Ислам, его вероучения и культура. Коран, как священная книга мусульман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:52, реферат

Описание работы

Ислам – это одна из распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 млн., преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Юго-Восточной и Южной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже значит быть обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как «тот, кто покоряется».

Содержание работы

Введение
1. Зарождение ислама
2. Священная книга Коран
3. Вероучения
4. Ислам и общество
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коран - священная книга мусульман.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зуль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог  на имущество и доходы, который  идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускается изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; мусульманский пост состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Иногда к "столпам  ислама" причисляют джихад. Слово  это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Характерной особенностью мусульманской религии состоит  в том, что она энергично вмешивается  во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

По шариату, основными  мусульманскими праздниками являются праздник "ид аль-адха" - великий  праздник жертвоприношения (тюрк. "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам"). Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

 

  1. Ислам и общество

 

Ислам является очень  широкой по охвату системой социального  регулирования. Почти все стороны  жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершается обряд  обрезания. Заключение брака совершается  в присутствии духовных лиц, ими  фиксируется и закрепляется чтением  священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого  служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д. Невыполнимых моральных предписаний в исламе нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жесткость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и по возможности, чисты.

Мусульманские женщины  предпочитают одеваться скромно  и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для  низких инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как « на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали внимание, прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.

Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые  из них регулируют особый стиль паломнической  одежды ихрам и предписывает определенные требования к одежде, допустимой в  мечети. Во время молитвы даже в  самых примитивных условиях мужчины должны, по меньшей мере, прикрыть чресла.

Мужчинам не позволяется  носить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет  им значительные неудобства. Им не следует  носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.

В исламе пища является либо халал, либо харам. Та, что халал, - дозволена, а та, что харам, - запретна. Подробное  разделение определяется не личными  предпочтениями того или иного верующего, но всеобщей покорностью и дисциплиной. На своих жизненных путях верующие руководствуются заповедями Аллаха, и даже такая насущная потребность в питании, строго регулируется определенными установлениями.

Аллах сотворил эту Землю и плоды ее во благо человечества, установив, однако, некоторые ограничения в использовании их.

Во –первых, мусульманину не следует есть мясо свинины или  любой другой продукт, содержащий свинину. На Востоке свинья считается не чистым животным, и справедливо, ибо склонна она к поеданию нечистот. По этой причине ни один мусульманин не может представить себе как можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого, отвратительного существа.

Мясо других животных, таких, например, как корова, овца и  коза, разрешено для мусульман, учитывая, конечно, что животное было забито методом халал, состоящим в перерезывании очень острым ножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Бога служит ритуалом привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного не забирается бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.

Мусульмане полагают, что перерезание глотки – самый  гуманный метод забоя животного, к тому же весьма благодатно сказывающийся  на качестве получаемого мяса.

Мусульманам запрещено  употреблять в пищу мясо умерших, задушенных, забитых палками и  убитых хищниками животных. Также  запретно (харам) мясо хищных птиц, животных с клыками и когтями, грызунов, рептилий и насекомых, за исключением  саранчи.

Что касается другой пищи, например, рыбы, овощей, фруктов, зерновых и корнеплодов, то все это для мусульман разрешено. Но мусульманам все же следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, т.к. бисквиты, например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себе животный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животного происхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в том числе и свиньи; он входит в состав многих сладостей, кремов, наполнителей, конфет и фабричный йогуртов.

 

 

Заключение

 

Знание основ  мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения  и в разных странах традиционного  распространения ислама. Всякий мусульманин  знает арабское звучание и смысл  символа веры религии ислама: "нет  никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха".

Связь веры с  традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Мусульманство, в отличие от других религий, не ставит таких задач, как самосовершенствование  личности, оно требует только акта безусловной преданности Аллаху — верующий на протяжении всей своей жизни должен действовать именем Аллаха и для Аллаха, жить соответственно божественным заповедям. Ислам — религия с неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, она, с точки зрения христианства, не позволяет верующему наполняться внутренним содержанием, смыслом и целью.

 

Список литературы

мироздание общество

  1. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
  2. Ислам, краткий справочник, Из - во "Наука", М. 1983
  3. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г. Ф. Ким. Москва. Наука. 1985
  4. Л. Климович. Книга о Коране, М. 1986
  5. С. Токарев. Религия в истории народов мира, М. 1986
  6. Религии мира. Энциклопедия. т. 6. Москва "Аванта +".1996г.



Информация о работе Ислам, его вероучения и культура. Коран, как священная книга мусульман