Исторические условия принятия ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий. Ее приверженцы проживают преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Что же такое Ислам? Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию.

Содержание работы

1. Зарождение и легенда возникновения Ислама 4
2. Распространение Ислама 5
3. Жизнь и деятельность Мухаммеда 7
4. Духовные ценности Ислама 11
5. Ислам в сравнении с другими религиями 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ оформленный.docx

— 55.06 Кб (Скачать файл)

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько  фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и  записан по - арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти  все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином после  того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии  духовных лиц, ими фиксируется и  закрепляется чтением священных  текстов Корана. Развод для мужчины  мусульманина относительно прост, для  женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь  до четырех жен, если он в состоянии  их одинаково хорошо содержать. В  настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а  в некоторых мусульманских странах  оно несколько ограничено законодательством.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также  различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

Несмотря  на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм  и шиизм, среди всех мусульман  существует довольно стойкое представление  о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей  и общими интересами в современном  мире.

Наиболее  значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Ашари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

Для понимания  исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства  и духовенства. В исламе нет и  церкви, служащей посредником между  человеком и Аллахом, ни духовного  сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской  теории, да отчасти и на практике - нераздельны.

5. Ислам в сравнении с другими религиями

 

Характерная особенность  мусульманской религии состоит  в том, что она энергично вмешивается  во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным  законам. В прежние времена в  мусульманских странах имело  место полное сращивание государственной  и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился  целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право  было построено всецело на религиозном  законе — шариате. Следили за выполнением  норм шариата и толковали их мусульманские  богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство  выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные  функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение  молодежи в мусульманских странах  прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может  владеть имуществом, и это имущество  считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя  правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вследствие  своей большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт, ислам  был близок большинству людей.

В последние  десятилетия, после первой мировой  войны, во многих странах произошли  буржуазные реформы, ограничившие влияние  религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое  прогрессивное движение в странах "третьего мира" привлекло к  еще более радикальным переменам  в мусульманских традициях и  к их общему ослаблению. Характер перемен  происходил сообразно различным  социально-политическим условиям.

Речь  идет не только о мелких и внешних  уступках мусульманского духовенства  требованиям времени: смягчение  или отмена старых запретов, модернизация культа и прочее, но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель, ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения. В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).

Несмотря  на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением времени, стержнем его остаются незыблимые духовные ценности, основанные на общечеловеческих ценностях и морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Атеистический словарь, издательство полит. литер., М. 1986.
  2. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
  3. Ислам, краткий справочник, Из-во "Наука", М. 1983.
  4. Основы религоведения., Учебник, «Высшая школа», 1994.
  5. Климович Л., Книга о Коране, М. 1986.
  6. Религии мира, Энциклопедия,т.6, "Аванта +", М. 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Исторические условия принятия ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда