Выразительная роль гармонии в 1 части Сонаты Бетховена ор. 10 № 3 (D - dur)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Именно фортепианная соната отражает наиболее смелые замыслы и искания художника, подготавливая тем самым выразительные особенности его творческого стиля в целом. Если симфонии появлялись как итог и обобщение длительного периода исканий, то соната непосредственно отражала всё многообразие творческих поисков. Этот жанр был настолько близок Бетховену, что он даже импровизировал чаще всего в сонатной форме.

Содержание работы

1. Введение.
2. Тональный план (схема).
3. Гармоническая сетка.
4. Основной раздел: характеристика гармонии.
5. Вывод – обобщение: особенности тонального плана,
роль гармонии,
роль полифонии,
значение органного пункта,
неаккордовые звуки,
альтерация аккордов.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГАРМОНИИ 2012.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Тональный план богат отклонениями. Особенно часто применяются отклонения в субдоминантовую сферу, что способствует большей мягкости, созданию лирического настроения. Богатство отклонений напрямую связано с богатством тематического развития.

В основном Бетховен использует простые гармонии, но они очень выразительны. Очень широко применены мелодические связки и построения. В наиболее ярких, кульминационных зонах и для их подготовки широко применяются гармонии альтерированной субдоминанты.(S#1, II43#3, VIb ,IV65h1b3b7).

Большое выразительное значение имеют секвенции и имитации(особенно в П. П. ,Св П, З П, разработке и коде). Транспонирующая секвенция в ПП2 в процессе развития затрагивает тональности 1 и 2 степени родства.

Органные пункты выполняют не только формообразующую, но и выразительную роль. Так тонический органный пункт затормаживает развитие и подготавливает наступление эпизода затихания в экспозиции (органный пункт фигурированный и насыщен проходящими звуками), а затем подготавливает переход к репризе. В разработке очень широко используются выразительные возможности органного пункта. Орг. П. на тонике B – dur создаёт приподнятый, жизнерадостный характер. Затем, в верхних голосах, это уже  фигурированный орг. п. на тонической терции. Органный пункт на III ступени особенно типичен для минора и связан с ладовой переменностью. Он легко переосмысливается в тонический параллельного мажора, что вызывает конфликт и минорной темой в басу и создаёт напряжение – подготавливает кульминацию. Органный пункт терции и квинты  в Es – dur создаёт чувство движения и развития, готовит кульминацию. В репризе тонический орг. п. и субдоминантовый орг. п.  создают чувство успокоения, орг. пункт на VIb ступени создаёт несколько сумрачное настроение, которое ещё более оттеняет яркость и жизнерадостность каденции на Т.

Неаккордовые звуки напрямую связаны с выразительностью мелодии и гармонии. Так предъёмы создают решительный характер, а проходящие  и задержания– лирическое настроение, вспомогательные – связываются с образами движения. В качестве проходящих широко применяются не только звуки, но и аккорды:  S64, D64, T64. Все они способствуют большей красочности и богатству звучания.

Соната ор. 10 № 3 – это светлый гимн движения, упоения жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Грубер. «музыка французской революции. Бетховен.» (Москва 1967 г.).

 

  1. Дубовский. Евсеев. Способин. Соколов. «Учебник гармонии» (Москва

1985 г.)

 

  1. В. Конен «История зарубежной музыки» вып. 3 (Москва 1976 г.).

 

  1. Ю. Кремлёв «Фортепианные сонаты Бетховена» (Москва 1970 г.).

 

 

  1. Мясоедов. «Учебник гармонии».

 

  1. В. Протопопов «Принципы музыкальной формы Бетховена».(Москва 1970 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выразительная роль гармонии в 1 части Сонаты Бетховена ор. 10 № 3 (D - dur)