Развитие личности в театрализованной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.
Личность - это единая психологическая система, которая представляет собой взаимосвязанные системные уровни. Основной функцией личности выступает развитие внутреннего субъективного мира и активность субъекта во взаимодействии с окружающим реальным миром.

Файлы: 1 файл

Развитие личности в театрализованной игре.docx

— 19.12 Кб (Скачать файл)

Развитие личности в театрализованной игре

Театрализованная деятельность позволяет  решать многие задачи программы детского сада: разнообразие тематики, средств  изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

Личность - это единая психологическая система, которая представляет собой взаимосвязанные системные уровни. Основной функцией личности выступает развитие внутреннего субъективного мира и активность субъекта во  взаимодействии с окружающим реальным миром.

Основным содержанием  личностного системного уровня являются  самосознание Самосознание – это относительно устойчивая, осознанная система представлений о самом себе.  Самосознание проявляется в обращении сознания на самое себя, в анализе действия, поступков, мотивов и соотнесении их с общечеловеческими ценностями, в способности человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Проявление самосознания можно  проследить у ребенка в начале раннего возраста. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем  лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание  не только своего “я”, но того, что  “я хороший”, “я очень хороший”.

   Позже у дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я рад”, “я огорчен”. Для этого периода  характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления  о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в  прошлом, осознает в настоящем и  представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту  большой”.

По замечанию Л.И Божович, процесс формирования личности ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы “Я”. У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками. В эту систему входит и отношение к себе.

Таким образом, осознание своих  умений и качеств, представление  себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

Говоря о самосознании, мы должны учитывать важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором ребенок выстраивает свое поведение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Театр в состоянии выявить и  подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале.  Дети нуждаются не только и не столько  в модели театра, сколько в модели поведения, которому необходимо следовать. В этом контексте театральная  работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и  ребенка и воспитателя в процесс  освоения модели мира.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания  впечатлений жизни лежит глубоко  в природе детей и находит  свое выражение стихийно, Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление  от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов  детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют  какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти  занятия приобретают смысл и  цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих  лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное  выражение

Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти  действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика  и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят

Основным фактором, влияющим на становление  активности, развитие самосознания и  уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда формируется личность ребенка.

В дошкольный период рост активности и желание  действовать, пробовать себя в различных  начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает настоятельную  потребность в применении и развитии своих новых возможностей. Ему  нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты, благодаря  собственным усилиям, справляться  с определенными требованиями и  при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.

В игре укрепляется  и развивается: 

·         потребность в активном воздействии на окружающих,

·         формируются первые “моральные инстанции”,

·         начинает формироваться оценка собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием этого важнейшего периода

·         формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание.

Что в целом формирует личность дошкольника.

Исследуя театрализованную игру, мы выделили основные теоретические положения:

- театрализованная игра имеет  большое значение в процессе  развития познавательных процессов  и качеств личности ребенка; 

- игра имеет большой потенциал  при обучении ребенка разным  способам поведения, проигрывании  разных социальных ролей; 

- в игре ребенок социализируется,  что позволяет в дальнейшем  использовать этот процесс при  адаптации ребенка в обществе.

Эти положения позволяют считать  театрализованную игру объектом педагогической деятельности, а, следовательно, изучать  возможность ее использования для  эффективного процесса развития самосознания личности ребенка.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театральное искусство  является эффективным средством  активизации творческого потенциала ребенка, развития его  культуры и  личности в целом.

Мы подчеркиваем, что развитие творческой личности дошкольника, а также создание условий для его самоопределения  и самореализации – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации.


Информация о работе Развитие личности в театрализованной игре