Реализация замысла А.Рыбникова в опере "Юнона и Авось" на сцене театра "Ленком"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Памяти одного из плеяды строителей России Н.П. Резанова была написана опера «Юнона и Авось». Четверть века назад, в 1981 году театральной сенсацией стала постановка режиссера Марка Захарова в театре им. Ленинского Комсомола рок-оперы Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского «”Юнона” и “Авось”».
Вдумаемся - на сцене Ленкома звучали православные молитвы и песнопения, развевался Андреевский флаг, появлялась Богоматерь с младенцем Иисусом. Это казалось чудом - да и было чудом. Позднее Марк Захаров рассказывал, что, перед сдачей спектакля комиссии, он рано утром сходил в храм и освятил три маленьких иконки. Две поставил в гримерки к главным героям, одну взял себе. В результате спектакль был принят без замечаний и цензурных поправок, что в те времена вообще было редкостью.

Содержание работы

1. Введение______________________________________________3
2. Современная опера в 2-х частях___________________________5
2.1. Содержание_______________________________________6
2.2. История создания__________________________________6
2.3. Первоначальник сюжета_____________________________8
2.4. Сюжет___________________________________________12
2.5. Список музыкальных тем____________________________12
2.6. Исполнители оригинальной аудиоверсии_______________13
2.7. Действующие лица и исполнители____________________14
2.8. Создатели спектакля________________________________15
3.Создатели телеверсии 2001 года____________________________15
4. Юнона и Авось авторская версия__________________________15
5.Спектакль в нумизматике__________________________________15
6. Используемая литература_________________________________16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Юна и авось.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской, хореографические номера — Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    2.3. Первоисточник сюжета

     Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.

По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    

 

Портрет Н.П. Резанова

"Кончита". 
Работа современного художника

 

 Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764—1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

  Для Кончиты Аргуэльо эта любовь – возможность реализовать себя. Она чувствовала  в себе нечто такое, что делало ее жизнь в глухом захолустье невыносимой. И она искренне, страстно, по-настоящему, полюбила. 

   Их помолвка, состоявшаяся перед отплытием, была тайной не в том смысле, что она была секретом для окружающих. Просто ни Кончита, ни Резанов не имели права ее совершать. Она была католичкой и для брака  с православным – «схизматиком» ей нужно было разрешение Папы Римского. Он – обер-камергер  двора Его Императорского Величества – не мог вступить в брак без его разрешения.

Эта помолвка не имела ни религиозной, ни юридической силы – только нравственную.  

     Резанов торопился – на Аляске люди ждали продовольствие. Затем предстоял долгий путь в Петербург через Сибирь. В пути он заболевает и уходит из жизни 1 марта 1807 года в Красноярске - сказалось подорванное в кругосветном путешествии здоровье... 

    Прошло несколько лет, прежде чем до Кончиты дошло  известие о гибели  Резанова. Она отказалась  верить. 

     Ее красота и знатность происхождения  делали ее  завидной невестой, но она отказывалась от самых выгодных предложений о замужестве. Она ждала.  

       Вела жизнь примерной дочери, ухаживала за стареющими  родителями,  выполняла светские обязанности -  и ждала.  Вновь и вновь до нее доходили известия о гибели Резанова – она отказывалась верить и ждала.

   Ушли из жизни отец и мать – она ждала.

   Ожидание не сломило ее. Она оставалась прежней -  сильной, гордой, энергичной.  

«Консепсион  оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и  компромиссов прийти к своему горькому концу», - так  напишет о первой красавице  Калифорнии Гектор  Шевиньи в  роман  « Утраченная империя ».

    Она занимаясь благотворительностью – единственной  формой общественной деятельности, доступной девушке того времени.

Концепсион  Арагуэльо  не  вызывала жалости, хотя  всем было  понятно,  что ее  ожидание напрасно.

В этом «бессмысленном»  ожидании таилась колоссальная  духовная мощь.    

   Лишь в начале 40-х годов,  35 лет спустя  в  Калифорнию пришли официальные документы, подтверждающие гибель Резанова. Только тогда она стала монахиней Доминиканского Ордена под именем Мария Доминика, и получила прозвище  Беата  (Благословенная).

   Но и в монастыре она не стала затворницей. Недаром ее прозвали  « танцующей монахиней». Продолжала заниматься благотворительностью, была первым организатором школы для туземных детей. Она ушла из жизни  в  1857 году  пережив  Резанова  на 50 лет. 

   А что же стало с  Русской Америкой?  

   РАК  продолжала  существовать и  действовать. За время ее существования  были организованы 139   кругосветных и полукругосветных  экспедиций – больше,  чем организовали за это время все страны Европы.

 

 

Форт Росс.  
Современная фотография.

В 1812 году в Калифорнии  близ Сан-Франциско  русские поселенцы основали  поселение, названное Форт Росс.  Российские связи с Калифорнией были необходимы, тем более что юридически все земли к северу от Сан-Франциско были согласно международным договоренностям свободными. В какой-то момент Мексика  предлагала России  даже Калифорнийское побережье в обмен на дипломатическое признание. Но отсутствие финансирования, а главное – государственного внимания к делам Русской  Америки делало существование   русских поселений  делом бесперспективным.

Спустя 30 лет, почти тогда же, когда Кончита  приняла монашеский сан,  Форт  Росс был  продан  эмигранту из Германии  Дж. Саттору.

А еще спустя 7 лет, в 1849 г. именно на землях, принадлежащих форту, было найдено золото,  и началась  знаменитая  калифорнийская золотая лихорадка, которая превратила Америку в то государство, которое мы знаем. До начала  золотой лихорадки США не интересовались  Тихоокеанским побережьем, путь к которому преграждали прерии, индейцы  и горы. Золотая лихорадка стала импульсом к движению  Америки на Запад. 


    В 1867 году  участь Форта Росс постигла Аляску   - она была продана за 7 200 000 долларов. И повторилась та же история -   спустя несколько лет  там было найдено золото, началась новая  эпопея, воспетая  Джеком Лондоном.

    РАК просуществовала до 1881 года,  но это был процесс  ликвидации  поселений, растянувшийся на 15 лет.

  Так закончилась история  Русской Америки. 

   Исторический шанс был упущен, уникальное стечение обстоятельств не было использовано. Героические усилия "Колумбов Росских", самоотверженно осваивавших  далекие американские просторы не были поддержаны политической волей Российской империи. 

   История не знает сослагательного  наклонения.

Бесполезно гадать, что бы  произошло, если бы  государственный ум, патриотизм, деловые качества Николая Рязанова  соединились с  духовной  силой  Кончиты Аргуэльо, и что бы мог свершить  такой союз. 

    Они ушли из жизни, оставив нам лишь память о любви, которая могла бы  изменить  карту мира.

      А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

Естественно, и поэма, и опера — не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

      Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...[1]

Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24)

 

     

2.4. Сюжет

    Николай Караченцов в роли графа Резанова в спектакле «Юнона и Авось»

Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него Казанская икона Божией Матери— с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…

   Под военно-морским Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Фернандо. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Фернандо. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви… В душе Кончиты зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.

     Но фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

  Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает в Красноярске, в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни Мария Консепсьон Аргуэльо.

2.5. Список музыкальных тем

  1. Пролог
  2. Отпевание
  3. Романс «Я тебя никогда не забуду»
  4. Ария Резанова «Душой я бешено устал»
  5. Сцена в церкви, молитва
  6. Ария Пресвятой Девы
  7. Песня моряков «Авось»
  8. Плавание
  9. Прибытие в Америку
  10. Сцена на балу
  11. Белый шиповник
  12. Ночь. Спальня Кончиты.
  13. Ария Резанова «Ангел, стань человеком»
  14. Дуэль с Фернандо (Федерико)
  15. Помолвка
  16. Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий»
  17. Хор и сцена «Воздайте Господу»
  18. Сцена в келье. Ожидание Кончиты
  19. Финал
  20. Эпилог. «Аллилуйя»

Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись 1980 года, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре .

Впоследствии был выпущен звуковой компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием:

  1. Пролог
  2. Романс офицеров
  3. Душой я бешено устал
  4. Молитва первая
  5. Молитва вторая
  6. Ария Девы
  7. Авось
  8. Белый шиповник
  9. Ангел, стань человеком
  10. Я тебя никогда не забуду
  11. Хор Воздайте Господу
  12. Я умираю от простой хворобы
  13. 35 лет ожидания
  14. Реплика Человека от театра
  15. Аллилуйя
  16. В честь пятнадцатилетия

2.6. Исполнители оригинальной аудиоверсии

Грампластинка ВСГ «Мелодия» С60 18627-30 (2LP)

  • Резанов — Г. Трофимов
  • Кончита — А. Рыбникова
  • Федерико — П. Тилс
  • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий — Ф. Иванов
  • Голос Богоматери — Ж. Рождественская
  • Солист в прологе — Р. Филиппов
  • Давыдов, второй солист — К. Кужалиев
  • Хосе Дарио Аргуэльо — А. Самойлов
  • Молящаяся женщина, солистка в эпилоге — Р. Дмитренко
  • Молящаяся девочка — О. Рождественская
  • Моряк — В. Ротарь
  • Группа молящихся — А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин
  • Юродивый – А. Рыбников

Информация о работе Реализация замысла А.Рыбникова в опере "Юнона и Авось" на сцене театра "Ленком"