Бахаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Возникнув в середине XIX в. в Иране в лоне шиитского ислама, бахаизм оформился как самостоятельная идеология и организационная структура на территории Османской Турции в последней четверти XIX в. Уже за пределами собственно мусульманских стран всемирное распространение бахаизма в XX в. определило хронологические рамки нашего исследования полуторавековым периодом существования этого явления.

Содержание работы

Введение
История возникновения, цель и задачи бахаизма
Основы вероучения
Священные писания
Основные центры бахаизма
Интересные факты о бахаизме
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат религия тур.docx

— 94.37 Кб (Скачать файл)

 

Храм бахаи в Апиа (Западное Самоа)

 

Дом Поклонения в Панаме

Интересные факты  о Бахаизме

 

•    История. В 1852 г. неудачное покушение на Насреддин-шаха совершил баби Садик.

•    Литература и  языки. Лев Николаевич Толстой интересовался  верой бахаи и даже рассматривал идею написания о ней книги. Пьеса «Баб» уроженки Гродно Изабеллы Гриневской была поставлена в 1904 г. в театре Литературно-художественного общества в Петербурге. Среди сочинений Чингиза Айтматова есть книга «Встреча с одним бахаи». Первым переводчиком работы Бахауллы «Сокровенные слова» на эсперанто был украинский писатель Васиилий Яковлевич Ерошенко (1890 – 1952), в честь которого названа одна из улиц г. Львов. Дочь создателя эсперанто эсперантистка Лидия Заменгоф была бахаи.

•    Монархи. Королева Румынии Мария Эдинбургская (1875 – 1938) и король Западного Самоа Сусуга Малиетоа Танумафили II (1913 – 2007) были бахаи.

•    Спорт. Нильсон Эвора (португальский прыгун в длину, олимпийский призер Пекина) и Кэти Фримэн (австралийская аборигенка, обладательница золотой олимпийской медали в беге, открывала Олимпиаду в Сиднее) исповедуют веру бахаи.

•    Международные  организации. Движение бахаи имеет статус неправительственной организации при ООН с правом консультативного голоса, аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и при ЮНИСЕФ.

•    Памятники. Памятник «Освобожденной азербайджанке, срывающей  с головы чадру» в г. Баку бахаи ассоциируют с Тахирой – азербайджанской баби, одной из первых сорвавшей с себя чадру в знак утверждения принципа равенства женщин и мужчин.

•    Образование. Основанная на принципах веры бахаи школа Сити Монтессори в Лакнау (Индия) стала лауреатом премии ЮНЕСКО 2002 года за образование для мира.

•    Наука. Основатель школы позитивной психотерапии Н. Пезешкиан исповедует веру бахаи. Согласно вероучению бахаи, жизнь существует не только на планете Земля, что, однако, наукой на сегодняшний день не подтверждено.

•     Философия. Основатель философии минимализма логик  У. Хэтчер исповедовал веру бахаи.

•    Право. Вероятно, первое судебное признание независимого характера религии бахаи было осуществлено в 1889 г. в Ашхабаде судебной комиссией из Петербурга.   

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В конце 50-х - начале 70-х годов XIX в. выходец из знатного иранского феодального рода Баха-Аллах разработал свою самостоятельную религиозно-политическую доктрину в виде бахаитского вероучения, “универсальной” бахаитской религии и организационно оформил общину бахаитов на территории Османской Турции. В крепости Акка и окрестностях, где Баха-Аллах находился в ссылке, был создан центр, управлявший делами бахаитов в Иране, Турции, Средней Азии, Закавказье, Индии и ряде других регионов с мусульманским населением.

   Баха-Аллах выступил объективно идеологом той части мусульманского общества, которая ориентировалась на Запад, тяготела к развитию капитализма в странах Ближнего и Среднего Востока по западному образцу. Если Баб направлял острие своей идеологии в защиту интересов национальной буржуазии, поощряя развитие национальной торговли, то Баха-Аллах опирался на компрадорскую буржуазию, тесно связанную с интересами иностранного капитала.

   Ярко выраженная антиисламская направленность бахаизма при более лояльном отношении к другим вероисповеданиям была обусловлена на только мусульманской средой зарождения бахаитской доктрины и сопротивлением ей со стороны мусульманского духовенства. Ислам препятствовал расширению контактов с христианским Западом, жизненно важным для торговой буржуазии Востока, прежде всего для торговцев-компрадоров, которые составляли основную часть крупного купечества в окружении Баха-Аллаха.

   В глазах бахаитов теряло ценность все то, что составляет незыблемую ценность для нормального среднего, всегда консервативного (склонного к сохранению стабильности) человека, как-то: вера отцов, родина, государство, чувство долга и т.п. В проповедях и тактике Баха-Аллаха и его преемников чувствуется знание общественных законов, что является привилегией немногих.

   С нравственной точки зрения бахаизму не дано превзойти высоты христианской веры с ее всечеловеческим универсализмом. Строго говоря, рассуждения Баха-Аллаха не шли дальше протестантских нравоучений, да бахаизм и является, по сути, протестантизмом, вызовом исламу и исламскому миру вплоть до отрицания его права быть мусульманским. Бахаизм - ультиматум мусульманскому миру при сохранении ряда элементов внешней, привычной атрибутики. Лояльность бахаизма христианству - кажущаяся, несмотря на признание ряда моментов христианской этики.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. История религии в России: Учебник / Под общ. ред. д-ра. филос. н., проф. Н.А. Трофимчука. — М.: РАГС, 2001.
  2. Петер Антес. Религии современности. История и вера. / Пер. с нем. С. М. Червонная. — М.: Прогресс-Традиция. 2001.
  3. Кукушкин С. А., Ганус Г. А. Притчи. Ведический поток. — М.: ООО «Росток», 2001.
  4. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчелдов.— 2-е изд., испр. и доп. — М: Республика, 2002.
  5. Базиленко И.В. Бахаизм в современной России. Христианское чтение. Журнал СПбДА. №23.СПб., 2004.

Информация о работе Бахаизм