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Даришова Айжан  Бериковна 

АО «Казахский гуманитарно-юридический университет»

1 курс

 

 

 

 

 

 

К проблеме экстремистских движений

республики  Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2013.

На сегодняшний  день состояние национальной безопасности в Казахстане показывает, что ее уровень не соответствует потребностям человека, общества и государства. Наиболее важной проблемой считается распространение на территории Казахстана религиозного экстремизма, который подрывает национальную безопасность, запрещен Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Религиозный экстремизм в Казахстане - явление, которое у  нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может проявиться и у нас.

В Казахстане со дня обретения независимости произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня действует 3259 религиозных объединений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 года. А в 1990 году действовало всего 670 религиозных объединений. [1, c.32]

Большинство возникающих в Казахстане религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемое в ряде нео-религий гуманное отношение друг к другу человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

Пропагандистские  комитеты стремятся распространять свои идеи, облаченные в религиозные "одежды", в зависимости от той аудитории, на которую направлена пропаганда, в том числе и на неверующих. Члены заставляют верующих отказываться от борьбы за важные интересы своего народа, навязывают единоверцам мифы "о безбожном государстве", доставляют по нелегальным каналам подрывную литературу, директивы и инструкции, сколачивают легальные и нелегальные организации в различных странах мира.

На  сегодняшний  день в Казахстане наиболее активно  действующей экстремистской организацией (РЭО) является «Хизбут-Тахрир». При  этом, если до 2004 года зоной ее основного  влияния были преимущественно южные  регионы, то с 2005 года наблюдается интенсивное распространение экстремистской идеологии по всей республике. Сторонники религиозно-экстремистской партии все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания. Наблюдаются попытки проведения «даватов» (проповедей) лидерами религиозно-экстремистской партии, в среде лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу пополняют ряды сторонников этих организаций [2].

Первые эмиссары "Хизбут-Тахрира" появились в Южно-Казахстанской области в 1998 году. На начальном этапе, действуя в глубоком подполье, в ночное время, они на тайных сборах, так называемых "халках", вербовали и обучали новых членов, которые впоследствии по поручению все тех же эмиссаров сами обязаны были создавать на территории области аналогичные структуры. Позднее "Хизб-ут-Тахрир" заявил о себе в Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областях, а после 2002 года на севере Казахстана - в Павлодарской и Акмолинской.[3].

На территории республики в 2004 году зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной продукции "Хизбут-Тахрир", которые содержали антиконституционные  призывы.

Изначально листовки и  книги распространялись на узбекском  и арабском. И только чуть позднее южане смогли познакомиться с программным заявлением "Хизб-ут-Тахрира" на казахском языке. Первые листовки были написаны от руки. С тех пор жители области с завидной регулярностью обнаруживают листовки, изготовленные типографским способом, в своих почтовых ящиках.

Основную опору  хизбутовцы делают на молодежь, не имеющую достаточного жизненного опыта. Кроме этого, на идеи "Хизб-ут-Тахрира" "покупаются" те граждане, которые находятся на самой низкой ступеньке социальной лестницы. В основном это люди, не имеющие работы, жилья, не располагающие средствами к существованию. В большинстве своем членами организации являются мужчины, которые потом начинают втягивать в деятельность организации своих близких - матерей, сестер, жен. Возраст активных участников движения колеблется от пятнадцати до 35 лет.

Следует отметить, что если на начальном этапе функционирования "Хизб-ут-Тахрира" на территории Казахстана эмиссарами в ряды партии привлекались лица с низким достатком, то в последнее время внимание акцентируется на подборе кандидатов из числа государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. "Хизб-ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества и в первую очередь - во властные структуры. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, да и сами тахрировцы не скрывают такой информации. Например, об этом заявляли задержанные минувшей осенью члены партии, работавшие в подпольной типографии и печатавшие в Шымкенте листовки, брошюры, книги. Целый арсенал такой литературы, содержащей призывы к изменению конституционного строя в Казахстане, то есть фактической ликвидации республики как суверенного, демократического и светского государства, изъяли спецслужбы [3].

Вместе с  тем необходимо подчеркнуть, что  общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизбут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам[3].

К числу распространенных в стране РЭО можно причислить также «Таблиг-е Джамаат». В последнее время наблюдается стремительный рост численности адептов данной организации. В работе по расширению своих рядов главари этой структуры делают ставку на мигрантов, прибывающих в Казахстан. Указанной категории лиц даются обещания о более выгодных условиях трудоустройства. Одновременно «таблиговские» агитаторы при выборе «объектов влияния» уделяют повышенное внимание госструктурам с большим количеством работников, в т.ч. образовательным учреждениям, заводам и фабрикам, в которые целенаправленно внедряются их наиболее опытные идеологи [2].

Наряду с  выше указанными опасными считаются: Общество «Братья-мусульмане», основанное в 1928 г., «Асбат-аль-Ансар» создана в 1985 г., «Исламская партия Восточного Туркестана» - военизированная религиозно-политическая организация, «Аум Сенрике» (ныне «Алеф») - религиозная секта создана в 1984 году в Японии, «Организация освобождения Восточного Туркестана» учреждена в Турции в 1996 году. [5]

В итоге чтобы ликвидировать деятельность экстремистских организаций необходимо :

    1. Улучшить работу СМИ. через которые необходимо осуществлять передачу достоверной информации тех или иных экстремистских организаций.
    2. Оперативно рассматривать информацию, полученную от народа для предупреждения террористических актов.
    3. Мобилизовать деятельность отделов, занимающихся проблемами экстремистских организаций.

 

Список использованной литературы

    1. Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии в Казахстане: Справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Алматы: Аркаим, 2003
    2. Сайт газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
    3. Доброта Л. Омут под названием "Хизб-ут-Тахрир" "Казахстанская правда", №48, 5 марта 2006 г.
    4. Официальный сайт органов прокуратуры Республики Казахстан. Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова. www.prokuror.kz
    5. Сайт газеты «Мегаполис» (www.megapolis.kz)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нурбаев Ж.Е.

Старший преподаватель

Кандидат исторических наук


Информация о работе К проблеме распространения религиозно-экстремистских объединений на территории Казахстана