Христианское паломничество и современный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие "паломник" происходит от слова "пальмовник", что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Файлы: 1 файл

Христианское паломничество и современный туризм.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Христианское паломничество и  современный туризм

Паломничество

 

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

 

Понятие "паломник" происходит от слова "пальмовник", что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

 

Православное паломничество 

 

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

 

Поскольку определение VII Вселенского  Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании  паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом "пилигрим", что в переводе на русский язык означает только "странник". Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

 

Еще дальше отошли от Православия  протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине  такой разницы в понимании  паломнической традиции в христианстве можно говорить о православном паломничестве.

 

Паломничество и туризм

 

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т.д. Все эти выражения  проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его  с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

 

Туризм – это путешествие  с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма – знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

 

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится  и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный  туризм важным средством духовного  просвещения наших соотечественников.

 

Традиция паломничества на Руси

 

Русское православное паломничество  ведёт своё начало с первых веков  распространения христианства в  Древней Руси, т.е. с IX–X вв. Таким  образом, русскому православному паломничеству  уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия – в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея или у своего духовного наставника. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Коротко о паломничестве.

 

 Паломничество  — это приобщение к тысячелетней  традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной  в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

 

 Паломничество  — хождение или путешествие  к святым местам с четко  определенными духовными целями.

 

 Среди  традиционных устремлений при  совершении паломничества нашими  предками можно назвать следующие: совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва, причащение, исповедь, соборование), вознесение молитв во святом месте;

 

 поклонение  святому месту, храму, мощам,  чудотворным иконам; паломничество  в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

 

 паломничество  в чаянии получения благодати,  исцеления духовного и физического,  получения совета (например, в Оптину  пустынь ходили за советом  к старцам);

 

 паломничество  во исполнение обета или во искупление грехов;

 

 паломничество  в чаянии обретения потомства,  ради брака; 

 

 паломничество  во укрепление духа перед принятием  важных решений, перед бракосочетанием,  путешествием, перед битвой за  Веру и Отечество. 

 

 При  совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты. Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

 

 Профессор  Московской духовной академии  Алексей Ильич Осипов говорит:  «Цель паломничества в том,  чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».

 

 «Если  вы просто поехали разведать  новый монастырь, то это не  паломничество, пусть даже и  едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

 

 Одно  и то же путешествие может  стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а  глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на  Святую землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество. Это аскетика — от греческого „аскео", то есть „упражняюсь". Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело — это молиться».

 

 Паломничество изначально есть  религиозный подвиг, подвиг аскезы. Человек оставлял свой надежный  мир — дом, семью, деревню. Он становился «в путь шествующим» — беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы. Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, — опасно. В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение. В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.

 

 По своей духовной сути  паломничество в некотором роде  сродни монашеству. И там и  здесь человек покидал дом  и привычную жизнь, имея в  виду душеспасительную цель. Паломник  «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери — такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах. Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества.

 

 Паломничество — это труд, это факт биографии человека. Но между святыней и странником  пролегает нелегкое испытание  дорогой, полное трудов и лишений,  терпения и скорбей, опасностей  и невзгод. Здесь и преодоление  собственных немощей и мирских  искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

 

В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно. Духовная польза паломничества  во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

 

Многие люди зрелого возраста приезжают  с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди, в том  числе члены православных молодежных объединений.

 

 Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью. Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания. Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

 

 Мера и глубина воцерковления  людей различна, различно и понимание  ими смысла и значения паломничества. 

 

 Среди приезжающих часто  встречаются те, кто недавно переступил  порог храма. Порой встречаются  люди совсем нецерковные, движимые в большей степени любопытством. Если человек совершает поездку только ради любопытства — это уже не паломничество.

 

 Но, принимая людей, в том  числе и туристов, иночествующие  несут послушание — они открывают  для многих людей мир веры. Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.

 

 По сравнению с туристической  поездкой в поездке паломнической  отсутствует развлекательный раздел  программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

 

Одним из важных аспектов паломнических  поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

 

Паломничество играет важную общеобразовательную  роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного  делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

 

 Монастырские и храмовые  здания являлись главными архитектурными  памятниками своей эпохи —  особенно до XVIII в. Поэтому паломническая  поездка дает прекрасную возможность  познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

 

 Если у вас небольшой опыт  паломнических поездок, то могут  потребоваться советы по разным  вопросам.

 

 Следует указать несколько  важных моментов.

 

Хорошо согласовать поездку  с приходским священником, взяв у  него благословение на это благое дело.

 

 Он может ответить на возникающие  вопросы в связи с паломничеством  новоначальных христиан. Обратиться  за помощью можно также в  паломнический центр Рязанской  епархии. 

 

 Не стоит  включать в поездку большое  количество посещаемых мест, чтобы  не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества. В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

 

 Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству. Такая подготовка — дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров. Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики. В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями. Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

 

 Если  ваша цель — получить духовное  подкрепление, почувствовать благодать,  таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой. При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.

 

 Возрождению  российского паломничества способствовал  пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ. Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.

Информация о работе Христианское паломничество и современный туризм