Проблема освоения духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Важное место в истории русской культуры занимает русская духовная музыка. Что касается профессиональной светской музыки, она стала известной в России приблизительно в XVII веке, а вот церковное пение существует уже около десяти веков. В очень тесной связи с церковью была народная жизнь в России, она была просто пропитана религиозным влиянием, поэтому все церковное искусство на Руси было народным. Именно это искусство, дарит нам гармоничный и прекрасный мир звуков, облагораживает, развивает наши чувства и возвышает наши потребности над обыденным. Свою самобытность и своеобразие, национальную духовную природу смог выразить в духовной музыке русский человек.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение…………………………………………………………………………....4
2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность……………………………………………….6
3. Анализ авторов.
3.1Программы и методики преподавания……………………………………...13
3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ………………………………16
4. Опыт работы учителей. Анализ периодической печати……………………22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….2

1. Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение…………………………………………………………………………....4

2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность……………………………………………….6

3. Анализ авторов. 

3.1Программы и методики преподавания……………………………………...13

3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ………………………………16

4. Опыт работы учителей. Анализ периодической печати……………………22

Заключение……………………………………………………………………….35

Список используемой литературы……………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Важное место в истории русской культуры занимает русская духовная музыка. Что касается профессиональной светской музыки,  она стала известной в России приблизительно в XVII веке, а вот церковное пение существует уже около десяти веков. В очень тесной связи с церковью была народная жизнь в России, она была просто пропитана религиозным влиянием, поэтому все церковное искусство на Руси было народным. Именно это искусство, дарит  нам гармоничный и прекрасный мир звуков, облагораживает, развивает наши чувства и возвышает наши потребности над обыденным. Свою самобытность и своеобразие, национальную духовную природу  смог выразить в духовной музыке русский человек. Духовная и социальная, политическая и экономическая сфера жизни России, в наше время все больше принимает характеристики, сближающие со сходными сферами других стран, не намеренно получается стирание самобытных граней национально-этнического характера. Именно это дает актуальность проблеме сохранения самобытной русской культуры. Исследование русской духовной музыки помогает нам найти основные тенденции ее развития, но и указывает нам на объект исследования.

Объектом исследования является, процесс освоения духовной музыки.

Предметом исследования, можно назвать, духовную музыку, ее методы и формы работы, программы освоения духовной музыки.

Исследовав  этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что в  музыкальных программах начальных классов нашего времени, духовная музыка почти, не изучается. Для этого существует множество причин одна из них такова: это случилось потому, что духовная музыка является слишком серьёзной для осмысления детьми и восприятия.

Целью этой курсовой работы, является определение значения и роли  духовной музыки в жизни человека.

 

 

Задачи:

1.-провести анализ этапов развития русской духовной музыки;

2.-раскрыть содержание и сущность основного понятия – духовная музыка;

3.-провести анализ литературы;

4.-провести анализ современных программ по музыке для младших школьников;

5.-провести анализ методов и форм  приобщения младших школьников к русской духовной музыке;

6.-ознакомиться и проанализировать периодически печати, направленные на тему: «Опыт работы учителя».

Курсовая работа состоит:

Введение, где доказывается актуальность, находятся объект и предмет работы, цели, задачи;

1.Глава, в  которой дается понятие-духовная  музыка, ее культурологическое и  педагогическое значение;

2.Глава, в  которой дано четкое описание  практики преподавания в различные   исторические периоды;

3.Глава, в  которой названы основные современные  программы и методики преподавания;

4.Глава, в  которой проанализирован опыт  работы учителей, с помощью периодической  печати.

В заключении были подведены  итоги выполненной работы.

Список использованной литературы состоит из 41 источника.

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение.

Прежде всего, необходимо дать четкое определение  понятию –  духовная музыка1. Духовной музыкой, можно назвать музыку, имеющую отношение к текстам религиозного содержания, которая необходима для исполнения во время богослужения и в быту. Как один из компонентов культового ритуала, она включалась в храмовое искусство еще первых цивилизаций (Египет, Месопотамия и др.). Самая древняя форма духовной музыки в тесном смысле - церковная (у христиан) -пение псалмов и синагогальная (в иудаизме). Известно что, не сопровождалась инструментами, была одноголосной именно раннехристианская духовная музыка. Господствующим в Западной Европе стало григорианское пение, на Руси же был, знаменный распев. В 9-13 вв., в духовной музыке Римской католической церкви формировалось, многоголосие, на Руси - в 17в. (партесное пение, строчное пение). С конца 15-16 вв., в западной духовной музыке хоровые партии, уже имели возможность, дублироваться инструментами, а в отдельных частях богослужения на смену хору приходит орган; что касается русской духовной музыки, то она остается чисто вокальной. Этому музыкальному образованию в те времена, уделялось огромное количество времени.

Термин музыкальное образование в современном толковании, можно изучить как интегративный, совмещающий музыкальное развитие, обучение, воспитание2.

Сам термин музыкальное воспитание имеет  два значения. В узком смысле – это своего рода воспитание, каких-то, конкретных качеств личности учащихся. В широком смысле – это, прежде всего эстетическое, художественное, нравственное воспитание.

В широком смысле в этот термин входит опыт эмоционально-ценностного отношения учеников к их музыкально-творческой деятельности и музыке.

Музыкальное обучение в узком смысле, объясняют освоением учащимися музыкальных умений, знаний.

Урок музыки, является основной формой музыкального образования.

Изучение музыки в начале общего образования, ориентированно на достижение таких целей как:

•помочь воспитать эстетические и нравственные  чувства; музыкальный вкус;

•помочь овладеть практическими навыками и умениями  в музыкально-творческой деятельности;

•помочь освоить знания и музыкальные произведения о музыке;

•помочь развить интерес к музыкальным занятиям и музыке;

•становление основ музыкальной культуры.

          Сама система общего музыкального образования, содержит в себе различные формы внешкольной и внеклассной работы, которая основана на принципе добровольности3.

Внешкольные учреждения, школа предлагают ребёнку шикарную возможность реализовать свои музыкальные потребности, интересы в различных областях музыкального искусства.

Существуют такие формы, как оркестровые коллективы, хоровые, студии, ансамбли, которые существуют с учетом  их музыкальных интересов.

К иным формам внешкольной и внеклассной музыкальной работы, можно отнести массовые музыкально-просветительские формы. Ими могут быть различные лекции-концерты, музыкальные игротеки, музыкальные праздники и т. д.

Очень большое значение в системе внешкольной и внеклассной работы имеют музыкальные учреждения дополнительного образования детей.

 

2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность.

Еще до времен крещения Руси в 988 г. князем Владимиром, в Киеве, а также в Великом Новгороде существовали христианские общины, в них находились христианские храмы, в которых проходило богослужение4.

После принятия христианства, Русь около семи веков имела зависимость от поствизантийской и византийской церковно-певческой традиции. Наряду с богослужебными уставами, она приняла и одноголосную форму пения.

Вторым этапом греческого влияния 2-й пол. XVII в., это прежде всего была проведена работа по исправлению певческих книг, которая началась еще при Патриархах Филарете (1619-1633) и Иосифе (1642-1652), и с церковной реформой Патриарха Никона (1652-1666). Развился новый певческий стиль, который был назван в рукописях греческим.

XI - 1- я пол. XV в. певческая культура Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси, Киевской.

В XI в. при кафедральных соборах Новгорода Великого и Киева,  в монастырях, существовали центры развития книгописания и певческой культуры. Характерной певческой традицией древнерусской церковной музыки являлся всем известный распев (от древнерус. "знамя" - знак), существующий в основных певческих книгах. Этот тип нотации сохранялся и почти не изменялся на Руси до нач. XV в.

Совсем иную певческую традицию имели Кондакари - собрания кондаков, характеризующихся стилем "асмы" - соборного пения по чину песенного последования. Кондакарное пение постепенно ушло из певческого репертуара к XIV веку.

Певческая культура Московской Руси 2-я пол. XV - 1-я пол. XVII в.

В последней  трети XV века, сформировалась вторая традиция знаменного пения, имеющая название "столповой". В тоже время, со столповым распевом в рукописях существовали два новых певческих стиля - демественный (демество) и путевой (путь) распевы. Сами рукописи, написанные путевой нотацией появились с XVII в.

До XVIII в., репертуар демества был очень ограниченным (в основном неизменяемые литургии, песнопения отдельные песнопения утрени и вечерни).

В 1-й четверти XVI в. количество многоголосных песнопений было не большим, но уже в нач. XVII в. был отмечен большой многоголосный репертуар, увеличение которого имело отношение к появлению демественной, казанской и путевой нотаций. В XVI - 1-й пол. XVII в. развилось двухголосие, трехголосие, с 70-80-х гг. XVII в.- четырехголосие; голоса имели название низ, верх, путь, демество. Развились формы партитурной записи многоголосия, которые имели вид деленной партитуры и имели вид полной партитурной записи5.

Постепенно, творчество утратило свою анонимность. В XVI-XVII вв. стали известны имена теоретиков и распевщиков, учителей церковного пения6.

Церковное пение в Западнорусской митрополии 2-я пол. XV-XVII в.

В этот период постоянно изменялась Государственная принадлежность Юго-Западной Руси: от Великого княжества Литовского она перешла к Речи Посполитой (1569), а в 1654 г. Левобережная Украина стала входить в состав России. Самым сложным было положение православной церкви, которая находилась под властью Польской Короны. В это время, пение имело две формы:

1) партесное пение с кон. XVI в.;

2) знаменный распев.

Певчие западной Украины и западной Белоруссии в XVI в. впервые в византийском ареале приняли европейскую систему пятилинейного письма, которая дала возможность, точно "преводити в нотованое" знаменные, а также сербские, болгарские, греческие и иные напевы того времени. В XVII в нотолинейная система записи имела широкое применение, как в юго-западной Руси, а также Великороссии и получила название "киевское знамя".

Самые первые дошедшие до нас нотолинейные Ирмологионы кон. XVI - нач. XVII в.- Львовский (Волынский), Долынянский, Супрасльский и др.- имеют скорописный, ранний вид нотации, где тонко прочерченные ноты схожи по рисунку к крюкам. Уже к сер. XVII в. ноты имели вид квадратов (реже ромбов), что разрешило название нотации квадратной.

Общепринятые на Украине традиционные песнопения, начиная с 20-х гг. XVII в. имели название «киевские».

В кон. XVII в. начали происходить изменения в напевах. Все чаще применялся принцип повтора отдельных слогов и слов в обиходных песнопениях, применяемый в XV-XVI вв., скорее всего, из греко-балканского пения. Начиная со 2-й пол. XVII в. ушла широкая распевность, появилось дробное повторение текста7.

Большое  значение, для формирования церковного пения в XV-XVII вв. давали с одной стороны, связи между белорусами и украинцами, с другой стороны болгарами и греками. Афон являлся самым важным центром духовной жизни православия. Огромное значение играла деятельность прп. Иова Княгиницкого. Вернувшись в Галицию в 1612 г., он организовал близ Галицкого городка Манява скит. В этом ските с благословения Константинопольского Патриарха Тимофея II было развито "болгарское пение". Поразительно многочисленны песнопения болгарского распева (до 300), характеризующегося богатством видов. Уже с 80-х гг. XVI в. были открыты коллегии, академии, школы, носящие название греко-славянских или греко-латино-славянских (Львове, в Остроге, Киеве, Луцке, и других городах).

Преподавателями школ, являлись высокообразованные педагоги – греки, белорусы и украинцы. Впервые, был введен предмет "мусикия" в учебные программы православных школ, который освещал теоретические и практические основы нового партесного пения. Ранее, при обучении музыке применялись учебники европейских авторов (И. Шпанбенберга и др.), то в 70-х гг. XVII в. уже получила развитие отечественная теория многоголосного пения, написанная педагогом и композитором Я. Дилецким, а также в трактатах других авторов.

Уже начиная с 50-х гг. XVII в. партесное пение было распространено в России, где одним из способов создания многоголосия стали как раз обработки греческого, болгарского, киевского знаменного и иных распевов.

При приходских церквах и православных монастырях существовали начальные школы, в которых дети учили церковнославянскую грамоту8. В провинциальных братствах, сформированных вокруг сельских приходских церквей в западной Украине самым распространенным, было одноголосное пение, оно существует в Закарпатье и по сей день.

Новое время: от концерта барокко к классицизму 2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.

Воссоединение Украины и России в сер. XVII в. и переезд в Великороссию большого количества деятелей украинской культуры, имели огромное влияние на развитие русского церковно-певческого искусства. Связующим между новым и старым стали киевский, греческий и болгарский распевы; которые сохранились как в российских, так и в украинских списках певческих книг, эти распевы показывают процесс взаимодействия родственных православных культур и целенаправленность включения их в сферу литургической жизни России.

Информация о работе Проблема освоения духовной музыки