Даосские мистические практики в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – осуществить культурологический анализ функционирования даосских мистических практик в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
Рассмотреть специфику и философские основания даосизма.
Рассмотреть деятельность даосских центров в Китае XX века.
Изучить алхимические практики даосов в контексте современности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Даосизм как философско-религиозное учение Китая.
1.1. Специфика и философские основания даосизма………………………...5
1.2. Деятельность даосских центров в Китае XX века……………………...11
Глава II. Даосские мистические практики.
2.1. Алхимические практики даосов в контексте современности…………18
2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время……..25
2.3. Фен-шуй и степень его распространённости в современном мире…...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

Основное отличие даосских практик от других - это их крайняя  практичность. Здоровье человека, его  долголетие - вот главное в Даосских практиках.

Различные медитативные и  энергетические упражнения позволяют  увеличивать количество физической энергии, снимают напряжение, улучшают здоровье, приобретается способность  исцелять себя и других, совершенствуется практика самообороны. Через создание прочной основы здоровья и хорошего самочувствия физического тела человек  может развиваться и в духовном плане. Для этого практикующий использует энергию Солнца, Луны, Земли и  звёзд. Это всё помогает развитию у него осознанности, при котором  осуществляется питание и развитие "плотного" духовного тела.

Даосские практики — это  комплексная система саморазвития человека. За счёт использования внутренних сил, совершенствуется собственная  природа человека с целью достижения бессмертия.                                              

Даосская алхимия —  совокупность практических методов, направленных на достижение бессмертия через трансформацию  своего организма. Даосская алхимия  была направлена, главным образом, на обретение даосского бессмертия.

Под достижением бессмертия подразумевалось обретение магических сил, вплоть до способности к свободному полету.

Как это ни странно, бессмертие не означало омоложения организма. Достигшие  цели адепты продолжали стареть, о чем  свидетельствуют дошедшие до наших дней изображения, на которых «бессмертные» выглядят глубокими старцами.

На подготовку к бессмертию должно было уходить немало времени  и сил, фактически вся жизнь, причем все это было лишь прелюдией к  завершающему акту - слиянию дематериализованного организма с великим Дао. Эта  трансформация человека в бессмертного считалась очень непростой, доступной  лишь для немногих. Сам акт перевоплощения почитался настолько священным  и таинственным, что никто его  не мог зафиксировать. Просто был  человек - и нет его. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо, стал бессмертным.

Даосы усердно разъясняли, что видимая смерть - это еще не доказательство неудачи: вполне вероятно, что умерший вознесся на небо и достиг бессмертия.

В разные века и в разных даосских школах даосская алхимия понималась по-разному. Наиболее древние методы относятся ко внешней алхимии, когда  адепт принимает внутрь эликсиры, изготовленные преимущественно  из минеральных веществ, стремясь преобразовать  своё тело, заменив непостоянные органические элементы на постоянные.

Параллельно внешней алхимии  появилась внутренняя алхимия, которая  позже полностью вытеснила внешнюю  алхимию. По представлениям внутренней алхимии, бессмертие достигалось особыми  упражнениями, медитациями и способами  дыхания, а также контролем за внутренними органами и процессами циркуляции энергии ци в организме.

Внешняя алхимия - раздел даосской науки о бессмертии, в которой  предполагается, что долголетия или  бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.

Так, например, значительный объём информации о внешней алхимии  собран даосском энциклопедическом  трактате Баопу-цзы (317—320 годы), написанном Гэ Хуном. Автор отмечает, что органические вещества, травы, корни, плоды крайне нестойки, они рассыпаются, подвержены гниению и разложению, и поэтому не годятся для достижения бессмертия. Снадобьям растительного или животного происхождения можно продлевать жизнь до двухсот лет. Вечны только минералы: так киноварь, претерпевая химические превращения, образует ртуть (жидкое серебро) и потом с помощью обратной реакции возвращается обратно, а золото может храниться тысячи лет, не подвергаясь коррозии. На этом основании Гэ Хун делает вывод, что только снадобья на минеральной основе могут гарантировать бессмертие, при этом «золотой эликсир» (сочетание золота и киновари) — безусловно самый лучший состав. Он приводит конкретные рецепты снадобий на базе киновари и различных минеральных реактивов, которые гарантируют бессмертие иногда за несколько дней, а иногда за несколько месяцев, даруя адепту различные чудесные свойства. Некоторые рецепты описаны подробно, от некоторых имеется только название.

Использование мышьяка, ртути, серы, свинца делают приготовленные эликсиры сильнодействующими ядами. Принятие этих ядов микроскопическими дозами оказывают  нередко благотворное влияние на организм.

Рецепты, как правило, состояли из дорогостоящих и редких компонентов, кроме того, вещества должны быть высокочистыми, для приготовления снадобья требуется  уединённое место, огонь следует  иногда поддерживать месяцами в строгой  кондиции. Как альтернативу Гэ Хун приводил рецепт, для которого надо набрать золота общей стоимости 400 000 золотых монет, и растворять его в уксусной эссенции, чтобы получить снадобье для восьми человек. Если количество вещества меньше критического — ничего не выйдет, хотя снадобье принимается микроскопическими порциями. Учитель Гэ Хуна Чжэн Инь, да и сам Гэ Хун лично не обладали достаточными средствами для приготовления снадобья.

Ряд рецептов использовал  исключительно минералы, другие рецепты  используют соки растений, мёд, жир, вино, птичьи перья, заячью кровь и другие органические компоненты. Значительное количество рецептов строились на основе киновари или золота. В качестве «алхимического золота» нередко  имеется в виду сернистое олово, которое более твёрдое.

Гэ Хун рассматривает также и другие компоненты — реальгар, слюду, серебро, природный нефрит (необработанный), грибы (к которым относятся также окаменелости, сталактиты, сталагмиты и древесные грибы), смолы, мёд, полезные растения (из которых особенно ценится спаржа) и другие. Эликсиры из растительных компонентов только продлевают жизнь (иногда на несколько тысяч лет), но не дают бессмертия. Важным критерием является сохранность компонента — если тот за тысячи лет не разлагается, не подвергается коррозии и сохраняет свою сущность, он может приносить бессмертие.

Даосы предлагали ограничение в еде - путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запаха крови и вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим - легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т.п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав определялся и магической силой ингредиентов. Следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.

Внутренняя алхимия —  совокупность даосских духовных практик, включающих в себя элементы йоги, медитации, дыхательной гимнастики (цигун), визуализации (цуньсян) и ритуала, ставящая целью достижение бессмертия или долголетия. Она была основана на представлении о сходстве микро- и макрокосмоса, человеческого тела в Вселенной, и возможности создать эликсир бессмертия из собственных «соков» человека.

Особые дыхательные методики были известны с незапамятных времен и практиковались как даосами, так и буддистами. Однако в двенадцатом столетии появилась новая даосская школа под названием Путь осуществления истины, которая придавала контролю за дыханием особое значение. Считалось, что воздух является изначальной материальной субстанцией и содержит тончайшие частицы, которые, аккумулируясь в теле человека, продляют ему жизнь. Даосы также были убеждены в том, что человеку отпущено строго ограниченное количество дыханий, и чем быстрее он израсходует этот ресурс, тем скорее умрет; и наоборот, медленное дыхание, сопровождаемое задержками, продлевает жизнь. В соответствии с этой доктриной была разработана техника утробного дыхания (символически сравнивающая дыхание с жизнью плода в утробе матери), исполняя которую, человек задерживал дыхание так долго, как только мог.

В данном случае мы имеем  дело с количественной оценкой ци: количество вдохов и выдохов ограничено и расходовать их следует экономно. Нельзя не отметить, что этот подход принципиально отличается от первоначальных тезисов даосизма о естественном токе энергии.

Немалую роль в её популяризации  сыграл Чэнь Туань или Чэнь Бо, (871—989) — полулегендарный даосский святой. Он упорядочил и заново сформулировал учение о соотношении природных энергий Цзин, Ци и Шэнь, которое было широко принято в даосизме и конфуцианстве. Старые теории достижения бессмертия были переосмыслены заново, минералы и лекарства стали интерпретироваться как символы определённых процессов в организме, возникающих при специальных практиках.

По мере развития даосизма и под влиянием буддизма даосские представления о бессмертии сблизились с буддийскими. Понятие о бессмертии стало интерпретироваться как переход  в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени, цели сохранения своего тела поменялись на цели духовного саморазвития. Более  поздние школы даосизма делали основной упор уже на медитациях, подобных буддийским. Большое значение при этом имела  сила концентрации сознания, достигаемая  при медитации.

В современности очень  популярна даосская практика, которая  называется йога (Дао-Инь). Дао-Инь – система упражнений для восстановления здоровья и достижения долголетия. Все упражнения Дао-инь выполняются с целью удалить из организма негативную энергию и насытить его жизненной силой. Важное место в системе занимает работа с сухожилиями - различного рода растяжки и скручивания способствуют устранению блоков, обеспечивают свободное течение энергии и делают сухожилия упругими и сильными.

Широкое распространение  и популярность йоги свидетельствуют  о назревшей в обществе потребности  в том, что принято именовать  «антистресс», «расслабление», «самоконтороль» или «способность к концентрации».

Йогой занимается сотни тысяч  людей по всему миру и сейчас это  практикуется в Россию, в Европе. Создаются школы, центры, фитнес-клубы для занятия йогой, появляются федерации йоги, объединяющие последователей традиционных методов практики йоги. Это сообщество людей, идущих по пути физического самосовершенствования, овладения традициями саморазвития и духовной практики. Для этого и проводятся семинары, фестивали, переводятся и издаются труды по истории и практике йоги, готовятся учебные, методические и видео-материалы.

В России Йога Айенгара – один из самых популярных стилей наряду с аштанга-виньяса йогой. От людей, занимающихся Айенгарой, требуется детальная отстройка поз, изучение большого количества инструкций, а лица, занимающиеся аштанга-виньясой, прорабатывают последовательности асан (активная разминка, позы стоя и сидя, прогибы и перевернутый блок), связанные между собой комплексами движений – виньясами. Все упражнения выполняются совместно с пранаямой (специальным дыханием), бандхами (энергетическими замками) и дришти (предписанными направлениями взгляда в каждой асане). Благодаря всему этому практика становится «медитацией в движении».

В Европе популярность приобрела  хатха-йога, которая дословно означает «йога Солнца и Луны» и часто переводится как «йога владения телом», хотя, разумеется, сюда относятся и духовные практики. Важнейшие классические тексты по хатха-йоге - это Хатхайогапрадипика, Шивасамхита и Гхерандасамхита, которые появились в 11-17 вв.н.э.. Основателями хатха-йоги считаются Горакшанатх и Матсиендранатх.

Йога была перенесена и  в другие страны, особенно в Восточной  Азии, где, в частности, сформировались свои собственные школы йоги., более  того, возникли новые формы культуры, как например, дзен в Японии. На протяжении столетий в Азии, и особенно в  Индии, йога остается живой практикой, ее и сегодня можно найти в  своих традиционных формах.

В нынешнем столетии эта  современная и актуальная для  нас йога получила распространение  в Европе и Америке, что привело  к возникновению целого ряда ее европеизированных  форм под девизами типа: «Йога и  христианство», «Йога и спорт», «Йога  и медицина». Изобилие форм, вмешательство  европейских культов и философских  идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе».

 

                                      

 

 

   2.2. Даосская медицина и её функционирование в настоящее время.

Даосская медицина (так же, как и медицина других стран Дальнего Востока) следует пути активизации естественных возможностей человека, помогая организму самому справиться с болезнью, тем самым восстановив его внутренний баланс. Практики восточной медицины убеждены, что человек имеет силы и средства самостоятельно преодолеть любое заболевание.

Предпочтение в даосской медицине отдается акупрессуре, акупунктуре и натуропатии, причем методы эти часто совмещаются и проводятся в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

Даосы и другие жители Востока рассматривают человека с позиции целостности. Поэтому под словом «органы» подразумеваются не органы в привычном понимании представителя западных стран, а более широкие структурно-функциональные единицы — системы, объединенные больше по принципу их функционирования. Например, к необычным фу-органам относят кости, сосуды, головной и спинной мозг и т. д.

Теоретической базой медицины Китая является философия даосов. К примеру, всякое заболевание рассматривается китайским лекарем как нарушение баланса инь — ян в организме. Все основные органы делят на цзан, фу и необычные фу. Цзан являются инь-органами, а фу — органами ян. «В возобновлении баланса инь — ян есть суть всякого применения иглоукалывания», — так утверждает «Лин шу», древний медицинский трактат. Так же, как тесно и неразрывно взаимодействие инь — ян в природе, так и китайские врачи видят функционирование всех внутренних и внешних составляющих тела человека.

Информация о работе Даосские мистические практики в культуре современного Китая, в России и в Западной Европе