Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Объект исследования: уроки музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления подростков.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Творчество, как проблема научного познания.
1.1. Сущность понятия «творчество» и «креативность». …………….. 6
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие
личности школьника………………………………………………9
1.3.Методы активизации творческого мышления…………………….. 11
1.4. Особенности творческого мышления в подростковом возрасте… 21
Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки.
2.1. Концептуальная основа урока музыки……………………………. 30
2.2. Типы, жанры, формы уроков музыки, способствующие формированию творческого мышления учащихся………36
2.3. Развитие творческого потенциала учеников на уроках музыки…. 42
2.4. Психодиагностика творческого мышления учащихся на уроках музыки…………………………………………46.
Литература ……………………………………………………………... 52
Приложение …………………………………………………………….. 56

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс в работе.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

Для подросткового возраста характерно очень заметное, даже бурное развитие самостоятельности, критичности мышления — стремление иметь собственное  мнение, свои взгляды и суждения по целому ряду вопросов. Новый уровень  отвлеченной теоретической мысли  изменяет взаимоотношения мышления и речи, а также мышления и наглядно-образного содержания восприятия, представления. С развитием теоретического мышления получает принципиально завершенные формы переход от единичного к всеобщему, от конкретного — к абстрактному и обратно: единичное становится выразителем общих свойств, конкретное — формой проявления абстрактного. Притом этот возврат к конкретному, мысленное воспроизведение конкретного через абстрактные определения, взятые в их взаимосвязи, представляет собой продукт высшей зрелости мысли. В отношениях между мышлением и речью новый уровень мышления находит выражение в следующих моментах: а) значительную роль в речи начинают играть термины, т. е. слова, значение которых устанавливается из контекста определенной системы научного знания, независимо от случайных наслоений, которые они могут приобрести в той или иной ситуации; б)другим выражением того же сдвига в мышлении является развивающееся в этот период метафорическое, переносное значение слов - это то обобщенное значение, которое слово приобретает из контекста; в) особенно заостренно сказываются особенности речевой формы отвлеченного мышления в умении оперировать формулами с буквенными обозначениями (алгебра, логика).

Благодаря развитию мыслительной деятельности совершенствуются и актуализируются  все психические процессы: внимание, восприятие, память. Внимание и восприятие становятся избирательными, целенаправленными  и анализирующими. По данным Б.Г. Ананьева, у подростков увеличивается объем памяти, не только за счет лучшего запоминания материла, но и благодаря его логическому осмыслению. Память подростка приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В развитии памяти подростка выделяется два этапа. В возрасте 9-11 лет идет прогрессивное развитие вербальной памяти, снижение продуктивности образной памяти. На этапе 11-15 лет отмечаются прогрессивные изменения в развитии как долговременной, так и кратковременной памяти. Вербальная память начинает занимать ведущее положение.

Развитие мышления подростка происходит на фоне значительных изменений во всех сферах его личности. Помимо развития ее интеллектуальных сторон, происходят процессы, затрагивающие эмоциональную, нравственную и мотивационно - потребностную сферы личности. Ряд исследователей подчеркивают взаимосвязь интеллектуального и личностного развития подростков. Недостаточное развитие теоретического мышления приводит к тому, что взгляды и убеждения, связанные с нравственными нормами, не складываются в систему.

Вследствие этого можно сказать, что при изучении умственных способностей и познавательных процессов важно  учитывать единство возрастных и  личностных особенностей подростков. И.С. Кон, Е.А. Климов подчеркивали, что, для того чтобы выявить реальный умственный потенциал личности, нужно сначала выделить сферу ее преимущественных интересов, в которой она максимально раскроет свои способности, и что новые умственные качества подростки применяют выборочно — к значимым и интересным сферам деятельности, а в других случаях могут обходиться прежними навыками.

На подростковом этапе главным  показателем изменения психического состояния является потребность  в самостоятельности и самоутверждении, в индивидуальном подходе к решению  поставленных задач. Особенно явно это  проявляется у подростков с преобладанием  креативного компонента мышления, включенных в традиционный процесс обучения. Как пишет B.C. Юркевич, «слабоуспевающие учащиеся оказываются более самобытными, чем послушные дисциплинированные школьники, с развитым логическим аспектом мыслительной деятельности. Очень часто эти "странные" подростки не понимают очевидных истин. У них на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличающаяся от общепринятой». Не случайно именно в этом возрасте педагоги отмечают резкое снижение у таких школьников уровня мотивации к обучению в традиционном учебном процессе. В отличие от данных учащихся, школьники с более развитым логическим компонентом мыслительной деятельности, даже при сниженной мотивации, более успешны в традиционном учебном процессе, но менее активны в творческой учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки.

2.1. Концептуальная  основа урока музыки.

 

В отличие от общепринятого представления  о стандарте как унификации, сводящей значение предмета до перечня дидактических  единиц, смысл данного образовательного стандарта по музыке заключается  в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может  расширяться, наполняясь новыми содержательными  связями, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

В основной школе сохраняется целевая  установка музыкального образования  на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части  их духовной культуры. Тем самым  предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной  культуре в целом.

В основе подхода к разработке стандарта  по музыке лежит концептуальное положение  о соответствии содержания музыкального образования возрастным приоритетам  подростков. Характерное для них проявление собственной позиции, чаще всего не совпадающей с общепризнанной, требует особого внимания к поиску противоречий в явлениях искусства и жизни, что становится движущей силой развития художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Основополагающими в стандарте  являются установки на раскрытие  интонационно-образной природы музыкального искусства, его места и значения в жизни общества и каждого  человека; на творческое самораскрытие  ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном  мире.

В содержании музыкального образования  усилена роль гражданственно-патриотического  воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами). В  то же время акцент ставится на формировании позитивного, заинтересованного отношения  к познанию музыкальных культур  других стран.

Стандарт ориентирован прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности смягчает свойственные для этого возраста кризисные явления.

Основными чертами современной  методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую  роль играет само искусство, а учитель  стимулирует совместный поиск нестандартных  решений, вскрывающий смысл существования  музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление ему возможность  прикоснуться к тайнам творчества в  качестве композитора–исполнителя–слушателя. Никакие современные технические  средства не могут заменить живое  слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса.

Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в  современном музыкально-информационном пространстве; способности различать  позитивные и негативные явления  и влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

В содержании образования усилено  внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, игра на синтезаторе. Учащимся предоставляется  свобода самоопределения в видах  и формах музыкально-художественного  творчества, реализованного в разнообразных  индивидуальных и коллективных формах работы.

Настоящее время характеризуется  переосмыслением отношения к  искусству в современном обществе в целом и в музыкальном  образовании в частности. Искусство  в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить  целостную картину мира, научить  принимать самостоятельные решения  в широком спектре  жизненных ситуаций. 

Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического  образования подрастающего поколения  в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к  педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис  музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание уроков музыки в современной школе. 

Одно из направлений  инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это  совершенствование содержания образования, которое  предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.

В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.

1 этап  (1-4классы). Личностная позиция учащихся  « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

2 этап (5-7 классы). Формируется личностная позиция « Я - творец».

Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат  – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного  мышления.

3 этап (8-9 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.

Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося.

Эта стратегия  наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:

-   воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;

-   развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;

-  формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в  мире музыки.

Технология  продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

- принцип  увлеченности и эмоциональной  отзывчивости;

- принцип  культуросообразности;

- принцип  природосообразности (от игры к творчеству);

- принцип  единства воспитания и образования,

- принцип  преемственности и непрерывности  различных уровней музыкального  образования;

- комплексный  подход к синтезу всех видов  искусств и сфер жизни;

- одновременная  работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем.

Эстетическая  деятельность учащихся определяется наличием у них умений и способностей, связанных  с процессом восприятия искусства  и с собственной эстетически  – творческой деятельностью, уровнем  развития у подростков эмоций и чувств, воображения и интуиции, способности  к сопереживанию, к художественному обобщению, установлению ассоциативных связей.

В своей книге «Психология  музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Информация о работе Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков