Древнеегипетская религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:15, доклад

Описание работы

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Древнеегипетская  религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем  Египте существовало подобие одной  общей религии, а также было большое  разнообразие местных культов, посвящённых  определённым божествам. Большинство  из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества.

 

Доисторические  племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут— это фетиш сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса; камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед - предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса.; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

В значительной степени на верования первобытных  египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную  почву, что позволяло собирать хорошие  урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.

Культ животных

Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях, также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств

 

Крупный рогатый  скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь)

боги принимавшие образы быков  — Атум, Осирис;

богини-коровы — Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор;

божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);

боги слияния  культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис;

Пантеон Богов

Боги делились на местные божества, почитаемые отдельно в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.

Объектом  почитания стал "царствующий фараон", организатор ирригационной системы  земледелия, повелитель людей и стихийных сил.

Центральное место в религии  занимали основные циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в  образе змея Апопа, смерть и воскресение  Осириса.

 

Создание Вселенноё чаще всего приписывалось богу Ра, который поднялся из бутона лотоса и появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества.

 

Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса Анубис - покровитель умерших, некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарствпочитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, и т. д.

Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

Переход от охотничьего хозяйства  к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных  верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.Баст - Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

 

В Древнем Египте также был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, у  каждого человека было несколько  душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы  с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека/ По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов.

Осирис - Бог производительных сил  природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. Первоначально в каждом номе чтили своего главного бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божественной триады (например, фиванская: Амон - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два государства (Верхний Египет. и Нижний Египет), а затем в единую деспотию (около III-его тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегосударственых культов, унификацию религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей государства стали Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Египта, и египетские жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.Амон - фиванский бог Солнца

 

Официальная религия объявила фараона воплощением  бога, живым богом, предписывала воздавать  ему божеские почести. Огромные пожертвования  и различные льготы привели к  усилению жречества, которое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (конец 15 - начало 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменен. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию.

 

В Египте сложилась  богатейшая религиозная и магическая литература. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в  сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга  мёртвых" и др. религиозные сборники. Примером развития египетской теологической мысли может служить так называемый. Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация относится к 8 в. до н. э.), в котором за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе - слове, созидающем мир.

 

Теология  Древнего Египта. получила большое  распространение в религиях античного  мира и оказала значительное влияние  на христианскую догматику, иконографию, обрядность. Так, например, на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую иконографию Страшного суда.


Информация о работе Древнеегипетская религия