Атеизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:37, реферат

Описание работы

Рассмотрение атеизма, как религии.

Содержание работы

1. Является ли атеизм религией?...............................................стр.3-5
2. Немного истории атеизма……………………………….........стр.6
3. Атеизм и мораль………………………………………………стр.7
4. Классификация атеизма…………………………………………………………стр.8
5. Отношение к атеизму в современном российском
Обществе…………………………………………………........стр.9
6. Харрис С. 10 мифов – 10 истин – об атеизме…………...стр.10-14
7. Заключение……………………………………………………стр.14
8. Список литературы…………………………………………………....стр.15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

           НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

                                   

                                     ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Выполнена студентом

                                                                                      II курса, группы ПС - 206

                                                                                      Дазиденко Полиной

                                                                                      Витальевной 

                                                                                      Проверил:

                                                                                      ____________________

 

                            Санкт – Петербург

                                      2011г.

                                Содержание .    

  1. Является ли атеизм религией?...............................................стр.3-5
  2. Немного истории атеизма……………………………….........стр.6
  3. Атеизм и мораль………………………………………………стр.7
  4. Классификация атеизма…………………………………………………………стр.8
  5. Отношение к атеизму в современном российском                                               

    Обществе…………………………………………………........стр.9

  1. Харрис С. 10 мифов – 10 истин – об атеизме…………...стр.10-14
  2. Заключение……………………………………………………стр.14
  3. Список литературы…………………………………………………....стр.15
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

                       Является ли атеизм религией?

        Слово "атеизм" – греческого  происхождения: a – отрицательная  приставка: теос – бог, буквально  этот термин означает "безбожие". Поэтому определить атеизм легче  всего апофатически, от противного  – разобрав  те явления, которые он отрицает. Атеизм – это материалистическое философское учение, отрицающее сверхприродное бытие Бога, как и любое нематериальное бытие, но утверждающее вечность и нетварность материального мира.

      Прежде чем говорить об атеизме, необходимо сначала четко уяснить, что же такое религия. Современная наука утверждает: религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые влияют на человеческую жизнь.

      Довольно часто в беседах с  верующими людьми и при чтении  религиозной литературы  приходится  встречаться с высказываниями  типа: “атеизм - это религия” , “  Атеистам на самом деле приходиться  верить в то, что Бога не  существует” и т.д.  Является ли атеизм религией? Для того чтобы отвтетить на этот вопрос необходимо понять что из себя представляет феномен религии.  Во всех учебниках можно найти перечисление общих для всех религий признаков и атрибутов: 

  1. Идеологическая (концептуальная) составляющая – догматы, “символы веры” и т.п.
  2. Эмоционально-психологическая – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.
  3. Культово-прагматическая – религиозные обряды, таинства, ритуалы…
  4. Организационная – церкви, общины и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Для удобства изложения и наглядности можно  составить такую таблицу: 

  Религия Атеизм
Вера  в Бога (богов, ангелов, т.е. в сверхъестественное)

см. ниже

ЕСТЬ  НЕТ
Церкви, общины ЕСТЬ  НЕТ
Богооткровенные книги 

Священные писания

ЕСТЬ  НЕТ
Святые, мученники, жрецы священники, муллы  и проч. ЕСТЬ  НЕТ
Чудеса ЕСТЬ  НЕТ
Жизнь после смерти ЕСТЬ  НЕТ
Ад/рай/нирвана/сансара  и т.п. ЕСТЬ  НЕТ
Душа, дух ЕСТЬ  НЕТ
Храмы, синагоги, мечети ЕСТЬ  НЕТ
Культовые предписания и обряды (заповеди, молитвы, посты, жертвопринашения и  т.п.) ЕСТЬ  НЕТ
Пророчества, предсказания ЕСТЬ  НЕТ
Страшный  суд, конец света ЕСТЬ  НЕТ
 
 

    Религиозная вера - это убежденность в реальном существовании сверъестественных  существ, особых свойств у отдельных  предметов, помимо этого еще и  особое психологическое состояние, которое характеризуется рядом  объективных признаков: особыми  эмоциональными переживаниями и  настроениями, эстетическими чувствами  и даже аффектами (например, религиозный  экстаз). Более того, религиозные  верования - эта всегда чувства с "положительным знаком", нечто  позитивное, это всегда вера во что-то - святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т.д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Следовательно, Атеизм не является религией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                Немного истории атеизма.

Истоки атеизма  относятся к той далекой поре истории, когда развитие общественно-производственной практики впервые позволило накопить относительно большой объем знаний, а создание письменности дало возможность  ускорить их накопление и совершенствование. С другой стороны, это была эпоха, когда впервые эксплуататорский строй предоставил немногочисленному  меньшинству людей возможность  заниматься политической, художественной, научной деятельностью, возложив на большинство всю тяжесть рабского физического труда. В тот период в противоположность представлениям, где подлинное знание тонуло в  массе мифологических, фантастических преданий и поэтических образов, зарождается система знаний о  природе, о людях и их сознании, о законах, которым подчинены  мир и мышление.

Уже первые шага людей, пытающихся постичь мир, приводили  к требованию ничего не принимать  на веру, считать истинным лишь то, что  доказано разумными доводами, основанными  на фактах. Так возникают первые зачатки науки и научного мировоззрения.

Первоначально это был неосознанный атеизм, выражавшийся в прагматическом отношении к  ритуалам среди самих служителей культа и вождей племён, которые  использовали религиозные формулы  для упрочнения своего влияния на население. Более осознанный, агностический  атеизм стал оформлятся только с появлением философских школ.

Древнеиндийские источники доносят до нас эхо  споров между представителями философской  школы Локаята (Брихаспати, Дхишан — V век до н. э.) и сторонниками ведического  учения. Сочинения философов этой школы не сохранились, о их позиции  известно только благодаря трудам их противников. Однако можно сказать, что локаята были первыми последователями  атеизма — они утверждали, что  бога нет, что мир никто не создавал, что он появился и развивается  по своим внутренним законам, они  отказывались признать существование  жизни после смерти, и считали  что все, что написано в Ведах  — представляет собой обман.

Некоторые любят  причислять к атеистам и Гераклита и Эмпедокла, Аристотеля, Демокрита, Лукреция, Абеляра, Бекона, Гоббса, Спинозу, Вольтера. Другие это отвергают: и у одних, и у других есть аргументы в свою пользу. 
 

Как бы то ни было массовое рассространение атеизма  получил в 19 веке в Европе. Современный  атеизм берёт своё начало в марксизме. 
Действительно, Маркс был первым философом, заявившем, что Бога не существует вообще (Ницше утверждал смерть Бога), а религия является "ложным сознанием", вымыслом и средством, которым богатые дурят, морочат голову простым людям. После него Ницше произнёс своё "знаменитое" "Бога нет", Сартр повторил, но его произведения, кроме "тошноты" (nausee) больше ничего вызывать не могут. 
Рассел написал работку "Почему я не христианин, в которой воспроизвёл из раза в раз повторяющиеся клеше и штампы против
христианства. Неудивительно, что его не считают серьёзным философом. Таким образом, можно сделать первое наблюдение: атеизм стал возможным только на христианской почве Западной Европы. Нигде атеизм не имеет такого распространения кроме как в Европе: ни в мусульманских, ни в буддистских, ни в Израиле, атеизма, как философской системы не существует.

               

 

                                        Атеизм и мораль.

«Атеизм, отрицающий Бога Творца, не может не видеть первопричину мира в самом мире. Для атеиста  мир не создан, но существовал и  будет существовать вечно. Все в  этом несотворенном мире объяснимо  всесильными «законами природы».

Поскольку атеизм не признаёт в качестве источников морали религиозные догматы, атеизм подвергается обвинениям в аморальности. В то же время атеистические мыслители  считают, что верующие «ставят телегу впереди лошади»: древние тексты являются не источниками морали, а  лишь фиксацией, отражением уровня морали своего времени, которая существовала в обществе задолго до возникновения  религий и продолжает существовать после того, как большая часть  населения перестаёт исповедовать какую-либо религию .Впечатление первичности  религиозной морали происходит из-за её большей консервативности по сравнению  с моралью общественной. 
 
 

                                       Классификация атеизма.

В западной литературе классификации атеизма разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между направлениями свободомыслия и атеизма. Так, различают практический и теоретический атеизм (В.Бруггер); радикальный, агностический, постулатный (Х.Шмидт); марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И.Лепп), три вида атеизма, связанные с именами О.Конта, Л.Фейербаха и К.Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак); иногда в понятие атеизма неправомерно включают некоторые по сути своей религиозные системы (буддизм и даосизм).

Иногда различают  атеизм “сильный” и “слабый”. “Слабым  атеизмом” считается отсутствие веры в существование Бога, это по сути скептицизм, простое неверие. Для “сильного атеизма” характерна вера в то, что Бог не существует, это “твердое, позитивное убеждение”. Действительно, неверие в истинность не является равноценным вере в неистинность; человек может просто не иметь представления о истинности или неистинности того или иного явления.

В отечественной  исследовательской литературе ХХ в. атеизм рассматривался в различных  аспектах: как социальное явление, как  сторона материалистического мировоззрения, как знание о религии, используемое в против консервативной религиозной  идеологии, как мировоззренческая  позиция личности и т.д. При этом атеизм никогда не отождествлялся с  неверием вообще, ставился акцент на нравственное и созидательное содержание атеизма, который при этом также увязывался с передовыми научными взглядами (материалистическими  или натуралистическими). Выделялись разные типы атеизма: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на материалистическую диалектику как метод научного познания и анализа религии).

В.С.Чекулаев в 1975 г. предложил следующую разделять атеистов по критерию атеистической убежденности на: 1) суеверных атеистов, 2) индифферентных, 3) стихийных, 4) сознательно-убежденных, 5) воинствующих. Прочие классификации, предлагавшиеся в советских исследованиях тех лет, обычно делят атеистов не по характеру их воззрений, а исключительно по степени их общественной активности. 

  
 

           Отношение к атеизму в современном российском                                                          

                                             обществе.

Отношение общества к атеизму радикально изменилось — вернее, оно впервые обрело четкие формы. Стало принято говорить об атеизме как об источнике безнравственности  и причине страданий и бедствий, переживаемых Россией, как о признаке духовной ущербности личности и общества. В какой-то мере подобное отношение  может показаться заслуженным, потому что деятельность “воинствующих  безбожников” в самом деле изломала много судеб простых верующих, которые, вообще говоря, никогда серьезно не задумывались о проблемах бытия  и верили скорее по традиции — в  их религиозности не было ничего идеологически  опасного и вредного. Ныне же, наоборот, “обнаруживать свою внерелигиозность и тем более отстаивать её становится не только “неприличным”, но порой  и опасным”. Как следствие, ряды атеистов заметно поредели. В беседе, опубликованной в “Литературной  газете”, православный богослов А. Кураев утверждает: "Сегодня атеист —  крайне редко встречающееся существо, занесенное в Красную книгу. Лично  я уже давно с настоящими атеистами  не встречался".

Информация о работе Атеизм