Христианская культура и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете, – собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена. И, конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса.

Содержание работы

1. История возникновения христианства………………………………………..3
2. Структура христианского вероучения……………………………………….. 4
3. Основные черты христианской культуры…………………………………….8
4. Значение христианства для развития европейской культуры……………...12

Заключение…………………………………………………………………….....13

Библиографический список……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

КР по религиоведению.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Иногда можно слышать мнение, что, согласно Библии, мир будет приведен к совершенству помимо воли человека. Это ошибочное мнение. Библия начинается книгой Бытия, а заканчивается Апокалипсисом. Ветхий Завет – это история падения человечества в лице Адама и его потомков. Новый Завет – это восстановление человечества в лице Христа, или второго Адама. Первый Адам поддался искушению, второй – победил искушения. В конце библейского повествования победа Иисуса Христа показана как создание нового неба и новой земли. Но Христос пришел в мир в образе человека. Это значит, что человек призван делать то, что делал он: побеждать искушения. Если же человек не сможет это сделать, то грехопадение будет продолжаться, т.е. мир будет развиваться согласно Ветхому, а не Новому Завету. Не будет ни нового неба, ни новой земли.

Следовательно, важно, в качестве кого воспринимается Иисус Христос. Его этот вопрос тоже волновал. Он спрашивал учеников, за кого принимают его люди, за кого они сами его принимают. Если человек видит в Иисусе только Бога, то он снимает с себя всякую ответственность за судьбу мира, поскольку всегда может сказать о себе: я – не Бог, мне не дано совершать то, что мог Иисус Христос. В самом деле, разве это не очевидно: человек – не Бог? Но ведь очевидно и другое: Иисус Христос – человек, а не только Сын Божий. Не желая видеть в нем человека, мы перекрываем себе пути к идеалу, навсегда отделяем его от действительности.

 

Из Библии, если рассматривать ее как завершенное произведение, вовсе не следует вывод о закономерном развитии культуры или мира в целом к совершенству. Будущее не изменится к лучшему, если человек безучастен, если он надеется, что мир будет улучшаться сам собой. Иисус Христос говорил ученикам: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Если человек лишь сообразуется «с веком сим», против чего предостерегал римлян апостол Павел, а не «преобразуется обновлением ума», к чему он их призывал, то мир будет только ухудшаться. В Библии дан пример обновления ума, но произойдет ли оно в человеке, зависит не от Библии, а от человека.

Универсализм многих проблем, затронутых в Библии, способствует тому, что интерес к ней не ослабевает вот уже много столетий.

Практически невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов, ученых-естествоиспытателей, которые не испытали на себе влияние Библии. На темы библейских сказаний созданы известнейшие произведения. В Библии привлекает то, что она является концентрированным выражением мудрости десятков поколений. Это первая книга, вышедшая в рукописном и печатном варианте. Известно, что самая древняя русская рукописная книга – Остромирово евангелие (XI в.), она написана дьяконом Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира. Гутенберг, изобретатель книгопечатания в Европе, в середине XV в. напечатал так называемую 42-строчную Библию, ставшую первым европейским полнообъемным печатным изданием. Основатель книгопечатания в России и на Украине Федоров выпустил в 1564 г. первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Мастеров, стоявших у истоков рукописного и печатного дела, несомненно, волновало воздействие, которое окажет на общество их первая продукция. Особенность великих творений человеческого духа, каким, несомненно, является и Библия, заключается в том, что они сочетают общественные и личные потребности людей, становятся выразителем коллективных пристрастий и индивидуальных стремлений к самопознанию.

 

4. Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного осознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

 

Заключение

Проблема христианской культуры доселе не разрешена, и разрешать ее будут грядущие века, из поколения в поколения. В духовные врата, открытые христианством, всякий из нас призван войти и сохраняет свою волю и свободу — вступать в них или не вступать. За последние два века европейское культурное человечество поколебалось на пороге этих врат, отвернулось от них и попыталось идти своими, нехристианскими и нерелигиозными путями. Плоды этого поворота мы пожинаем ныне во всех областях культуры.

В результате этого содержание жизни стало несущественным: началась погоня за пустой формой.

Внешнее, формальное, показное, чувственное завоевало и наводнило чуть ли не все искусства; тайна отлетела, мелодия отодвинулась на дальний план, содержание искусства было объявлено безразличным, воля к художественному совершенству иссякла.

Современный христианин будет создавать, — не отвергая доселе созданное, но творчески преображая его из свободной глубины преображенного духа.

Он будет создавать христианскую науку, христианское искусство, христианское воспитание, христианское правосознание, христианский труд и христианскую чистую собственность. И в этом видится нынешнее и будущее нашего великого отечества, нашей страдающей России.

 

 

 

Библиографический список

 

1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / C.С. Аверинцев.- СПб.: Азбука-классика, 2004.- 480 с.

2. Боннар, А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа [Текст] / Пер. с фр. О. В. Волкова; предисл. Ф. А. Петровского.- М.: Искусство, 1991.- 334 с., ил.

3. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени [Текст] / П.П. Гайденко.- М.: Наука, 1987.- 447 с.

4. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ [Текст] / П.П. Гайденко.- М.: Наука, 1987.- 447 с.

5. Ильин, И.А. Одинокий художник. Сост., предисл. и примеч. В. И. Белов [Текст] / И.А. Ильин.- М.: Искусство, 1993.- 348 с.- (История эстетики в памятниках и документах)

6. Косарева, Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени [Текст] / М., 1989.

7. Лосский, В.Н. Догматическое богословие [Текст] /  В.Н. Лосский // Богословские труды.- М,1972.-Сб. 8.- С. 129-183. Переизд.: То же // В.Н. 8. Лосский. Очерк мистического богословия...- М., 1991.- С. 200-288.

8. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие [Текст] /  В.Н. Лосский.- М.: Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна», 1991.

9 .Свенцицкая, И. С. Раннее христианство: страницы истории [Текст] /  И.С. Свенцицкая.- М.: Изд-во политической литературы, 1989.- 336 с.

10. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 [Текст] / О. Шпенглер.- М., 1993.

11. Штаерман, Е. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеология поздней Римской империи [Текст] /  Е.М. Штаерман //История Древнего мира. Упадок древних сообществ. 2-е изд., испр.- М., 1983.

 

 


Информация о работе Христианская культура и ее особенности