Буддизм как мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого, религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Содержание работы

Вступление ……………………………………………………….3
Возникновение буддизма………………………………………...4
Будда……………………………………………………………....5
Три поворота Колеса Дхармы …………………………………..7
Исторический ракурс ……………………………………………8
Нирвана…………………………………………………………..13
Четыре благородные истины…………………………………...15
Заключение……………………………………………………….17
Список использованной литературы ……………………………18

Файлы: 1 файл

буддизм как мировая религия.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

До уничтожения Буддизма мусульманами и индуистами можно говорить о 1500 годах индийского Буддизма и его  трёх больших периодах, примерно по 500 лет каждый. Эти три периода соответствуют трём поворотам Колеса Дхармы, что означает, что в пике этих периодов в Индии практиковались все уровни учения Будды.

Когда в восьмом столетии по приглашению  тибетского короля Тризонга Децена в  Тибет пришёл великий мастер Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче) и там распространил  Буддизм, он сделал особое ударение на тантрический аспект учения, Алмазный Путь, и сделал его доступным для широких слоёв. С тех пор под Тибетским Буддизмом можно подразумевать Алмазный Путь. Одновременно король заботился о том, чтобы на тибетский были переведены многие важные буддийские тексты. Эти ранние учения и передачи привели к развитию первой из четырёх великих тибетских традиций, традиции Ньингма, что буквально означает Старая традиция.

Позднее, в XXI в. был второй большой  период перевода, во время которого в Тибет были принесены дальнейшие передачи. Это привело к Новым  традициям (тиб. Сарма) , из которых наиболее известными являются Кагью, Сакья и Гелугпа.

Марпа Переводчик (1012-1097) принёс в Тибет  из Индии особые передачи, которые  шли от мастера Тилопы (988-1069) и  учения Махамудры, составляющие ядро традиции Кагью. Дрогми Лоцава (933-1074) дал линию передачи индийского мастера Гаядхары (или Вирупы) Кхёну Кёнчог Гьялпо (1034-1102) , который затем основал традицию Сакья.

Великий индийский мастер Атиша (982-1054) , отправился в Тибет и вместе с переводчиком Ринчен Сангпо (958-1055) и своим основным учеником Дромтёнпой (1004-1065) основал традицию Кадампа, учения которой были позднее взяты за основу традиции Гелуг (или Ганден) Дже Цонкхапой (1357-1419) .

Суть этих передач во всех четырёх  традициях одинакова, так как  они все опираются на учения самого Будды и комментарии индийских мастеров. Разница лежит комментариях, которые индийские учителя всегда давали в соответствии с предрасположенностями учеников. Таким образом, они имеют различные ударения. Так, старые школы, например, более ориентированы на практику, новые же более подчёркивают глубокое изучение Дхармы. Эти передачи более 1000 лет передавались в чистой форме, не прерываясь, в результате чего бесчисленные практикующие достигали полного понимания природы ума.

И сейчас в Тибетском Буддизме можно через быстрые и эффективные методы Алмазного Пути достичь просветления для пользы существ за очень короткое время. Ведь практика Алмазного Пути содержит в себе все уровни учений Будды и проходит под руководством квалифицированных учителей. Это действительная причина того, почему сегодня столько людей во всём мире открываются как раз этому направлению Буддизма. Если, с одной стороны, подлинная передача гарантирует, что цель практики может быть действительно достигнута, и, с другой стороны, когда может быть установлена прямая связь с настоящей ситуацией здесь и сейчас, с повседневным опытом, то это позволяет очень легко принять этот подарок Будды. Различные традиции Буддизма – просто упаковка, в которой находится Буддизм. Содержание же – это непрерывный путь к совершенному постижению природы собственного ума, путь к необусловленному счастью.

Это был всего лишь обзор основных традиций Буддизма. Детальное изложение  не вместилось бы в рамки короткого  реферата. Было бы невозможно описать  всё историческое развитие, полное содержание отдельных школ и все нынешнее подшколы. Тем не менее, я надеюсь, что смог передать этим обзором некое небольшое общее представление, которое не приведёт к тому, что многообразие этих традиций будет ещё более запутывающим.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          

 

                                                                                               Нирвана 

Мы наглядно изобразим буддийскую этику, если отметим две ха-рактерные черты (интеллектуализм и отрицательный характер заповедей)   Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обман этого мира. Он смотрит на мир, “как на пустоту”, тленье и разрушение. Он победил в себе все влечения к миру и все страсти. Он не гневается, он терпит оскорбления, несчастья, неудачи без раздражения и ропота. Он не привязан к жизненным удобствам и не ищет обильной милостыни, одежды и крова.   Святой отрешился от семейных привязанностей, его не влечет к себе женское тело, слепленное из мяса, наполненное кровью, желчью, слизью. Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых влечений, - говорил Будда, - что же мне в теле твоей дочери, наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой.      Святой вырвал с корнем все свои желания, он равнодушен к настоящему, как равнодушен к прошлому и будущему, и это дает ему особенные положительные добродетели - свободу, мудрость и могущество.    Он свободен от всех привязанностей, даже друзей нет у него, он одинок, ни с чем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ни от погоды, ни от счастья, ни от несчастья. Поэтому нет в нем и страха, и сам Мара-Искуситель не страшен ему.   Святой обладает мудростью. Это не мудрость этого мира. Он не похож на людей, которые “то хватаются за науку, то бросают ее для другого учения, как обезьяны перебрасываются с сучка на сучок”; он чужд споров и словопрений; познавший Вечную Истину, он не разбрасывается мыслями; светла, глубока и молчалива его мудрость, как безбрежное, безмолвное море; шумно бегут горные ручьи, но вечно безмолвны воды в глубинах морей.   И вместе со свободой, силой и мудростью святой приобретает благоволение ко всему живому. Он не вредит человеку, он не делает вреда животным, птицам, насекомым; он даже не тревожит малейшего растения, если к этому не представляется особой надобности; его любовь ко всему сродни его самопожертвованию. Он должен быть готов отдать все свое, если у него этого требуют, отдать даже самого себя, как это сделал Будда, который в одно из своих превращений, будучи зайцем, накормил своим мясом голодного.   Само собой разумеется, что окончательным идеалом для буддиста является сам Будда. Поэтому его образ – пример для подражания, а его конец, Нирвана, есть цель стремлений всякого монаха. Тяжелым и длинным путем идут люди к этой цели.   Милосердие и деятельность на пользу нужны людям только на первых стадиях пути. Для приближающихся к концу, нужно только сосредоточение сознания, самоуглубление: “Когда на небе гремит гром, и дождевые потоки наполняют все воздушные пути, тогда монах в горной пещере предается самоуглублению, и нет для него высшей радости, пока он не достигнет окончательного успокоения - Нирваны”.15.Нирвана     Что же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-нибудь особый род существования?   Нирвана – значит угасание и большинство текстов рисуют ее, как небытие или описывают ее в отрицательных терминах, как уничтожение страстей, уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что Нирвана – небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о посмертном существовании и его ученики, когда их спрашивали о подобных вещах, неизменно отвечали, что “Возвышенный этого не открыл”. Уже это одно намекает на иное решение, отличное от решения вопроса в отрицательном смысле.   На один из подобных вопросов (о посмертном существовании Будды) монахиня Кхема ответила так:   “Сущность Совершенного не может быть определена в категориях этого мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Нельзя сказать, что Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует”.   В другом диалоге энергично опровергается еретическое мнение Ямаки “что монах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежит уничтожению, что он не существует после смерти”  На третьем сборе буддистов вопрос о Нирване был решен в том смысле, что Нирвана непостижима для тех, кто не достиг ее.   Таким образом, Нирвана – это посмертное состояние, определяется как нечто трансцендентное, как то, о чем мы не можем говорить нашими понятиями и словами, нечто непостижимое, о чем мы даже не можем сказать нашего человеческого слова – “оно существует”.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Предмет учения буддизма разбит на четыре отдела, четыре “истины”. Главнейшим доктринальным положением буддизма выступает учение о четырех “благородных истинах”. Философия буддизма, по мере своего развития, обретала все большую автономность и ставила проблемы, непосредственно не связанные с нуждами доктрины, но сама ее направленность, как религиозной философии, не могла выйти за установленные идеологические пределы. Учение о “четырех благородных истинах” выступает в роли такого идеологического ограничителя. Четыре “благородные истины” объединяют положения, известные под следующими условными названиями: “истины” страдания, возникновения страдания, пути избавления от страданий, возможности следовать по этому пути. Истина страдания (все есть страдание) представляет собой изложение факта неудовлетворенности человеческого существования в мире причин и следствий. Основная характеристика эмпирического человеческого существования (дукха), направленного на индивидуальную установку (упадана), порождает жажду испытывать чувственный опыт (влечение к приятному и стремление избежать неприятное), и определяется как сансара. Но воздействие причинно-следственных связей, которого индивид не замечает, создает всеобщую зависимость и, соответственно, непостоянность состояний, которая и есть страдание. Но страдание в буддийском смысле (дукха) не имеет ничего общего со страданием христиан. В христианском смысле страдание - это кара бога за грех (ветхий завет), либо залог спасения, как любовь бога к человеку (новый завет). В буддийской традиции дукха фигурирует как мировоззренческий принцип и разворачивается в ходе анализа эмпирического существования. Понятие дукха лишено какой бы то ни было моральной оценки. Дукха – следствие незнания (авидья).В следствии авидьи индивид может лишь частично контролировать свои действия. Такое существование является стихийным, нестабильным, и воспринимается как безусловно страдательное. Истина причины возникновения страдания (у страдания есть причины) важна для понимания того факта, что страдание рассматривается не как вечный и неизменный атрибут существования, а как следствие своих причин. Причины страдания – деятельность (всякая неосознанная деятельность, в том числе эмоции, и т. д.) субъекта. Истина прекращения страдания (страдание можно прекратить). Прекращение действия причинно–следственных связей возможно лишь в том случае, если субъект имеет к этому соответствующие психофизические предпосылки, а истинная природа субъекта содержит в себе потенции, позволяющие выйти из круга сансары. Истина пути (есть путь, прекращения страданий) - это описание практики преобразования индивидуальной психики для приближения к главной цели – успокоение, достижения нирванического состояния, устранения индивидуального отношения к окружающему миру и фактам внутреннего психологического опыта. На основе изложенного можно сделать вывод, что западная концепция жизни и смерти не корректна по отношению к буддизму, и, как таковая, рассматриваться не может. 

 

 

     

 

                                                                                                         

                  Заключение

В своей Бонаресской проповеди Будда говорил, что существуют две крайности, от которых следует оставаться вдали. Одна – жизнь наслаждений, отданная похоти и удовольствиям, это жизнь низменная, недостойная, ничтожная, противная духу. Другая крайность – жизнь добровольных страданий (к этому призывал джайнизм, возникший одновременно с буддизмом) – это жизнь мрачная, недостойная, ничтожна. Совершенно далек от этих крайностей, он познал срединный путь, который открывает глаза, ведет к покою, познанию, просвещению, нирване, восьмеричный путь. Святая истина о страданиях такова: рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым, разлука с милым, недостижение желаемого – то есть пятикратная привязанность к земному есть страдание. Святая истина о прекращении страданий такова: устранение жажды наслаждений, жажды бытия и жажды могущества. Учение Будды действительно срединное – между эгоизмом брахманизма и самоистязанием джайнизма. Буддизм оказался приемлемым для различных слоев населения не только в Индии, но и других стран. Наиболее привлекательными в нем остаются идея гармонии с природой, в том числе с природой человека, идея возвышения над суетой и разрушительными стремлениями, поиска нравственной основы в жизни, мысль о том, что ничего нельзя добиться насилием. Различия исторических и культурных условий, в которых распространялся буддизм, привели к формированию его ветвей

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы          

      

  1. Л.Н. Боголюбов
  2. А.В Клименко
  3. А. Хрисанф “Религии древнего мира”
  4. А. Ельчаников “История религии” 
  5. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов/ В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 735 с.
  6. Полищук В.И. Культурология: учеб. Пособие.
  7. Андросов, В.П. Будда// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [эл. ресурс]. – 2003.
  8. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока/отв. Ред. Н.В. Абаев. – Новосибирск: Наука, 1990.



Информация о работе Буддизм как мировая религия