Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Файлы: 1 файл

Античная культура.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

 

Историю древнего Рима принято  делить на три основных периода:

 

- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

 

- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),

 

- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

 

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом  связана с религиозными представлениями  населения Древнего Рима. Для религии  этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели  своего духа, своё божество. Каждый дом  имел свою Весту - богиню домашнего  очага. Боги ведали каждым движением  и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения  людей - отсутствие определённых образов  богов. Божества не отделялись от тех  явлений и процессов, которыми они  ведали. Первые изображения богов  появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и  греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне".

 

Формально-договорной характер отношения к богам связан с  магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.

 

С V в. до н.э. начинается серьёзное  влияние греческой культуры и  религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир  греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской  религии. Под влиянием греческой  и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

 

Отличительной чертой городов  эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными  арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились  великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами  отдыха. Во многих городах возводились  дома в 3 - 6 этажей.

 

Изобразительное искусство  Римской имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

 

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная  жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

 

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие  города: Александрия, Пергам, Родос, Афины  и, конечно, Рим и Карфаген. Большое  значение придавалось в Риме в I -II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы "Энеида". Другой поэт кружка Мецената - мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона - замечательного лирического поэта, автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и "Послания с Понта". Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей - автор своеобразного фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осёл" о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

 

Основные черты античного  типа культуры проявились посредством  нормы, классики и эстетической формы.

 

Понятие нормы как понятие  культуры складывается уже в эпоху  Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский  период античности. Римская история  переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах  общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.

 

Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии  динамичного, неустойчивого, но реального  равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние : не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

 

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы) и  индивидуально-личной. Так, героиня  трагедии Софокла "Антигона" стремится  выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата, убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и торжества  общественно-эначимой нормы.

 

Для античного сознания важна  эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

 

Римская культура - это языческая  культура. Но эпоха поздней Римской  империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную  победу в Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей  эры было временем расцвета христианского  красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную  по всем правилам античной риторики. Особенную  остроту идеологическая борьба между  христианами и язычниками приняла  в V в. н.э. - в последние десятилетия  существования великой Римской  державы.

 

В кризисе, охватившем римский  мир в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V в. можно рассматривать  как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью  Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического  целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.

 

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего  три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней  Греции, заложили основы европейской  цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой  культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам достичь  небывалых высот прежде народы подражать  грекам, строить культуру по созданным  ими образцам.

 

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной  сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение  в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих  эпох в Западной Европе.


Информация о работе Античная культура