ХРИСТИАНСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
    Новая религия утверждала, что 
страдания  в земной жизни принесут человеку 
спасение и райское блаженство в  загробном 
мире, а в сопротивлении  злу видела путь 
к нравственному совершенствованию. Она 
обещала всем обездоленным, что «будут 
последние первыми, и первые последними», 
что праведные получат свое и низшим сословиям 
- всем этим, по евангельской фразеологии, 
«нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит 
будущее. Богатство, стяжательство рассматривались 
новой религией как «западня дьявола».
      Христианство  отбрасывало 
не только социальные, но и 
национальные преграды между 
людьми. «Нет ни эллина, ни иудея 
... ни варвара, ни скифа, ни 
раба, ни свободного», - говорится 
в одном из апостоловских посланий. 
Христианство получило характер 
универсальной, общечеловеческой 
религии. Однако осуществление 
этих мечтаний христианство отодвигало 
в «потусторонний» мир, и само 
земное существование людей рассматривало 
лишь как «божье царство».
      Со  временем христианство 
меняет свое социальное лицо. 
Углубление кризиса римского 
рабовладельческого общества побуждало  
все большее число людей искать 
утешения и спасения в новой 
религии. Во II - III веках в христианские 
общины хлынули состоятельные 
люди. Они принесли не только 
имущество, но и свои социально-политические 
воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, 
равенства отодвигаются на задний план.
      Христианские  общины 
становятся богатыми, приобретают  
экономический и политический 
вес. Руководство ими сосредотачивается 
в руках немногих должностных 
лиц - епископов. Создается сложная 
церковная организация. Ее высшим 
органов становятся съезды епископов 
- церковные соборы. Епископы больших 
областей получают в дальнейшем 
наименование архиепископов. Архиепископы 
Рима, Александрии, Антиохии стали 
называться патриархами, а первые 
два - папами (от греческого «папас”» 
- отец).
      Постепенно  вырабатывается 
сложный культ, чуждый первоначальному 
христианству. Позднее  в молитвенных 
домах появились  иконы - изображения 
Иисуса Христа, его матери, апостолов. 
Вводилось пышное богослужение.
      Таким образом, 
к IV веку христианство проникло 
во все социальные слои римского 
общества. Мощная организация общественной 
связи, земельные владения и 
богатства, накопленные к этому 
времени, делали христианскую 
церковь силой, с которой власти 
не могли не считаться. Тем 
более что сама церковь теперь 
стремилась к сближению с государством.
      Тенденции эти 
наметились давно. Уже в посланиях  
апостолов (I-II века) появляются призывы: 
«Рабы, повинуйтесь господам своим 
по плоти со страхом и трепетом... 
как Христу», «Всякая душа да 
будет покорна высшим властям, 
ибо нет власти не от бога». 
Эта готовность церкви освятить 
слабеющую императорскую власть 
и весь строй империи авторитетом 
христианского бога не могла не быть 
услышана.
      Император Константин 
в начале IV века, стремясь укрепить 
единство империи и свою власть, 
прекратил преследование  христиан 
и дал христианству права  
легальной религии. А в последнее  
десятилетие IV века, при императорах  
Грациане и Феодосии I, христианство 
получило привилегии единственной 
государственной религии. Остатки 
дохристианских языческих культов 
преследовались. Имущество старых 
храмов было конфисковано или 
разграблено, статуи богов низвергнуты, 
жертвоприношения им запрещены. 
Знаменитая статуя Виктории - богини 
победы, символ старого римского 
духа и государственности, была 
удалена из сената. В 394 году 
император Феодосий I специальным 
декретом упразднил как один 
из последних оплотов язычества 
- знаменитые олимпийские празднества 
- олимпиады. Христианство распространилось 
по всем районам империи и 
вышло за ее пределы. Христианская 
церковь сделалась опорой и 
союзником гибнущего рабовладельческого 
государства. 
      Неоплатонизм, как 
это следует из самого названия, 
есть обновленная философия Платона. 
И это действительно так. Хотя 
неоплатонизм включает в себя 
также переработанные идеи пифагорейцев 
и Аристотеля.
      Неоплатонизм, как 
это следует из самого названия, 
есть обновленная философия Платона. 
И это действительно так. Хотя 
неоплатонизм включает в себя 
также переработанные идеи пифагорейцев 
и Аристотеля. По существу это 
была попытка синтеза целого 
ряда достижений античной философии, 
предпринятая уже во времена крушения 
античного мира. Это была последняя отчаянная 
попытка спасти язычество и языческую 
мудрость и противопоставить их христианству 
в качестве силы, способной идеологически 
и организационно сплачивать людей.
      В противоположность 
христианскому  Богу-Отцу, неоплатоники 
представляли божество как безличное 
Единое. Кроме того, они не выносили 
Бога за пределы мироздания, а 
мыслили его имманентным миру, 
т. е. внутренне присущим ему. 
Способ проникновения Бога в 
мир принято определять как 
«эманацию». «Эманация» буквально 
переводится с латыни как «истечение». 
Именно как результат истечения 
Бога в мир представляли неоплатоники 
формы бытия. А потому мир 
можно представить как то же 
самое божество, только пребывающее 
в своих различных состояниях.
      Неоплатонизм  просуществовал 
с III по VI в. и оставил  довольно 
противоречивое наследие. С одной 
стороны, по словам А.Ф. Лосева, 
для него было свойственно 
пристальное внимание к логическим 
определениям и классификациям, 
к математическим, астрономическим 
и физическим построениям, а 
также к историческим, филологическим 
и комментаторским изысканиям. Так 
Порфирий написал «Введение к 
«Категориям» Аристотеля», которое 
служило основным логическим 
пособием в средние века. А 
с другой стороны, стремясь 
возродить языческие культы, неоплатоники 
занимались магией и всевозможными 
гаданиями. Их стараниями в 
значительной мере возникает 
такая «наука» как астрология. 
В характере астрологии выражается 
характер неоплатонизма в целом, 
ведь утонченная логика в нем сочеталась 
с мистикой.
      Итак, неоплатонизм 
бросил вызов христианству как 
новой монотеистической религии. 
Богу христиан неоплатоники противопоставили 
безличное Единое, а также богов 
и демонов древней мифологии. 
Но потерпев поражение в этой 
борьбе, неоплатонизм не исчез 
безвозвратно. Идеи неоплатонизма 
не погибли вместе с древним 
миром, а вступили в сложнейшее 
взаимодействие с христианским 
и мусульманским учениями. Монотеистическое 
богословие нуждалось в разработке 
проблемы идеального, в объяснении 
способов воплощения идеального 
начала в мир, в обосновании 
бессмертия души. Таким образом, 
стремясь одержать победу над 
христианством, неоплатонизм на 
деле помог ему укрепить свое 
могущество.
      В частности, под 
непосредственным воздействием 
неоплатонизма к VI веку сложилось  
богословское учение Псевдо-Дионисия 
Ареопагита, в котором Бог —  
это скорее Единое неоплатоников, 
чем ветхозаветный Яхве. Большой 
корпус сочинений был создан 
неизвестным автором, который 
писал от имени Дионисия, обращенного 
в христианство апостолом Павлом 
во время его проповеди в 
Ареопаге. Переосмыслив неоплатонизм 
на христианский лад, Псевдо-Дионисий 
создал развернутую иерархию 
форм бытия, в которой большую 
роль играет мистика света. 
Зависимость от неоплатоников 
здесь так велика, что периодически 
неизвестный богослов пользуется 
формулировками Прокла. Учение Псевдо-Дионисия 
принято считать образцом апофатического 
богословия. В этом качестве оно 
обрело широкую популярность, как 
на Востоке, так и на Западе 
бывшей Римской империи.                              
      Наиболее  значимым 
моментом в философии неоплатонизма 
является учение о потусторонности, 
сверхразумности и даже сверхбытийности 
первоначала всего сущего и 
о мистическом экстазе как 
средстве приближения к этому 
первоначалу. Неоплатонизм сверхразумен. 
В нем наблюдается возврат 
к мифологии или ремифологизация. 
Гегель не случайно использовал 
неоплатонизм как иллюстрацию 
своего закона отрицания отрицания: 
философия сперва отрицала религию 
(мифологию), а затем в своих 
самых зрелых формах, отрицая 
саму себя, постигла внутреннее 
содержание мифологии и образовала 
с ней синтез. Итак, по Гегелю, 
неоплатонизм не столько философия 
как антипод мифологии, сколько 
синтез философии и мифологии. 
Философия неоплатонизма  является 
последовательным монистическим 
идеализмом и даже сверхидеализмом. 
В отличие от бога Платона, 
который доступен разуму, бог 
неоплатоников ускользает от 
мысли. Это уже мистика. Пафос 
их учения заключается в сведении 
многого к единому и в выведении 
этого единого за пределы многого. 
Согласно учению неоплатонизма, 
во главе иерархии сущего стоит 
одно начало, единое как таковое, 
сверхбытийное и сверхразумное, 
постижимое только в состоянии 
экстаза и выразимое только 
средствами апофатической теологии. 
Мировая система является строго 
иерархичной, она строится не 
снизу вверх, а сверху вниз. 
Неоплатонизм радикально отличается 
от своего первообраза - философии 
Платона. Несколько веков послеплатоновской 
идейной эволюции не прошли 
даром. Тем не менее, ретроспективно 
он позволяет многое понять как в учении 
Платона, так и в философии его лучшего 
ученика, Аристотеля.
        Что касается 
христианства ,то тут мне хочется 
сказать о том, что новизна 
христианства, поразившая древний 
мир, пробудившая в нем энтузиазм 
беспримерной любви и столь 
же беспримерной злобы, заключалась 
не в отдельных его принципах, 
но и в их общей связи 
и соотношении, а главное – 
в их жизненной искренности 
и силе. То, что в древней ветхозаветной 
морали высказывалось "между 
прочим", как побочная мысль, 
вызывая уважение своей недосягаемой 
возвышенностью и не вызывая 
никакого сочувствия по своей 
безжизненности, - в христианстве 
делается краеугольным камнем 
всей морали, входит в кровь 
и плоть человеческих поступков, 
вдохновляет и объединяет людей.
      Это краеугольный 
камень христианской морали – 
любовь к Богу и ближнему. Эта  
любовь не похожа на ту, которой 
человечество жило до христианства. 
Это не любовь мужа и жены, 
родителей и детей, брата и 
сестры, вообще не та любовь, которая 
непринужденно диктуется природными 
инстинктами человека.
      Я считаю, что поставленная 
мною цель, рассмотреть взаимосвязь 
неоплатонизма и христианства, выполнены 
в полной мере.