Современные здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 11:32, доклад

Описание работы

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций хватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, отказывались есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.

Файлы: 1 файл

доклад готовый.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Современные здоровьесберегающие технологии на занятиях  музыкой в ДОУ

 

 

 

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпаемый источник вдохновения. Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

      Истории известны  случаи, когда музыка творила  настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций хватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, отказывались есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.

     Только сейчас ученые  начали понимать, каким образом  музыка воздействует на организм  человека. Оказывается, музыку наш  мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

 

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

 

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

 

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

 

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

 

 

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

 

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

 

 

Сегодня отмечеатся резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно- дисциплинарную направленность. Технологизация жизни, в которой участвует ребенок, влечет за собой его «обесчувствовывание». Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

 

 

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, Агрессия, негативизм, замкнутость — защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

 

 

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно- психическими нагрузками, которые они испытывают в Доу и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы.

Современные здоровьесберегающие технологии на занятиях  музыкой в ДОУ

 

Цель технологии:  Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. 

 

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

1 Вводная ходьба ( 1 )

2 Валеологическая песня - распевка с самомассажем ( 2 )

3 Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5)

4 Активное слушание музыки (3)

5 Дыхательная гимнастика( 2 )

6 Артикуляционная гимнастика (1)

7 Пение , пальчиковая игра (7 )

8. Речевые и музыкальные игры, хороводы (4)

 

 

1. Валеологические песенки-распевки:

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон  к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению

Например:

 «Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дружок»

 

2. Дыхательная гимнастика.

 

Периферические органы слуха, дыхания, слуха, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащённость дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции- в осознанном  управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.  В нашем саду в музыкальные занятия включаются упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Эта гимнастика помогает сохранить и укрепить здоровье  ребёнка. Она даёт возможность не терять бодрость и жизнерадостность, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

   Принцип гимнастики А  Стрельниковой- в коротком и резком  вдохе носом , в сочетании с движениями : хватаем-нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся-нюхаем.(Собака почуяла дым)Например:

«Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки

1Егорка,2 Егорка, 3Егорка …

 

3. Артикуляционная гимнастика

 

При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.

Например:

 

  Основная цель артикуляционной гимнастики- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

 

4.игровой массаж тоже   проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком,  т.к. он бессознательно посылает положительные импульсы  внутренним органам. Приемы массажа приятны е только больному , но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко научиться этому в игре .Мы применяем различные виды игрового массажа.

Например:

 «Соседей можно пощипать, пощипать, пощипать

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать

Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать

Соседей можно целовать, целовать, целовать!»

 

5.Пальчиковые игры.  Пальцев есть второй головной мозг» В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Дотрагиваясь рукой, человек сразу же узнает что это за вещь. Пальцами можно брать, поглаживать, трогать, зажимать… Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками. В трудах Кольцова , Исенина (Исследователи)  было доказано, что  развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями рук очень полезно:

  • Речь ритмизируется движениями
  • Она становится более четкой, громкой, эмоциональной
  • Рифма положительна для слухового восприятия

 

Пальчиковые игры Железновой чаще всего проводятся под музыку. Регулярное включение в ход занятий пальчиковых игр

1.стимулирует действие речевых  зон коры головного мозга детей

2. совершенствует внимание и  память

3. формирует ассоциативно-образное  мышление

4. облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Например:

 «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

 

А у кошки шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

 

6. Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи с о слухом речевым. В таких играх текст поется или ритмично  декламируется. Сопровождать декламацию могут инструменты и любые движения, танцевальные или пантомимические, имитация движений животных.

«Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой ежихой катился ежонок

За мамой зайчихой скакали зайчата

За мамой бельчихой бежали  бельчата

Волчица вела за собою волчат

Все звери и дети напиться хотят»

 

7. Музыка терапия- одно из новых направлений в педагогическом  процессе. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе двигательно-игровой деятельности. Различают активную ( танцетерапию)  и пассивную (слушание) музыки.

Танцетерапия все чаще упоминается с нетрадиционной медициной. Суть заключается в том,  что посредством танцевальной импровизации выразить свое настроение. Танцетерапия помогает: 

-разрешить внутренние эмоциональные  конфликты, освободиться от стресса

- выразить чувства для которых  нет слов

- освободить свое тело от  мышечного напряжения , приобрести легкость в движении

- получить доступ к внутренним  ресурсам и творческому потенциалу

 

Человек , который начинает двигаться, танцевать становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно -сосудистой и дыхательных систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, нормализуется вес, улучшается фигура, осанка, самочувствие, снимается утомление..

 

В целом музыка оказывает свое благотворное влияние на детей в течении всего дня: воспитатели принимают детей в группах, где уже звучит приятная мажорная мелодия, тем самым снижается ежедневный стресс расставания с родителями . Утренняя гимнастика проводится под яркую , динамичную музыку, что придает детям  энергии, уверенности в себе. На занятиях  воспитатели дозировано используют классические произведения, как фон, помогающий детям на более высоком эмоциональном уровне воспринимать новую информацию. Засыпание проходит под колыбельные, а пробуждение после сна – под нежные, солнечные звуки музыки. Успех занятий невозможен без совместной деятельности с воспитателем,  который активно помогает, организует детей в группе.

 

Для прослушивания на занятиях музыкотерапией и релаксацией можно предложить следующие темы:

 

» В церкви», » Утренняя молитва» и » Юмореска» П Чайковского;

 

» Аве Мария» Ф. Шуберта;

 

» Разлука» Глинки;

 

» Шутка» И.С. Баха

 

8. Гимнастика для глаз  Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога/ Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

 

 

 

9. Релаксация - можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

 

 

 

 

 


Информация о работе Современные здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой в ДОУ