С. Благообразов "Над рекой Днепром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:09, творческая работа

Описание работы

В произведении C.Благообразова «Над рекой Днепром» рассказывается о подвиге русского солдата во время войны, и о памяти людской, сохранившей для потомков святые места, куда можно прийти и поклониться великим тем годам.
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. В рассматриваемом произведении яркость, выразительность мелодии связана с гибкой волнообразной линией подъёмов и спадов, плавным, спокойным ритмом, ясностью гармонии.

Файлы: 1 файл

аннотация маленькая.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

       Музыка    С.Благообразова, сл. М.Левашова «Над рекой Днепром»

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

                    Музыкально-теоретический анализ

 

 В произведении C.Благообразова «Над рекой Днепром»  рассказывается о подвиге русского солдата во время войны, и о памяти людской, сохранившей для потомков святые места, куда можно прийти и поклониться великим тем годам.

  Мелодия – важнейшее  средство музыкальной выразительности.  В рассматриваемом произведении  яркость, выразительность мелодии  связана с гибкой волнообразной  линией подъёмов и спадов, плавным, спокойным ритмом, ясностью гармонии. Движение мелодии в основном скачкообразное с элементами волнообразности. Преобладающие восходящие интонации подчёркивают  задушевный, волнительный характер произведения, придают динамизм развитию мелодии. Такое её течение создаёт у слушателя настроение элегичности и задумчивости :

     Выписать партию А  1-4 такты

 

  Хоровая миниатюра «Над рекой Днепром» написана в простой трёхчастной форме .

Первая часть представляет собой период квадратного строения, равный 8-ми тактам:

   Нал рекой Днепром  под орешником

   Невысокий холм  пригорюнился                 1-ое предложение=4 тактам

   А на том холме  заросла травой 

   Вся пробитая каска  воина                           2-ое предложение= 4тактам

Вторая часть также  состоит из периода квадратного  строения, равного 8-ми тактам.

Третья часть включает период(8 тактов) с расширением (2 такта). Расширение достигается за счёт дублирования последних слов произведения:

      И стоит,  молчит, призадумавшись.

 Мастерство С.Благообразова как мелодиста определяется в первую очередь его отношением к ладу. Он подчёркивает всё самое яркое и характерное , свойственное тому или иному ладу, обогащает лад альтерированными ступенями. В данном произведении мажорный лад создаёт чувство спокойствия и уравновешенности. Основная тональность произведения – D dur, но на протяжении звучания всего произведения встречаются отклонения в h moll,G dur, e moll. К окончанию произведения происходит модуляция в параллельную тональность h moll.

   Сложность гармонического языка С.Благообразова берёт начало в мелодическом богатстве партитуры. Его гармония – это продолжение, расширение и динамическое усиление мелодии. Она также выполняет колористическую функцию. Гармонический язык хора очень красочный, присущий стилю данного композитора. Автор использует трезвучия основных ступеней и их обращения. В произведении в кульминационном моменте встречается  терцквартаккорд IV ступени в тональности h moll, D53 и D6 основной тональности. Заканчивается произведение оборотом К64-D-T:

        Вып. 24-25  такт-хор.

 

 

    Ритмический рисунок  произведения не сложный. Композитор  использует длительности от половинных до восьмых . Характерно применение большого количества залигованных половинных длительностей. Это связано с задумчивым характером данного произведения.

  Размер произведения  – четыре четверти (обозначение в партитуре- С ). Он остаётся неизменным на протяжении звучания всего произведения.

    Большую роль  в создании музыкального образа  играет нюансировка. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью  волнообразного нарастания и  спада динамики, требует от певцов  чуткости, тонкости исполнения. Динамический план произведения большого диапазона – от рр до FF.

  Темп произведения  – спокойно, задумчиво – меняется несколько раз на протяжении звучания всего произведения : во второй части-сжато, третья часть начинается в первоначальном темпе , расширение (последние 2 такта) звучит в протяжном темпе. Всё это наряду с другими средствами музыкальной выразительности подчёркивает характер произведения.

                                 Вокально-хоровой анализ

 

   Хоровая миниатюра  С.Благообразова «Над рекой Днепром» написана для четырёхголосного женского хора  a/ capella.Основная мелодия в первойчасти и почти во всей третьей поручена партии альтов. Во второй части основную мелодию исполняют сопрано первые.

  Диапазон всего хора:  ля малой октавы-фа диез второй октавы.

          диапазон сопрано первых: си малой окт.- фа диез 2-ой окт.

          диапазон сопрано вторых: си малой  окт. – ми 2-ой окт.

          диапазон альтов первых: ля малой  окт. – си 1-ой окт.

          диапазон альтов вторых: ля малой  окт. – си 1-ой окт.

  Что касается тесситурных условий, то можно сказать, глядя на диапазоны, что в партии сопрано первых тесситура низкая ( си малой октавы), а во всех других партиях тесситура удобная.

  Теперь остановимся  на анализе вокально-хоровых трудностей, которые могут возникнуть при  разучивании.

  1. Интонационные трудности:

а) поступенный ряд больших секунд и полутоновые интонации:

   

      пример

 

б) пение альтерированных ступеней:

 

 

в) долгое пение на одной  ноте:

 

 

г) октавный унисон в партиях С1 и А2 хора:

 

 

д) сложные аккорды по вертикали:

 

 

 

  1. Вокально-интонационные трудности:

а) скачки в мелодии: б6 вверх в партии альтов вверх, ч5 вниз в партии сопрано, ч8 вниз в партии сопрано1, м6 вниз в партии сопрано2.

б) распев слогов;

в) исполнение акцентированных звуков на пиано.

 

  1. Динамические трудности:

а) резкая смена динамики с фортиссимо на р;

б) долгое исполнение на форте  в высокой тесситуре.

 

  1. Ритмические трудности:

 

а) различный ритмический рисунок в хоровых партиях;

б) большое количество залигованных длитедьностей.

 

  1. Дикционные трудности:

 

следить за чётким произношением текста, утрированным произнесением Р, чётким одновременным произнесением согласных в конце слов (ДнепроМ, наД, сжёГ, целуеТ).

 

   Дыхание в произведении  берётся по фразам, но так как  фразы длинные, то они исполняются  на цепном дыхании.

   Атака звука в  основном мягкая, но иногда –  твёрдая.

  Фактура произведения – смешанная: чередуются элементы полифонии и гармоническая фактура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Исполнительский анализ

 

   Основной задачей  исполнителя является создание  целостного  художественного образа. Исходя из анализа, мы делаем  вывод, что произведение «Над рекой Днепром» может быть исполнено профессиональным или хорошо подготовленным самодеятельным хором.

  Первая и третья  части произведения требуют от  дирижёра малого по амплитуде дирижёрского жеста при звуковедении  legatо. Средняя часть имеет другую, более насыщенную динамику, и поэтому в ней будет средняя и крупная амплитуда жеста и более наполнится звуковедение. Наивысшего состояния достигает динамика и , соответственно , дирижёрский жест, к окончанию второй части звучания произведения, где находится общая кульминация всего хора.

 Перед дирижёром стоит  задача точно и чётко показать  вступление хору. Оно должно быть  одновременным, петь его надо на mp, поэтому первый звук нужно спеть активно. От того, как будет исполнен первый звук, зависит исполнение произведения в целом.

  Создание контрастного  по динамике, но вместе с тем цельного произведения, представляет для дирижёра большую трудность. Произведение исполняется без ритмических сдвигов и оттяжек, в едином темпе, как бы на одном дыхании. При исполнении нужно стремиться к тому, чтобы сохранить единый плавный дирижёрский жест в различной динамике, немного подчёркивать показ долей на акцентах, ярко выделить кульминацию.

  Дирижируется произведение по четырёхдольной схеме.

  Разучивание произведения С.Благообразова «Над рекой Днепром» расширяет музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных трудностей в процессе работы над произведением повышает мастерство участников хора и дирижёра, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

 

   

 

   

 


Информация о работе С. Благообразов "Над рекой Днепром"