Профессиональные качества учителя музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:56, доклад

Описание работы

Музыкально-педагогическая деятельность «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания». Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Файлы: 1 файл

Подготовила учащаяся 3 курса академическое пение Китель Елена.docx

— 22.88 Кб (Скачать файл)

                Подготовила учащаяся 3 курса академическое пение Китель Елена

                Профессиональные качества учителя музыки

Музыкально-педагогическая деятельность «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и  систематизировать полученные знания». Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая  обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать  ситуацию и поведение учащихся и  оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень  общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении важности развития профессиональных качеств  личности учителя музыки для полноценного музыкального образования.

Цель работы состоит в  изучении приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть особенности  профессиональных качеств учителя;

2) изучить специфику деятельности учителя музыки;

3) дать характеристику  приоритетных профессиональных  качеств личности учителя музыки.

Формированию профессионально  значимых качеств и свойств учителя  музыки содействуют в той или  иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют  не изолированно, не порознь, а системно, как некая целостность, единство. Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ

 Стратегическая цель  учебно-воспитательного процесса  современной высшей школы заключается  в «формировании полноценной  творческой личности, способной  приумножить накопленные предыдущими  поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века» [8; с. 25]. В этих условиях особое значение  приобретает совершенствование  качества подготовки учительских  кадров, для того, чтобы школа  как социальный институт могла  оказывать решающее воздействие  на развитие общества. Произошедшие  в России преобразования в  идеологической, социально-экономической  и духовной сфере обусловливают  необходимость нового подхода  к оценке профессионального уровня  подготовки школьных педагогов.  Он предусматривает развитие  у учителя творческого мышления, стремления к саморазвитию и  самосовершенствованию, что, в  свою очередь, служит признаками  высокого профессионального мастерства.

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого  труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для  общества функций и сложности  его деятельности, общество предъявляет  высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые  выступали на первый план ранее, позднее  утратили свою значимость и стали  второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя.

К концу 19 - началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система  требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому  учителю личностных качеств: высокоразвитое чувство ответственности; благородство; интеллектуальное совершенство и моральная  чистота, т.е. соответствие тому нравственному  идеалу, который общество хочет воплотить  в детях; самообладание и выдержка.

На них базируются требования: общая широкая образованность, осведомленность  в различных областях знаний; глубокое знание возрастной, педагогической и  социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; фундаментальное  знание преподаваемого предмета, новых  достижений и тенденций в соответствующей  науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе; знание детей, умение понять их внутренний мир; педагогический оптимизм; владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом; постоянное совершенствование знаний и педагогического  мастерства. Важнейшей личностной и  профессиональной чертой учителя следует  считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность [1; с. 36].

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в  деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее  окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей  работы. Социальные ожидания не зависят  от сознания и поведения от конкретного  индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю  складываются в различным группах  людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую  и воспитывающую. Реализация этих функций  требует следующих профессионально-личностных параметров:

- потребности и способности  к активной и разносторонней  профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства  эмпатии, терпеливости и терпимости  в отношениях с детьми и  взрослыми, готовность принимать  и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- понимание своеобразия  и относительной автономности  саморазвития личности; умения обеспечить  внутригрупповое и межгрупповое  общение, предотвращать конфликты  в детском и взрослом сообществе;

- знания особенностей  психического развития, особенно  детей с проблемами, и стремление  вместе с ними целенаправленно  создавать условия, необходимые для саморазвития;

- способности к собственному  саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет  своей власти и принуждения, ее главная  задача выявить, раскрыть и развить  все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Урок музыки - урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем  обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия  урока может быть аналогичной  музыкальным формам. Т.е. в целом  урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

 На уроках должна  звучать музыка, способствующая  развитию у учащихся здоровых  музыкальных потребностей и высокого  вкуса. На уроке музыки, как  нигде, тесно сотрудничают чувства  и мысли, достигается единство  творческих устремлений учителя  и учащихся. Свобода в суждениях  и ответах, творческая активность  и инициатива учащихся, удовлетворенность  от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

Замысел урока призван  учитывать современное состояние  культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется  неинтересным учителю музыканту, почти  наверняка будет неактуальным и для учеников.

Творческий замысел учителя  реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных  потребностей учащихся, их способностей. В процессе подготовка урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление  произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному  хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может  быть предусмотрена возможность  услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе «педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и  систематизировать полученные знания» [1; с. 46]. Творческая деятельность учителя  предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его  способностью быстро и правильно  оценивать ситуацию и поведение  учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет  уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования  подготовки учителя музыки. В том  числе художественное мышление рассматривается  как категория, характеризующая  деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т.д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает  необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т.д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыки; в силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.) будущего педагога.

Формированию профессионально  значимых качеств и свойств учителя  музыки содействуют в той или  иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Их структура, отраженная в учебных планах и  соответствующей документации музыкальных  учебных заведений, изоморфно отражает различные виды деятельности учителя  музыки, способствует формированию комплекса  необходимых: ему знаний, умений и  навыков. При этом важное место принадлежит  дисциплинам дирижерско-хорового цикла, которые имеют все основания  рассматриваться как релевантные  по отношению к профессии учителя-музыканта [6; с. 42]. Активно формируя художественно-образное мышление индивидуума, его эмоционально-волевую  сферу, артистизм и музыкально-слуховые способности, работа с хором способствует одновременно приобретению опыта общения  будущего учителя с коллективами учащихся, учит тому, как управлять  этими коллективами, воздействовать на них, понимать их психологию и логику действий /чего не могут дать в силу очевидных причин занятия в классах  индивидуального обучения музыке, таких, как класс фортепиано, постановки голоса и др.

Атрибутивные, профессионально  значимые качества и свойства учителя  музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая  целостность, единство. Неравнозначность, своеобразие выраженности различных  компонентов системы, о которой  идет речь, предопределяет и обуславливает  индивидуальный стиль деятельности зрителя музыки. Каждый из компонентов  системы атрибутивных, профессионально  значимых качеств и свойств учителя  музыки может в принципе рассматриваться  как самостоятельная система, внутри которой находят себе место различные  подсистемы, соединенные сложной, широко разветвленной сетью взаимосвязей, отношений, зависимостей и т.д. Таким  образом, усиление одного компонента системы  дает импульс, толчок к усилению и  развитию ряда других, иерархически спаянных с ним и зависящим от него. Так, например, формирование и развитие художественно-образного мышления в ходе обучения музыке инициирует процессы художественной фантазии, воображения  у учащихся, сказывается опосредованным образом и на других слоях профессионального  сознания. Эти положения, имеющие  важное значение в педагогике вообще и «педагогике искусства», в частности, должны учитываться преподавателями  в их практической деятельности.

Музыкальный слух, трактуемый нередко в качестве единой и нерасторжимой  субстанции, также представляет собой  сложно иерархизированную систему, ансамбль различных локальных способностей и свойств. Различают звуковысотный, гармонический, полифонический, тембро-динамический слух. Дифференцируют такие разновидности  музыкально-слухового комплекса  как «фортепианный» или «оркестровый»  слух и т.д. с учетом специфики  деятельности учителя музыки можно  утверждать, что особо значим для  него так называемый «вокальный слух», адекватный тем требованиям, которые  предъявляются его профессией, ее основными видами и формами работы.Учитель  музыки определяет результаты учащихся, их продвижения и выявляет насколько  эффективен процесс музыкального образования. Учителю музыки свойственны следующие качества [1; с. 67]:

Музыкально-педагогическая интуиция ― это непосредственное решение задач без предварительного логического профессионального  анализа. Проявляется в ситуациях  музыкального плана и педагогического.(игровые моменты, шутка, переключение внимания, отход от плана урока)

Артистизм - проявляется в  исполнении, в коммуникативной и  организаторской деятельности. (уметь  увлечь детей, заразить их желанием и  волей к разучиванию, исполнению, сочинению)

Личностная профессиональная позиция ― умение обосновать своё видение сущности, организации и  проведения процесса музыкального образования. Эта позиция складывается в выборе учебной программы, в расстановке  акцентов в решении музыкально-образовательных  задач и реализации тех или  иных музыкально-педагогических принципов. Личностная профессиональная позиция  зависит от профессиональной музыкальной  и педагогической подготовки учителя, от профессиональных притязаний и амбиций.

Информация о работе Профессиональные качества учителя музыки