Возникновение музыкальных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть место и роль традиционных музыкальных инструментов в народной культуре удмуртов
Задачи:
•провести обзор и анализ литературы по теме работы
•подобрать материал доступный для восприятия детей и отвечающий задачам воспитания и обучения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения традиционных удмуртских музыкальных инструментов…………………………………………………………………..….5
Глава 2. Роль и место инструментальной музыки в праздниках и обрядах…..6
Глава 3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов………....10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Функции духовых инструментов были разнообразными, в некоторых  случаях многоплановыми. Доминировали охотничьи манки (сяла чипсон), пастушьи рожки (тутэктон, туй), в отдельную группу выделялись инструменты, игра на которых требовала особых навыков и художественного чутья: узьы гумы, чипчирган.

Чипсон - свистулька из липовой коры. Изготавливается он весной во время обильного сокодвижения. Срезалась веточка, вырезалось свистковое отверстие, после этого выбиралась внутренняя часть, оставалась только кора, затем в один конец вставлялась пробка с отверстием, в другой конец вставлялся выбитый ранее ствол. Инструмент издавал только один звук.

Шулан - глиняная свистулька изготавливается в виде рыбы или птицы, священных животных удмуртов. Инструмент ритуального, древне язычного происхождения, на это указывает использование его в обряде «шайтан уллян» (изгнание беса).

Чипчирган - натуральная продольная труба без мундштука. Инструмент изготавливается из полого стебля. Иногда в конце стебля приделывается раструб из бересты, картона или коровьего рога. Звук издается путем втягивания воздуха через сжатые губы.

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Узьы гумы — (дудка) - инструмент музыкально-эстетического назначения. Это деревянный духовой инструмент, типа продольной флейты. Он делается из стебля зонтичных растений длиной сто сантиметров. Отверстий так же, как и у чипчиргана нет. Звук извлекается путем вдувания. Игра на этом инструменте требует искусно владения губным аппаратом. Сначала этот инструмент был жреческим, а в последствии он стал игрушкой для детей.

Волынка (быз). Этот инструмент был известен многим народам мира. Удмурты играли на ней около ста лет. Знали его народы Поволжья. В Удмуртии он встречался в северных районах: Глазовском, Юкаменском, Кезском. Сейчас она является традиционным инструментом у чувашей. Делается волынка из телячьей кожи, как мешок, в нижний конец вставляется в виде рупора коровий рог или деревянный раструб, в середину вставляется дудочка с лазами. Верхний конец вставляется трубочка куда дует исполнитель.

Варган - этот музыкальный  инструмент встречается у многих исполнителей народов финно-угорской группы, а также у народов севера, Татарии, в Башкирии. Используется в  нашем Удмуртском ансамбле «Айкай». В VIII в. был найден костяной варган, в IX - XII в.в. бронзовый

Варган состоит из металлической  подвески с вытянутыми концами, длиной до 10 см. в середине укреплен стальной язычок с крючкообразно-загнутым свободным  концом. Во время игры этот инструмент подносят ко рту, одной рукой концы  прижимают к зубам, указательный пальцем другой руки защипывают крючок язык, язык начинает вибрировать и  издает слабы звук, которой усиливается  полость рта и зубами исполнителя.

Из всего круга струнного  традиционного инструментария удмуртов можно выделить быдзым крезь, дощечную цитру с резонаторным ящичком..

Бадзым крезь является жреческим инструментом. Исполнял на не крезчи, участвовавший в родовых молениях, обряде «Гырыны потоп», ритуале выбора жрецов (васясь), хранители Великого Святилища, тысяцкого (торо), а также других служителей языческих культов. В родовом святилище под аккомпанемент быдзым крезя исполняли молитвенные напевы.

Представляет большой  интерес реконструкция инструмента. На протяжении столетий, участвуя в  языческих обрядах, быдзым крезь несет себе магические знаки, которые усиливают его роль в обряде.

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.

2-й, левый от исполнителя,  имеет форму лапки, а правый в форм полукруга.

3-й выступ имеет прямоугольную  форму. Этот знак, условно называю  его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.

Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов.

Традиционным материалом для изготовления инструмента служила  ель, сосна, осина. Изредка переменялась для изготовления отдельных частей дуб, вязи и пихта. Существует интересная легенда, что инструменты нужно  делать из сосны или ели, пораженных молнией. Этот факт можно, объяснить  тем, что пораженное молнией дерево высыхает в свой естественной среде, сохраняя свои акустические свойства.

Согласно другой легенде, Великий Инмар, прогневавшись на людей, спрятал инструмент в глухом лесу, в дупле старой липы.

Наряду с быдзым крезь функционировал бытовой крезь, непременный участник календарных и свадебных обрядов, сопровождая песни, хороводы и танцы. Инструмент имел сходную конструкцию, но различался тем, что был поменьше.

Быдзым крезь хранился в куале, а бытовой крезь в избе, чтобы был всегда под рукой.

Играли на инструменте  сидя, держа на коленях в наклонном  состоянии. При помощи шнура исполнитель  вешал инструмент на шею или на плечо.

Другой инструмент из этой же группы будет под двумя названиями крезь смычковый и кубыз.

Инструмент широко применяется  в свадебном обряде, сопровождая  застольные песни. Играли сидя, держа  инструмент на коленях или стоя. Кубыз имел три струны. Мелодия исполнялась на одной крайней струне.

Последний инструмент представляющий эту группу - пукыч (музыкальный лук). Изготавливали из ветки, имеющий 2-3 ответвление между ними натягивалась тетива из конского волоса. Другой, такой же лук одной тетивой использовался в качестве смычка. Волос предварительно натирался еловой смолой. Пукыч является наиболее древним инструментом.

Применение этих инструментов в различных коллективах, ансамблях  в значительной степени внесет свой, ничем не заменимый и первостепенный колорит.

В последние 30 лет функции  инструментальной музыки изменились: наряду с бытовыми формами сольного и ансамблевого музицирования возникли сценические формы, связанные со смотрами, конкурсами, развитием самодеятельного искусства. В Советское время народная инструментальная музыка развивалась неровно. В двадцатые и тридцатые годы еще была жива традиция виртуозного исполнения на чипчиргане, были гусляры, исполнители на волынке, на самобытной, кустарного изготовления, балалайке. В послевоенные годы инструментальные коллективы, требующие особых затрат в сельской местности почти не создавались, мастерство кустарного изготовления инструментов тоже было утрачено и качественного роста народного инструментального искусства не произошло.

Помимо струнных и духовых  инструментов у удмуртского народа широко распространились язычковые  инструменты, такие как, гармонь  двухрядная с малым количеством  клавишей, двухрядная венская с готовыми аккордами, хромка с большим количеством  мелодических и басовых клавишей и, наконец, баян - совершенный инструмент подобного типа, с богатой клавиатурой  для правой руки (52 клавиши) и для левой (100 клавишей).

И гармонь венская, и хромка, и гармонь вятская, и баян, встречавшиеся  на территории Удмуртии, имеют свое местное название - орган. Видимо, впервые  оно было дано простейшей гармони, а  затем перешло на другие виды инструмента. Играющий на этом инструменте также  нарекается местным названием - арганчи. Упоминание органа очень характерно для удмуртского песенного фольклора. Орган связан с национальной плясовой песней, упоминается он и в частушках, и в хороводных песнях; в ансамбле с другими инструментами, например, скрипкой и гуслями, орган звучал Е свадебном обряде.

По-видимому, быстрое распространение  инструментов, известных под названием  орган, было обусловлено тем, что  неподалеку от районов, заселенных удмуртами, а именно в Вятке, было наложено их фабричное изготовление и производили  так называемые гармонии. Гармонь  и баян пользуется широкой популярностью  в наше время, с баяном тесно связана  творческая жизнь композиторов Н. Шкляева, Г. Наклеина, Н. Новожилова. Классы баяна сейчас имеются в Ижевском музыкальном училище и в музыкальных школах.

На современном этапе  появились еще такие музыкальные  инструменты как скрипка. Фортепиано, балалайка, а еще позднее и  гитара. Сейчас на селе, в городе чаще всего можно услышать именно гитару, а совсем исчезли и мы не можем уже слушать поистине традиционные музыкальные инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мы считаем, что такие  музыкальные инструменты как  крезь, кубыз, такыртон, чипчирган, шулан,тангыра нельзя забывать. Для этого мы должны сами хорошо знать историю их происхождения, бытование инструментов, знать основные особенности звучания и приемы игры. Нужно разрабатывать методику работы по ознакомлению детей с лучшими музыкальными инструментами, собирать репертуар – стихи, песни, воспевающие удмуртские музыукальные инструменты, разрабатывать конспекты занятий, создавать фонохрестоматию. Таким образом, удмуртские музыкальные инструменты и инструментальная музыка занимают важную роль в музыкальной культуре удмуртского народа и служат средством приобщения детей к культуре своего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Антонов Ю. Е. и др. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

2. Братусов Т. Вечная музыка // Удмуртская правда, №9, 1997.

3. Васильев Ю. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – М., 1976.

4. Владыкин В. Народная музыка. – Ижевск, 1993.

5. Голубкова А. Н. Сокровище народное. – Ижевск, 1987.

6. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии. – Ижевск, 1978

7. Голубкова А. Н. Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989.

8. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

9. Григорьева К. Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.

10.  Голубкова А. Н. Древние варганы // Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

11. Голубкова А. Н. Роль удмуртских музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов. - № 6, 1996.

12. Голубкова А. Н. Удмуртские музыкальные инструменты // Инвожо, №3, 2001.

13. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

14. Зеленина Л. В. Золотой клубок. – Ижевск, 1992.

15. Зеленина Л. В. Чингыли («Колокольчик»). – Ижевск, 2000.

16.  Зильберквит М. Мир музыки

17. Ившин В. Шур сьöрысь бöдёно. – Ижевск, 1990.

18. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2000.

19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997.

20. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

21. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные инструменты. – Ижевск, 1994.

22. Кунгуров С. Н. Школа искусства игры на крезе. – Ижевск,2000

23. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. – М., 1999.

24. Трофимов С. С. Я золотые гусли взял. – Ижевск, 2006.

25.  Перевощиков А. Зэмлык синъёс. – Ижевск, 1989.

26. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2000.

27. Трефилов В. Русские и удмуртские народные музыкальные инструменты. – Глазов, 2002.

28. Цветухина М. Экологически чистая музыка услаждает слух и врачует душу // Известия Удмуртской Республики, №6, 2003.

 


Информация о работе Возникновение музыкальных инструментов