Духовная безопасность - религиозно-правовой признак цивилизованного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:18, научная работа

Описание работы

Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении к Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной»1. Видя угрожающее социальное положение общества, парламентарии пришли к такому выводу. И сегодня на различных уровнях поднимается значимость этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Духовная безопасность - религиозно-правовой признак цивилизованного общества.doc

— 2.80 Мб (Скачать файл)

Шеф-редактору газеты «Вечерняя Казань» ШамсутдиновуХ.Х.

Копия: Министру информации и печати Республики Татарстан Ахметзянову И.Г.

В газете «Вечерняя Казань» была опубликована статья Ильи Доронина «Голоса приказывали: «Убей ближнего» (от 18 ноября 1997 г.)  и Людмилы Колесниковой «Убить себя и детей – именно та жертва, к которой призывает Господь» (от 21 ноября 1997 г.).

Содержание данных публикации позволяет сделать вывод о неосведомленности авторов в вопросах связанных с деятельностью протестантских церквей, и в частности зарегистрированной общины адвентистов седьмого дня в г.Казани. Так, в заметке И.Доронина выдвигается версия о причастности Церкви Христиан Адвентистов  Дня (АСД) к трагедии разыгравшейся в семье Ткачевых. Как считает автор, убийство Александра и самоубийство Ольги Ткачевых тесно связано с особенностями вероучения и культовой практики адвентистов (самоистязание, сухие голодовки, бесконечные ночные молитвы, галлюцинации в виде агрессивных требований). Л.Колесникова, в свою очередь также причисляет Адвентистов Седьмого Дня, наряду со Свидетелями Иеговы, Международным обществом «Сознание Кришны, к агрессивным сектам, деятельность которых может привести к трагическим последствиям для их членов.

Необоснованность обвинения в адрес АСД обосновывается в письмах пастора Кульчицкого А.Е. от 26 ноября 1997 г. и Совета Западно-Российского Союза Объединения Церкви Адвентистов Седьмого Дня от 10 декабря 1997 г.

Совет по делам религии при Кабинете Министров Республики Татарстан информирует редакцию газеты «Вечерняя Казань» о том, что нарушений законодательства за время деятельности религиозной организации адвентистов не наблюдалось. На сегодняшний день мы не имеем фактов или оснований для ликвидации данной религиозной организации или запрета на ее деятельность.

            • Ст. 150,151,152 Гражданского кодекса РФ.

 Нарушен закон РФ «О средствах  массовой информации ст. 4,43,44. Исходя  из вышеизложенного считаем необходимым  опровергнуть сведения, содержащиеся  в данных публикациях по деятельности  Церкви Адвентистов Седьмого Дня, как порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию.

Чтобы оправдать доброе имя Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, был подан иск на газеты «Казанские ведомости» и «Вечерняя Казань». Защиту осуществлял опытный юрист-религовед, с большим опытом работы Пагасий Анатолий Кириллович. В конечном итоге церковь была оправдана, а редакции газет «Казанские ведомости» и «Вечерняя Казань» пришлось написать опровержение на опубликованные ранее статьи.

 

 

 

Хотя инцидент имеет более десятилетнею давность, сегодня мы также слышим в адрес протестантских церквей не лестные высказывания, а порой даже оскорбительные. К примеру, их относят к ”сектам”, к ”неортодоксальным христианским деноминациям” и к ”современным культам”, (их чуть ли не сравнивают например с культами наподобие "Аум сёнрике", "Белое братство", "Виссарион", "Ветвь Давида"), что создает угрозу на конфессиональном поле.

Делая выводы о состоянии дел в государственно-конфессиональных отношениях, нам приходится сожалеть о многом, в первую очередь о том, как быстро прошел процесс регресса в духовной сфере общества и сколь печальны его последствия. Выводы, в свою очередь, дают возможность думать и определять пути выхода из порочного круга и находить решения для оздоровления духовного состояния российского общества. Однако в реальной действенности их пока еще крайне мало. Правовой механизм регулирования духовных процессов недоработан до необходимого для практики состояния: не хватает соответствующих специалистов, инструкций, методик, положений и т.п. в ведомствах и учреждениях. Особенно это касается воспитательной, образовательной и правоохранительной сфер. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой в этой сфере многих представителей властных структур на общем уровне и большей части населения страны. Недостаточно определенно выражена и политика государства в этой деликатной сфере. Если быть откровенным, то можно сказать, что различные передовые протестантские церкви предлагают программы, способные хоть в какой-то степени помочь оздоровлению современного общества, а особенно молодежи. Но им приходится встречаться с такой ситуацией: «нельзя», «нам не разрешают», но если и разрешили, то во многих случаях через три, четыре вечера по каким-то причинам приходится сворачивать все.  В 1998 году городским властям города Казани была предложена большая партия дефицитных лекарственных препаратов, с полным гарантийным пакетом, взамен дать возможность провести в городе религиозно-оздоровительную программу. И был дан ответ: мы не нуждаемся в ваших препаратах и в вашей программе. А таких случаев и в настоящее время не мало. Так формировалась духовно-нравственная сфера, так развивалась религиозно-государственная политика в России, и последствия  этого не заставили нас долго ждать.

 

Поскольку сложилась такая ситуация, то можно определенно сказать, что без активной и продуманной политики в области обеспечения национальной и духовной безопасности общества, на основе комплексного разрешения острейших проблем в области социальной политики, экономики, образования, демографии, семьи и т.д., сохранить целостность государства и ее культуру не удается. Слишком глубокой коррозии подверглось российское общество и его духовная сфера. Отдельными, разрозненными и незначительными акциями ситуацию трудно исправить. Развитие духовного общества предполагает решающую роль государства в общественном развитии. Только комплексное видение проблемы и столь же комплексное ее решение позволит России выбраться из глубокого духовного кризиса, когда каждый индивид, социальная группа, организация, институт на основе базовых духовных ценностей, разделяемых всем обществом, будут выступать основой и гарантом духовной безопасности России и ее государственности.

Хотелось бы сказать, о необходимости на государственном уровне создавать условия, чтобы те, кто знает, может и хочет помочь (и это все безвозмездно), были услышаны. Надо использовать наработанный в рамках Церкви опыт, он поможет в этот трудный момент истории нашей Родины. Совершенно очевидно, что без возвращения к духовным истокам, культурным и историческим традициям не решить стоящих перед нами проблем. В рамках этой темы, кажется, что будет справедливым и необходимым предложить на государственном уровне два направления, что касается воспитательных и образовательных программ для решения проблем углубленного кризиса.

Социальные программы.

  1. Создание центров социальной помощи. Дать возможность ведущим церковным движениям, имеющим опыт, создавать социальные проекты (реабилитационные центры, на примере центра в Пермском крае) по спасению молодежи, как основного резерва и потенциала российской государственности.
  2. Использование разных профилактических программ в образовательных учреждениях. Допустить в образовательные учреждения специалистов по социальным проектам (к примеру: программа NeXT – воспитание молодежи, «Дышите свободно» - борьба с никотиновой зависимостью, «Обратная сторона жизни» - борьба против любой зависимости, «Добрачное консультирование» - подготовка молодежи к семейной жизни, половое воспитание и многие другие).

Образовательные программы.

Что касается образования, то приоритетной задачей государственно-политического строя, по мнению многих, является воплощение системы общенациональных ценностей, выраженных в воспитательном процессе на всех уровнях общественной жизни. Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Так, в декабре 2007 г. в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым образование, в числе прочих задач, должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Приказом Минобразования от 3 августа 2006 г. № 201 была одобрена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, в которой говорится, что одной из главных целей образования является содействие «духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию». Сама Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России пока является проектом и не имеет четкого юридического статуса. Но ее положения уже получили отражение в проекте «Федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС) начального общего образования. Стандарт для начальной школы уже утвержден приказом Минобразования от 6 октября 2009 года и в декабре зарегистрирован Минюстом. К сентябрю 2010 г. должны быть приняты также стандарты для основной и старшей школы. С 1 сентября 2011 года новые ФГОС в полном объеме вступили в действие. ”Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания…., существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему”11. Выражая мнение многих, хочется и в этой области сделать некоторые заявления: 

  1. Подготовка юристов-религиоведов. В России, как уже говорилось, не больше десятка юристов-религиоведов, могущих адекватно разрешать конфликты в религиозной сфере. Наши Вузы таковых попросту не готовят. Поэтому необходимо ввести на юридических факультетах учебный предмет «Религия и право», для начала хотя бы в нескольких ВУЗах, например, там, где есть кафедры религиоведения или теологии и даже философии. Программы, методические материалы, учебные пособия уже написаны, изданы и кое-где апробированы.
  2. Повышение духовно-нравственного уровня в системе силовых структур. Подобный предмет, например, в форме спецкурса, следует ввести в образовательных учреждениях системы Прокуратуры, МВД и ФСБ (в том числе и институтах повышения квалификации), поскольку именно они стоят в первых рядах защитников духовной безопасности.
  3. Дать религиоведческие знания чиновникам на всех уровнях государственно-религиозной политики. Основами религиоведческих знаний должны обладать журналисты, а также чиновники районных, городских и областных (республиканских) администраций, работающие в сфере реализации государственной религиозной политики. Для этого данный предмет должен быть введен в программу образовательных учреждений государственной службы и институтах повышения квалификации государственных служащих.
  4. Дать возможность в общеобразовательных учреждениях получать познавательные принципы религиозных и духовных ценностей. Преподавателями религиоведческих дисциплин ни в коем случае на должны быть священнослужители по причине их жесткой конфессиональной обусловленности. Они могут привлекаться только в качестве консультантов по конкретной тематике.

Далее, хотелось бы сказать, что на государственном уровне были предложены некоторые тезисы для выхода из сложившейся ситуации.  Но что можно было бы сделать на уровне общественного сознания, чтобы приостановить кризис духовной безопасности и как это можно адаптировать в жизни? На этот вопрос дает ответ Комиссия по духовной безопасности Экспертного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Институт социально-политических исследований РАН, вот к какому выводу она пришла: «Общественно-правовое сознание, преданность Отчизне, порядочность и активность в социальной жизни, в частности, в бизнесе, уважение к власти у граждан возникают не сами по себе, а вырабатываются многими факторами, различающимися по своей социальной значимости. К важнейшим из них относятся религиозные и мировоззренческие, так как они определяют стратегическую позицию не только отдельных личностей, но и социальных структур в отношении общества, права, закона, власти, экономики, бизнеса, свободы, обязанности, общественной активности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести и т.п.»12. Придется согласиться с таким утверждением. Для того, чтобы ситуацию изменить, необходимо поднять статус религиозной культуры и дать возможность ее развитию.

  Что касается духовного воспитания на личностном уровне, необходимо этическое развитие личности, которое включает в себе возрастание в добродетельной деятельности. Апостол Павел в Святом Евангелии в послании к Филлипийцам 4:8. пишет: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Хотелось бы привести примерный список добродетелей, которые необходимо развивать /взращивать/ лично каждому, способных улучшить духовную атмосферу общества. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания. Далее идут: чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость /приспособляемость/, правдивость /честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие /смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/, скромность, дисциплинированность и многие другие качества.

Было бы упущением не вспомнить о духовных ценностях, заложенных в сакральных текстах различных религий. Они являются краеугольным камнем духовного воспитания и формирования личности в духе взаимной любви и уважения. Так, Библия предлагает нам некоторые из них. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит, буквально повторяя китайское «золотое правило нравственности», сформулированное Конфуцием: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12)13.

В заключение хотелось бы еще раз повториться, что для благополучия нашего государства и для большинства сограждан России необходимо сотрудничество именно с созидательными религиями, имеющие опыт работы в социально-религиозной сфере, которые являются основным гарантом духовной безопасности, в том числе и в сфере национальной безопасности, что отвечает широкой международной практике. Без учета этих факторов в стране не удастся достичь социального единства, устойчивого развития и процветания общества.

1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-181598.html (дата обращения: 19.12.12).

2См.: Архиепископ И., Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность РОССИИ. Научно-методическое пособие. М., 2005. – С. 11.

3 См.: Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. Выпуск №1 – 2011., - С. 4; См.: Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004

Информация о работе Духовная безопасность - религиозно-правовой признак цивилизованного общества