Свадебный обряд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

Чрезвычайно важным для музыкальной драматургии этой части обряда яв¬ляется противопоставление невесты, отчужденной от общины, девушкам. Эта оппозиция «девушки/невеста» проявляет себя на музыкальном уровне в инте¬ресных формах:
87.
• противопоставление может быть тембровым', невеста исполняет ту же песню, что и девушки, однако ее сольный подголосок (тонкий голос) представ¬ляет верхнее октавное удвоение основной партии, исполняемой девушками {толстый голос, характеризующийся вариантной терцовой гетерофонией)

Файлы: 1 файл

Свадебный обряд.docx

— 402.63 Кб (Скачать файл)

Контактно-обменный тип отношений  двух сторон — основная черта «свадьбы-веселья» — на порядок умножает количество переездов и столований в обоих локусах и во времени (ряд параллельных действий в обоих домах), и в пространстве (различные по составу перемещающихся переезды из дома в дом). Место и время венчания в этой последовательности этапов строго не закреплено: оно может предшествовать прощальному обряду, а может следовать за ним.

Музыкальное наполнение западнорусской (как и белорусской) свадьбы заметно отличается от севернорусского варианта, поскольку удельный вес плачей и причитаний в ней несоизмеримо мал по сравнению с огромным массивом «контактных» песен (величальных, корильных). Среди западнорусских тра 
диций есть и такие, в которых плачей либо вовсе нет, либо они единичны и исполняются на похоронный голос.

ш



ка ты



Жанр причитания возможен также, если невеста — сирота. Накануне бракосочетания она посещает могилу умершего родителя с просьбой о благословении: 93. Смл. обл., Крен, р-н, Сырокоренье

п т J j' j' j' j' л h ji

/ ме - ня, род - ный ба - тюш-ка. /

2. Э... да сре - ки - ка  мне



] п ,п л -I * > I * *

I. Э... ба - ело

сча - стья - до - люш - ку. /

Стиль причитаний в западнорусской свадьбе специфичен: как правило, в них нет определенной стиховой формы, это своего рода омузыкаленная  декламация. Мелодическая форма напрямую соотнесена с ритмической и в своей основе опирается на интонационный контур «волны». Плачи невесты имеют высотно устойчивые ладовые опоры и четкий звукоряд (в них практически отсутствуют всхлипы, глиссандирова- ния, сбросы на неопределенный высотный уровень и другие типичные для причитаний в целом исполнительские приемы).

Если невеста является сиротой, кроме причитаний звучат еще и  специальные сиротские песни (накануне свадьбы на девичнике, а иногда и во время застолий). Тексты этих песен, как правило, необыкновенно поэтичны — эмоциональный мир девушки, ее расставание с родным домом сравнивается с образами и состояниями природы.

W





94. Смл. обл., Мнет, р-н, Дедёнки (53, № 67)

Ты, дуб - ро - вуш - ка зе - лё - на

т

Ф к

 

fc 

v—

г——i

 

; : > 

 

> ! J

Q J

i

 

 

*




Ты, дуб



ро - вуш - ка



лё - на



что в те - бе ду



бья



(го).



 

95.

Также на девичнике проходит главный инициационный обряд  — расплетание косы невесте (под венец она чаще идет с распущенными волосами, что подчеркивает ее «пограничное» положение между «старым» и «новым» мирами). Напомним, что прическа и головной убор невесты являются в традиционной культуре знаками принадлежности к определенной социальной группе: коса у девушки, прическа — у молодухи. Песни, сопровождающие этот обряд, — чаще ангемитонного склада, с богатыми внутрислоговыми распевами, что по стилю приближает их к лирическим. Одна из самых известных песен — «Затрубили трубушки рано по заре» повествует о расставании девушки с русой косой, которую «пропили»: 

Смл. обл., Мнет, р-н, Дедёнки (53, № 60)

Jjj J J j JI j Jj j j j J J-jal .1 j JJ J' j.



 

/ ра



-ре. /



но по за



А тру - би-ли тру-буш-ки /ра-но по за-рс,



 

Здесь же присутствует другой, не менее  важный атрибут свадебного обряда — елочка (при отбытии свадебного поезда в церковь у елки обламывают верхушку). Поэтический текст елочных песен всегда содержит образную параллель: как елка остается без верхушки, так и мать невесты остается без дочери.

96.



ШШ



97.



ЪШл J



Основной пласт песен западнорусской свадьбы характеризуется устойчивым набором типовых ритмических формул стиха. Как правило, каждая местная традиция имеет свой ограниченный набор напевов, которые могут исполняться сразу со многими поэтическими текстами. Бывает, что за одним таким политекстовым напевом закреплено несколько десятков текстов. В первую очередь это относится к песням контактной линии (торг и выкуп невесты):

Смл. обл., Крд. р-н, Минино

Uj IWJjTjjrj

l.He жми - ся, друж-ко, / не жми-ся. / От-ку-пи мес-то- / са-ди-ся. /

J) J' J I J J> J- J J I § J' J J

2.От-ку-пи мес-то - /са-ди-ся. / По-ложь-те  на стол / зо-ло-той. /

Среди разновидностей силлабического стиха особенно распространена в  западнорусском и белорусском материале  формула стиха 5+3 (прим. 96, 97):

Смл. обл., Мнет, р-н, Дедёнки (53, № 566)

jil J) JIJ^

Что ж  ты, Па-ше-чка, / не пла-чешь?/ Что ж  ты, Па-ше-чка, / не пла - чешь?/ 

Отметим также формулы стиха, наиболее присущие напевам западнорусской свадьбы: 7+5 (прим. 95) и 5+5+7(обслуживают инициационную  линию), 5+5, 3+3+45 (прим. 98), 4+4+3, 6+ 6(обслуживают линию контактов):

98. Беларусь, Втб. обл., Втб. р-н, Пунища (8, № 11)

Кл

Ф=

J' J

а - Hi - лысь / к

—Ф

б>  

ы - р

MPf

- за

/

 

—Ф

Цё

s—

И - Н£

\

ы

- м;

ле il 

- су

>4

s—| /

1

s

 

J j 1

Ф

 

=0

 

—*

*

h

N

:

*

ц



Кла - Hi - лысь / бя - рё - за / цём - на - му ле - су. /


 

Свадебные песни этого  региона отличаются единой для всего корпуса «контактных» песен звуковысотной организацией. Система ладовых опор всегда представлена звуками терцового соотношения и реализуется в напевах исключительно диатонического склада. Фактурный облик песен характеризуется в основном монодийными формами (тогда как для южных традиций характерно развитое многоголосие).

Неотъемлемым компонентом западнорусской свадьбы является игра на музыкальных инструментах. Без скрипки, гармони и цимбал не обходилось ни одно свадебное застолье. В некоторых традициях исполнение плясовых песен сопровождали звуки, извлекаемые с помощью бытовых идиофонов (печной заслонки, косы, стиральной доски, пилы и др.).

Южнорусская свадьба. Узловыми моментами традиционной южнорусской свадьбы являются: 1) приготовление и раздел каравая; 2) посад и выкуп невесты; 3) прощание невесты с родительским домом; 4) свадебный пир.

Остальные этапы также присутствуют, однако именно перечисленные элементы ритуала являются ключевыми, и вокруг них группируется огромный массив песен. О важности обозначенных этапов свадебного ритуала свидетельствует хорошая степень их музыкально-этнографической сохранности, а также то, что каждое обрядовое действие сопровождается отдельной песней.

Структура свадебного обряда, в котором  венчание предшествует посаду (эпизоду  прощания невесты с подругами  и родными) и выкупу невесты, приближена к западнорусскому варианту. Специфической, южнорусской чертой является драматургический акцент всего ритуала на кулинарном коде (пропой невесты, приготовление ритуального хлеба — каравая, шишек, сдобы для скотины).

На пропое, назначавшемся через два дня после сватовства, присутствовали равные по количеству группы гостей с обеих сторон. Отсутствовал только жених, он должен был присылать к столу гостинцы. Невесту сажали в кут (в угол, за занавеску). Приглашенные девушки пели свадебные песни плясового склада: 

99.



Блгр. обл., Алкс. р-н, Афанасьевка (86, № 112г)

1

 

1=. 7

...(

Щ

г) - ла. /

и 'р р р Р

Че - рез са - дик, /

РРР Р Р

че-рез  ви - шень - е /

■   ШШ   ■

9 И V Р г $

пе-ре-пёл - ка ле - те - ла. /

■■ — .     



...(e)-ла. /



а - ли о - й лё-ли,/



Wfjfтг»

пе-ре-пё-л(ы)-ка ле - те - (е)-ла/




О - х(ы) лё - ли,/



ГгТт



п _

пе-ре-пё-л(ы)-ка - ле - те



а-ли о-й лё-ли,/



JJJ hji I ^







 

В разгар веселья невесте подносили  наполненный водкой стакан — начинался  собственно пропойный обряд. К невесте по очереди подходили все близкие родственники жениха, и она, трижды пригубив стакан, должна была назвать каждого родственника полным именем. В завершение обряда невесте следовало выпить с отцом и матерью жениха. По сути, пропой являлся первым общим для обоих родов застольем, на котором невеста впервые представлялась общине в новом качестве.

И все же основные, «веселые» элементы свадьбы группируются главным образом  вокруг приготовления каравая — одного из ведущих символов ритуала, представляющих инициационную сюжетную линию. Считается, что до погружения каравая в печь невеста еще пребывает в «старом», девичьем качестве, с момента же его извлечения из печи она уже «перепекается» в молодуху, меняет прежний статус на новый.

Обряд приготовления каравая занимает в южнорусской и в украинской свадьбе центральное место. Большой, красивый каравай — гордость свадьбы. Как и любой ритуальный хлеб (рис. 5), каравай готовится вскладчину всей общиной. До сих пор существует поверье, что чем больше и пышнее каравай, тем богаче и счастливее будет жизнь «новоиспеченных» молодых. 


Рис. 5. Украинский свадебный хлеб



 

Еще в источниках начала и середины XX в. каравай на белорусской свадьбе описывался как «огромная булка от 12 до 20 кг весом, иногда до полутора метров в диаметре, чаще всего круглой или закругленной формы, украшенная на верхней стороне фигурками из теста, имеющими специальное магическое значение»1. Фигурки на каравае могли изображать косу, выполненную по всему диаметру хлеба (причем на каравае жениха плетенка-коса была двойной), елку, иногда эротические образы. Чтобы вытащить такой огромный каравай, порой приходилось разбирать по кирпичикам печь, что считалось особенно хорошей приметой на будущую жизнь.

При изготовлении каравая как в доме невесты, так  и в доме жениха пели каравайные песни, причем исполнение их было строго регламентировано в обряде: одна песня сопровождала замес теста, другая — момент погружения его в печь, третья пелась, пока хлеб находится в печи, четвертая — когда его оттуда достают. Интересно, что каравай как главный символ «перепекания» невесты в молодуху представлялся в песнях вполне живым существом, от имени которого и исполнялась песня:

100. Беларусь, Брст. обл., Ивн. р-н, Моталь (8, с. 118)



 



J J J ||J о J-hMt



m

О ё

k | | ^ J'J J Jl|J О J



1.0й  був я ij пэ-чи, / ой, був я iy пэ-чы/ дай о - niic co-6i плэ-чи. /

/Т\

^ J Л]

*r

2. Ко-б(ы)  Hi сыр да ма-сло, / кобшсырда ма-сло,/мо-жэ бмо-ё Ti-ло зга-сло./

'Никольский Н. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. — Минск, 1959.-С. 181. 

Через приобщение всех членов общины к священному хлебу — ритуальному караваю утверждался новый раздел общей коллективной доли. Помимо каравая пеклись так называемые шишки.

Шишкой называется ветка плодового дерева (груши, вишни) высотой около метра, вилообразной формы — «двойчатка» или «тройчатка». Ветка по всей длине обматывается узкой полоской теста и запекается в печи, после чего украшается различной зеленью: бессмертником, цветами калины (красный цвет несет особую смысловую нагрузку в свадьбе), зеленым овсом. Особые кулинарные изделия выпекались и для скотины («чтобы был приплод»).

Таким образом, кулинарное действо  занимает ведущее место в южнорусской (как, впрочем, и украинской) свадьбе.

Чтобы семья в будущем была крепкой, предпринимались действия, буквально связывающие молодых в одно целое: переплетали их волосы, обвязывали рушниками, заставляли «переплести» пальцы рук., иногда даже связывали подол невестиного платья с рубашкой жениха. В знак верности молодые обменивались шишками (позже, при христианстве, этот обычай сменился обменом кольцами при венчании).

т



Как и в западнорусской разновидности, в южнорусскую свадьбу «похоронный» оттенок привносит сиротство невесты. В этом случае справляется сиротская свадьба, непременными музыкальными «атрибутами» которой служат сиротские песни и сольные причитания невесты:

101. Клж. обл., Хвст. р-н, Животово

1 ]

 

h h : j

     

F S7"

Н-н

 

§ V

-—«

 

т

   

ь—

   


. Бла-го-сло - ви ты мя - не, мо - я ма - монь - ка.


 

щ j ; ли $ щ j' Ш

 

j

 

F=

 

N

 

|Fn

 

——v-

^—

 

Ь=5

     

9

 

h ■J' J

Г 




Информация о работе Свадебный обряд