Российская классическая музыка второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).
Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 7.52 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ Государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования -

Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

филиал в г.Уфа

 

 

 

 

Реферат по дисциплине  «Культурология»

на  тему: « Российская классическая музыка второй половины 19 века»

 

                                         

 

 

 

 Выполнил: студент  1  курса

                                                        Факультета  ФиК

                                                      по  специальности  Экономика,

                                                        бакалавр экономики                                                       

                                                 Аларин А.Г.

                                                        № 11кк389

Проверила: Сечина Д.В.                                                     

 

 

 

Уфа 2012 г.

 

 

Российская классическая музыка второй половины 19 века.

 

   Вторая половина 19 века охарактеризована либеральной жизнью России. В памяти были свежи битвы с Наполеоном, а мощь страны продолжали проверять на себе турки. Крымская война для России окончилась поражением - сказывалось присутствие в войне европейской антироссийской коалиции. Правда следующая война вернула России утерянные позиции. Все это в сочетании с революционным движением и реформами Александра II - в частности, Реформой 1861 года,- дало новое направление развитию российской культуры, и, конечно, музыки.

    Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

    Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

    В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Ее директором стал А.Г. Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.

    Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.

    Учебным заведением массово-просветительского характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева. Целью ее было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 1860-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

    В музыкальном творчестве 1860-х годов ведущее место заняли Петр Ильич Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как ее назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке»: «… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», - писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева.

    В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нем впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»:

    «Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично…».

    Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Михаила Глинки, известного своей оперой «Руслан и Людмила», и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю. Композиторы «Могучей кучки» придавали искусству огромное воспитательное значение, их девизом, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: «Искусство есть средство для беседы с людьми».

    Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» (кроме Кюи, который выбрал другое направление в музыке) с большой любовью бережно собирали и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их произведениях широкое и многостороннее претворение.

    В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к современной ему городской народной песне, к характерным интонациям бытового романса. Отдельное внимание Петр Ильич уделил Отечественной войне с Наполеоном. Оно нашло отражение в произведении «1812».

     Развитие русской музыки протекало в 1860-е и 1870-е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролерам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для приюта ни места, ни времени».

    Велико значение всего русского искусства второй половины 19 века. Несмотря на препятствия, преследования, оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и литературы было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества. Музыка перекликалась с творениями писателей и художников, как например «Бурлаки на Волге» Чайковского - Репина. Все деятели культуры стремились к общей цели: добиться в России светлого настоящего. Именно настоящего. Будущее всегда оставалось недосягаемым, а мечта народа не менялась веками: жить в прекрасной и свободной стране, не зная войны и страха. Русские народные сказки и былины, встречающиеся в произведениях композиторов, лишь подчеркивают национальный характер наших соотечественников, уводит немного в мир счастливого настоящего...

    Излишне будет писать биографии наших замечательных композиторов: каждый из них выбрал свой путь, нашел свое время и место, чтобы дать возможность услышать нам свой замечательный талант. Я прикреплю музыкальный диск с их творчеством. Для того и написаны эти композиции, чтобы каждый сам для себя смог что-то услышать, понять, вспомнить.


Информация о работе Российская классическая музыка второй половины 19 века