Буддизм как мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 20:07, реферат

Описание работы

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм,
Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Содержание работы

Буддизм - одна из трех мировых религий.
Возникновение Буддизма.
«Четыре благородных истины»
Ведизм - предшественник Будизма
Истоки Буддизма

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

В буддизме существуют несколько направлений ,называемые махаяной- "широкой колесницой",хинаяной-"узкой колесницей"(или тхеравадой 
- "истинным учением") и варджаяной - "алмазной колесницей ".

II.ДОГМАТЫ

_картина мира

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес,упоминаемых в раздичных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны.

Всего существуют ,по представлениям этой космологии ,31 сфера бытия ,расположенные друг над другом,снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступений или уровней сознания. Это низшая область бытия.Здесь полностью действует карма.Это полностью телесная материальная сфера бытия,лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания 
-рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение,но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень -арупалока- отрешен от формы и от телесного материального начала. То,как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания ,называемая "сансариин- хурде" ,т.е. "колесо сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух- мангус, слуга владыки смерти,держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару.

В центре круга - небольшое круглое поле ,в котором сплелись тела змеи,петуха и свиньи.Это символы тех сил,которые вызывают неизбежные страдания:злобы,сладострастия и невежества.

Вокруг ценрального поля расположено пять секторов,соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу,а миры людей и небожителей - в верхней части круга.

Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры,символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина,старик,мертвец и больной.

Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры.Они мечут друг в друга копья и стрелы.

Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". 
Животные терзают друг друга,сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в непрерывном голоде.

Земной суд,земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга.Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада - Эрлик- хан (санкритское -Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет  и самый процесс непреложного  закона перерождения в его  буддийском понимании.12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом  жизни ,причем этапы,на которые  этот процесс бытия распадается ,символически изображены на твердо  установленных для каждого из  них рисунках.

Рисунки,символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами.Первая изображается в виде слепой старухи,не знающей,куда она идет.Это- символ "омраченности" 
(авидья),констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни,наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это-"содеянное" (сансара или карма).

Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами. 1-ая нидана - обезьяна,рвущая плоды с дерева,- символ "сознания"(виджняна),вернее лишь первого момента новой жизни, которая ,согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания. 2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период эмбрионального развития человека.Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются "шесть баз",служащих "органами чувств",точнее "актами ощушения" - зрение ,слух,обоняние,осязание,вкус и " манас" , под которым понимается " сознание предыдущего момента".Символы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимися  мужчиной и женщиной.Считается ,что  еще в утробе матери ребенок  начинает видеть и слышать,т.е. элементы чувства соприкасаются  с сознанием.Но приятных или  неприятных эмоций не возникает.

5-ая нидана -"чувство" (ведана),т.е. сознательное переживание  приятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область сознания. 
Ведану символизирует изображение человека,в глаз которого попала стрела. 
"Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна) ,которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хурдэ" в виде человека с чашей вина. "Стремление" - 7-ая нидана,соответствующая всестороннему формированию взрослого человека,когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности.На рисунке - человек, рвущий с дерева плоды. "Бава",т.е. жизнь,- последняя нидана данного существования человека .Это расцвет его жизнидеятельности, упадок ее, старение и смерть. 
Символ бавы -курица, высиживающая яица.

Будующая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением" 
(джати) и "старостью и смертью" (джара-марана).Первая символизируется изображением рожающей женщины, вторая-фигурой слепого старика, еле держащегося на ногах .Рождение-это появление нового сознания ,а старость и смерть - вся жизнь,так как " старение " начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает стремления и желания,вызывающие новое перерождение.

_учение о душе

Согласно традиции,берущей начало в литературе Абхидхаммы,то 
,что принято считать личностью,состоит из: а) "чистого сознания" (читта или виджняна) б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта) в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа) г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания,конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то,что Будда не раз говорил,будто души нет.Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность,временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти,с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального 
"сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответвии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу,как на поток,как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

_отношение к земной  жизни

Некоторые исследователи с этим не согласны:"Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения;угасли заблуждения и обольщения и их ощушения и желания;потух мерцающий свет низменного я,преходящей индивидуальности."

III.МОРАЛЬ

В отличие от монахов,мирянам давался простой этический кодекс Панча 
Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:

1.Воздерживайся от убийства.

2.Воздерживайся от воровства.

3.Воздерживайся от блуда.

4.Воздерживайся от лжи.

5.Воздерживайся от возбуждающих  напитков.

Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

IY.ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ

" Его имя было Сиддхарта,а  фамильное прозвище Гаутама.Он  родился около 563 г. до Р.Х. близ  Гималаев,на границе Непала.

Литература:

1. Кочетов А.Н. Буддизм. М.,Политиздат,1968.

2. Крывелев И.А. История  религий. Т.2 М.,"Мысль",1988.

3. Александр Мень. История  религии. М.,1994.

ВВЕДЕНИЕ 
Ламаизм" 0-термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший".

В самом тибетском языке слова " 2ламаизм 0" нет, а религия обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

2Ламаизм 0- одна из реально  существующих форм буддизма. Все  основные положения его учения  базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет  легендарного "основателя буддизма" - будды 
Шакьямуни, культ 2ламаизма 0пронизан буддийскими представлениями.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА

2Ламаизм 0как форма буддизма  возник в VII-XIV вв. н. э. в Тибете  и стал господствующей религией. 2Ламаизм 0- социальное явление, порождённое  конкретными условиями жизни  тибетских крепостных и рабов  и нашедшее себе последователей  среди трудящихся Монголии, а  затем среди бурят, тувинцев и  калмыков именно потому, что условия  их общественной жизни со становлением  развитых классовых антагонизмов  в той или иной мере оказались  сходными с теми, которые вызывали  принятие буддизма тибетцами.

Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы ламаизма 0- путём непрерывных побед новой религии не было. Однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 
982 г. в Бенгалии в королевской семье, стал настоятелем монастыря 
Викрамачила и был впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха.

Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте проследовал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и появился в 1040 г. в 
Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёркивал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин 2ламаизма 0.

Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша созвал в 
1050 г. под своим представительством церковный собор, почитающийся как 
"седьмой собор буддийской церкви" и объединивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 
1054 г. во время од ной из своих многочисленных поездок по стране.

Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), продолжали проводить линию на ограничение занятий монахами магией, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на первый план требований религиозной морали.

3"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).

Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллизации 
2ламаизма 0, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего добивался 
Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановления, и внесения принципиально нового.

С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские правила и начинает свою проповедническую деятельность. Не развысшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первоначально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь позже основанное им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного 2ламаизма 0- получило широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродетели", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шапка").

К самому началу XV в. относят появление главного сочинения Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням мудрости", известного обычно в сокращённом виде как Ламримченпо или просто Ламрим.

К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом руководстве: 
"Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной". Ламрим стал опорным документом всего последующего 2ламаизма 0.

Оба названных произведения Цзонкабы - по существу учебники, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему совершенству". 
Синтез этих двух путей составил тот "новый путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой, и определяет сущность 2ламаизма 
0как уже канонизированной новой формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского феодализма.

С целью централизовать и чётко иерархически организовать ламство 
Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламаистских монастырей, установил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ламам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистского пантеона. Сама иерархическая система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как общественным положением и связями, так и в какой-то мере личными деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось установлением иерархии и специализации в "различных профилях".

Далее было установлено деление лам по их функциям в совершении культа, который включал кроме рядовых богослужений и пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Такое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и другим бытовым обрядам.

Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствующие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаменов, проводившихся главным образом в форме теологических диспутов.

Цзонкабе присывается введение сложной обряднсти, широкое использование элементов театрального искусства и музыки во время красочных мистерий, посвящённых различным богам или направленных на очищение местности от злых духов, праздников, установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьяму ни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д. Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кончины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, сог ластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпонче, или панчен-ламы.

Информация о работе Буддизм как мировая религия