Василий Ильич Сафонов (1852-1918)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, доклад

Описание работы

Выдающийся пианист, педагог, дирижёр. Родился 25 января 1852 года в станице Ищерской Терской области в казачьей семье.
Музыкальные впечатления детства – народные песни, то лихие, то грустные, да сигналы полковых горнистов. Впоследствии часто вспоминал о чистоте их строя, добиваясь от профессиональных оркестрантов точности интонаций.
В 1862 году его отца отправляют на службу в Петербург; переход от берегов Терека до столицы, проделанный в маршевом порядке и продолжавшийся около четырёх месяцев, оставил глубокий след в сознании мальчика и обогатил его новыми впечатлениями.

Файлы: 1 файл

Сафонов.docx

— 24.78 Кб (Скачать файл)

Василий Ильич Сафонов

(1852-1918)

Выдающийся пианист, педагог, дирижёр. Родился 25 января 1852 года в  станице Ищерской Терской области  в казачьей семье.

Музыкальные впечатления  детства – народные песни, то лихие, то грустные, да сигналы полковых горнистов. Впоследствии часто вспоминал о чистоте их строя, добиваясь от профессиональных оркестрантов точности интонаций.

В 1862 году его отца отправляют на службу в Петербург; переход от берегов Терека до столицы, проделанный  в маршевом порядке и продолжавшийся около четырёх месяцев, оставил  глубокий след в сознании мальчика и обогатил его новыми впечатлениями.

В Петербурге Сафонова определяют на учёбу в гимназии, а затем, за отличные успехи в учёбе, в Александровский лицей. 
После переезда его старшая сестра Анастасия начинает брать уроки музыки у профессора Лешетицкого, которые настолько заинтересовывают Сафонова, что он уговаривает родителей обучить его игре на фортепиано. Так его первым учителем стал Александр Иванович Виллуан, с которым он занимался около двух лет. Позже брал уроки у Теодора Лешетицкого. Поражает та ответственность и ревностность, с которой он относился к занятиям музыкой. Известен случай, когда он попросил директора лицея разрешить ему во время некоторых лекций пользоваться «немой клавиатурой» для тренировки пальцев. Самое любопытное, что эта просьба была удовлетворена.

В 1872 году окончил лицей, и стал служить коллежским асессором  в канцелярии, продолжая при этом брать уроки у Лешетицкого, а  также изучая композицию и другие музыкально-теоритические дисциплины.

В 1879, хотя отец поначалу был  против,  поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора Луи Брассена, по композиции обучается у Зарембы. Сафонов поступил в консерваторию с такой крепкой и серьёзной подготовкой, что уже спустя год Брассен посоветовал ему готовиться к выпускным экзаменам, в 1880 году.  С этого времени начинает совмещать педагогическую деятельность в Петербургской консерватории с концертной, выступает в ансамбле с виолончелистом Константином Юрьевичем Давыдовым.

В 1882 году женится на Варваре  Вышнеградской, дочери министра финансов, закончившей консерваторию годом ранее по классу пения.

В 1885 по предложению Чайковского  становится профессором Московской консерватории, а уже с 1883 – её директором, принеся с собой большие  изменения. Профессор М. Л. Пресман писал: «Вступление в должность директора консерватории В. И. Сафонова чрезвычайно ярко разграничило два периода в жизни Консерватории, которые бы я назвал рубинштейновским и сафоновским…

Период рубинштейновский – это сердечное, дружеское и, пожалуй, товарищеское отношение к учащимся; полное запанибратство с учащими, но зато отсутствие дисциплины, граничащее с распущенностью.

Период сафоновский – это период строго деловой, при котором то учащий и учащийся хорош, который дело своё знает и хорошо к своим обязанностям относится». Организовывал силами учащихся общедоступные концерты (в здании цирка).

С начала 20 века в музыкальной  деятельности Сафонова наметился решительный  перелом в сторону дирижёрского искусства, который всё более  и более его увлекает. Выступает  в Берлине, Париже, Вене, Праге, Лондоне, Риме, Амстердаме. Постепенно свёртывает педагогическую деятельность. В конце 1904 года с огромным успехом дирижирует в Америке, что немало содействует  славе и популяризации русской  музыки за границей.

В феврале 1905 года возвращается в Москву и попадает в напряжённую, революционную атмосферу. В 1906 оставляет  пост директора Московской консерватории.

С 1911 возобновляет частые выступления  на родине, также и в качестве пианиста.

5 февраля 1917 прочёл доклад  в Московской консерватории и  продемонстрировал свою систему  работы над фортепианной техникой, изложенную в его труде «Новая  формула». Основное внимание в это работе уделено:

  1. Независимости пальцев. Большой палец – рычаг, на котором вращается вся техника.
  2. Ровности удара.
  3. Беглости (упражнения с ритмизированными гаммами).

В апреле 1917 Сафонов последний  раз выезжал за границу в Гельсингфорс, затем уехал на Кавказ. Летом он ещё часто выступал с камерными  концертами в Кисловодске, где довольно часто встречался с Рахманиновым и Прокофьевым. Осенью и в начале зимы дал три симфонических и  три камерных концерта во Владикавказе. В начале 1918 года его настигла тяжелая  болезнь, от которой ему не  суждено  было оправиться, приковала его к  постели. 14 февраля скончался в  Кисловодске.

 

Сафонов-пианист

Начал публичную исполнительскую  деятельность в 28 лет. Для него характерно стремление к содержательному классическому  репертуару крупных форм (любимым  композитором был Бетховен). Сознательно  отказывается от внешне-виртуозных, развлекательных  произведений; интерес к колориту, звуку, сочетанию глубоких органных звучностей и блестящей отчётливой мелкой техники, умение сделать выразительными и напевными пассажи. Тяготел  к жанру камерно-инструментальной музыки. Не пренебрегал и работой  аккомпаниатора (аккомпанировал Шаляпину).

Как уже было сказано выше, его первый учитель – Виллуан. Преимущественно обращал внимание на певучесть звука и фразировку.

Лешетицкий на первое место  ставил изящество исполнения, с ним  Сафонов значительно продвинулся  вперёд.

А у Брассена он получил  то, чего не нашёл у Виллуана и  Лешетицкого. Через него Сафонов  ярко воспринял идейно-художественное богатство бетховенской музыки.

Всесторонняя образованность, широкий кругозор, художественная зрелость и верный эстетический вкус выделяли Сафонова среди воспитанников Петербургской  консерватории. Её директор Давыдов  избрал его своим бессменным партнёром  для концертных выступлений. Совместно  с Давыдовым совершил первое концертное турне, во время которого исполнил ряд  сольных произведений, в том числе  Сонату b-moll и Скерцо h-moll Шопена, некоторые его этюды и экспромты, Токкату и фугу Баха, сонаты Скарлатти и сочинения русских композиторов (Глинка, Балакирев, Рубинштейн, Чайковский, Лядов и др.). В апреле 1884 экспромтом исполнил партию рояля в только что сочинённом квинтете g-moll Давыдова, заменив заболевшего Луи Брассена.

Осенью 1885 переезжает в Москву и продолжает концертную деятельность, выступая в квартетных и симфонических  собраниях Московского отделения  РМО. Первые же концерты в Москве принесли большой успех. Несмотря на всё большее  увлечение педагогической деятельностью, деятельность концертная не снижается. В 1887 в Петербурге в 6-ом симфоническом  собрании РМО сыграл фортепианный концерт  Моцарта d-moll.

Весной и осенью 1887 –  большое концертное турне по Росси  и Европе совместно с Давыдовым. Многие концерты повторялись, многие были даны с благотворительной целью. В некоторых отзывах об этих концертах  подробно пишется о Сафонове: «Игра  Сафонова отличается мягким туше и  прозрачностью; исполнение его в  высшей степени музыкально». Артисты  настолько серьёзно относились к  своему делу, что повсюду за ними следовал концертный рояль во избежание  срыва какого-нибудь концерта из-за отсутствия хорошего инструмента.

В 90-х годах выступает  реже. Правда, его иногда можно увидеть  в качестве аккомпаниатора выдающихся солистов (Нежданова, Шаляпин, Фишер) в  симфонических общедоступных и  благотворительных концертах РМО.

К числу значительных сольных  выступлений следует отнести  концерт, посвящённый 100-летию со дня  смерти Моцарта (23 ноября 1891). Исполнил Концерт d-moll, а через день повторил его на общедоступном утреннике.

Каждое выступление Сафонова носило на себе печать идейной глубины, художественное воздействие на аудиторию  было необычайно сильным.

В дальнейшем почти отходит  от пианистической деятельности, однако в 1909 году, в Америке, после долгого  перерыва появляется за роялем, и даже в годы Первой Мировой войны продолжает концертировать. Пользовался особым вниманием, любовью и почётом  в Англии.

Подводя итоги пианистической деятельности , следует отметить, что в его лице мы встречаемся с новым типом исполнителя, музыкального просветителя, который сформировался в борьбе с салонно-развлекательным, внешне виртуозным направлением.

Для Сафонова на первом месте  в музыке философская глубина  содержания , правда, искренность чувств и переживаний, верность народному, национальному началу искусства.

 

Сафонов-педагог

Огромную пользу принесла и его педагогическая деятельность. Он не ограничивался только обучением  игре на фортепиано, но пробуждал в  своих учениках интерес к литературе, поэзии, живописи, скульптуре.

Его отличительной чертой была способность увлекать учеников высокохудожественным и темпераментным исполнением, показом, умением практически  «объяснить» трудный приём, найти  самую лёгкую и удобную аппликатуру. 
Если в классе Сафонова в первые годы не было таких блестящих имён, как в дальнейшем, то всё же на значительной части его выпускников лежала печать сафоновской школы. Большой популярностью пользовались открытые его первыми учениками музыкальные школы (Гнесиной, Зограф-Плаксиной, Маслова, Воскресенской). Педагогические достижения Сафонова росли с каждым годом. Постепенно его ученики приобретают известность далеко за пределами Московской консерватории и музыкальной Москвы.

В. И. Сафонов не оставил  полного и стройного изложения  своих педагогических принципов, его  брошюра «Новая формула» касается только отдельных сторон техники игры на фортепиано.

Все технические упражнения у Сафонова были направлены на достижение определённого характера звучания, соответственно художественному замыслу  произведения. Он не терпел «блестящих пальцев с равнодушным звуком». В основу педализации Сафонова был  положен принцип: «лучше меньше, но лучше».

Сафонов вписал замечательные  страницы в историю развития русской  фортепианной педагогики. Воспитал многих ведущих представителей старшего поколения  советских пианистов и педагогов. Далёкое влияние его школы  ощущается и в наши дни. Среди  его учеников: Шор, Гнесина, Маслов, Левин, Скрябин, Метнер, Бекман-Щербина, Пресман, Николаев и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»

 

Кафедра хорового дирижирования и

инструментального исполнительства

 

 

 

«Василий Иванович Сафонов – пианист и педагог»

 

 

 

 

курсовой реферат

по дисциплине

«История фортепианного искусства»

студентки 1 курса

отделения фортепиано

  Костеровой Анны Сергеевны

 

Могилев 2013


Информация о работе Василий Ильич Сафонов (1852-1918)