Проблема изучения традиционной музыки Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 00:56, реферат

Описание работы

В настоящее время интенсивно происходит взаимовлияние и взаимообогащение культур Востока и Запада. Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Традиционная музыка Востока остается неизвестной не только широкой публике, но порой и специалистам. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки стран Дальнего Востока может и должно внести много нового и существенного в музыкальную практику и в науку о музыке. Ключевые слова: искусство аак, искусство гагаку, искусство яюэ, музыка Китая, музыка Кореи, музыка Японии, традиционная музыка.

Содержание работы

Введение
«Антропология музыки»
Письменность и литературный язык
Философско-идеологическая доктрина конфуцианства, буддизма и даосизма.
Общая характеристика музыки Востока в целом и частная характеристика музыки стран Дальнего Востока
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика музыки Востока в целом и частная характеристика музыки стран Дальнего Востока

1. В музыке Востока звук - это не просто акустическое явление, а категория философского порядка. Мир, который нас окружает, наполнен вибрациями-звуками. Звук - основа Мироздания. Звук, по восточной философии, например по буддистским и конфуцианским воззрениям, - это нечто всеобъемлющее, пронизывающее все сущее, он предназначен выполнять высокую миссию - поддерживать гармонию на Небе и Земле. Музыка же, являющаяся неким конечным продуктом работы со звуком, рассматривается как важнейшее средство посредничества между Небом и Землею (Земля - человек - Небо). Музыка в понимании дальневосточной цивилизации, выражаясь словами одного из героев «Крейцеровой сонаты» Л.Толстого, «государственное дело! И это так должно быть»(11). Музыка, как подчеркивалось выше, есть средство гармонизации общества, средство совершенствования человеческой личности. Этой благородной общечеловеческой задаче служит «правильная, высокая» музыка яюэ в Китае, аак в Корее, гагаку в Японии, имеющая все общие корни от древней китайской ритуальной музыки.

2. Отсюда и различное предназначение роли и места звука в музыке. Музыка Запада основывается на звуках, имеющих такие параметры, как высота, длительность, тембр и динамику. В музыке Востока таковые не являются обязательными, ибо сам отдельно взятый тон представляет собой уже достаточно самостоятельную величину, он символически воплощает в себе всю Вселенную. Если в музыке Запада непременным условием формирования музыкальной композиции является линеарное развертывание звукового потока во времени, то на Востоке отдельный тон, многократно повторяясь и расцвечиваясь в сложном организме обертонов-призвуков, сам по себе способен создавать конструкцию, именуемую музыкой. Музыка Востока, говоря словами одного из исследователей музыки Японии Н.А. Иофан, «базируется на широко распространенном в странах Древнего Востока принципе признания определяющей роли единого звука, т.е. звука, взятого отдельно. В этом и заключается коренное отличие теории музыки большинства стран Древнего Востока и античности, в которой главенствующая роль отводится мелодическому обороту»(12). Вспомним здесь практику игры на цине в Китае, практику исполнительства индийской раги или арабских макамов, практику игры оркестра гамелана.

3. Музыка Востока - это, прежде всего, музыка устной традиции. В отличие от музыки Запада, где доминирует стремление к её точной графической фиксации, для музыки Востока (как фольклора, так и классической ветви) письменная фиксация как способ создания, хранения и воспроизведения не является обязательной. Однако и традиционная музыка Востока в её классической ветви, так или иначе, фиксировалась и фиксируется с той или иной степенью точности. Поэтому классическую, т.е. профессиональную музыку Востока принято ныне называть «профессиональной музыкой устно-письменной традиции». При этом «именно наличие письменности и связанная с ней рефлексия профессиональной деятельности отличает её от фольклора»(13).

4. Как следствие этого, авторами традиционной музыки Востока являются не отдельные индивидуумы, как в европейской профессиональной музыке, а некий коллектив творцов, как прошлого, так и настоящего времени. И эти творцы, следуя традициям-канонам, стремятся больше к совершенствованию уже имеющихся образцов, нежели к созданию чего-то совершенно нового. Можно сказать, что музыка Востока - это музыка открытой формы. Авторство произведения теснейшим образом связано с проблемой традиции и новаторства. В культуре Востока новаторство абсолютно немыслимо без неукоснительного следования традиции. В связи с этим для философской мысли или литературы Востока крайне характерно заимствование идеи, сюжетов, образов и создание на этой основе «нового, но более совершенного». Известно, что средневековые научные трактаты в большинстве своем создавались как комментарии к трудам предшественников. Именно воссоздать, комментируя, оспаривая, добавляя что-то новое - вот характерная черта философии и эстетики Востока.

5. Импровизационность музыки Востока. Поскольку в музыке Востока письменная фиксация не является обязательной, и каждое последующее воспроизведение есть вариант некоего «constanta», то здесь неизмеримо возрастает роль импровизации. Как утверждает Н.К. Тагмизян: «восточная музыка внесла значительный вклад в эволюцию принципов импровизации, в период всеобщего господства светского и культового монодийного искусства, когда она развивалась в ногу с западной, а то и опережая последнюю в иных сферах творчества и исполнительства»(14). Однако, импровизация эта должна осуществляться в строгих рамках канона, в допустимых пределах свободы и ограничения. Так, импровизационность - это кардинальный вопрос, определяющий сущность профессиональной музыки устно-письменной традиции.

6. Одноголосная, монодическая природа музыки. В отличие от европейской многоголосной музыки, музыке Востока не свойственна гармония. Однако монодийность музыки Востока, как показывает исследование последних десятилетий, не означает категорического отрицания в музыке Востока элементов многоголосия. Элементы многоголосия, так или иначе, обнаруживаются во многих музыкальных культурах Востока. Об этом было громко заявлено еще в 1961 г. на Международном конгрессе в Тегеране М. Шнейдером(15).

7. Многообразие ладовых систем музыки Востока, принципиально отличающихся от универсальной европейской системы мажоро-минора. Ладовой основой мелодических построений служат не только ангемитонная пентатоника, как обычно принято понимать, но и разнообразные звукоряды. Здесь и простые трихорды в объеме кварты, и звукоряды, включающие в себя не только малые секунды, но и микротоны, делящие октавы на 18, 22 и даже на 24 ступеней. Словом, одна из характерных черт музыки Востока - это поразительное многообразие её ладовых систем, принципиально отличных от универсальной европейской мажоро-минорной системы. Именно игнорирование темперации и особое отношение к самому качеству отдельно взятого тона, а в связи с этими изощренная работа над обработкой звука в его непрерывном и разнообразно нюансируемом развертывании - характерная черта музыки Востока и это придает музыке неповторимо особый аромат.

8. Метроритмическая организация музыки. В связи с отсутствием в музыке Востока многоголосного «строительства», роль временной функции музыки чрезвычайно возрастает. Не случайно, учение о ритме - это наиболее тщательно разработанная на протяжении многих веков музыкальная теория. Метроритмическая организация музыки Востока чрезвычайно прихотлива и изощрена. Многие народы Востока с их многовековой музыкальной практикой выработали свои особые и строго узаконенные ритмические формулы-модели, период которых состоит от нескольких до десятков метрических единиц. Это - икаат (iqaat) в иранской, тала (tala) в индийской, зяньдан в корейской музыке и т.д. При этом если в европейской музыке основными единицами метроритма являются простые трех и четырехдольные размеры, то в музыке Востока преобладающими являются смешанные и несимметричные. Чрезвычайная изощренность метроритмической организации, что теснейшим образом связана с богато орнаментируемым мелодическим потоком восточной музыки, объясняется тем, что в основе ритма восточной музыки лежит движение души с изменчивостью его течения, а в основе ритма европейской музыки пульс сердца с регулярностью его биения. Образно говоря, музыка Востока - это музыка души с многообразием её настроения, а музыка Запада - музыка сердца с постоянством его пульсации.

9. Скорость движения музыки. При разделении темпа музыки на три основных категорий, а именно: медленно, умеренно, быстро, для музыки Востока, в отличие от музыки Запада, где распространено полярное противопоставление медленного и быстрого темпов, характерным является очень медленное начало, затем постепенное убыстрение и доведение его до крайней быстроты. Так исполняются, например, арабский макам, индийская рага, индонезийский гамелан, корейский санчжо и др.

10. Музыка как составная часть синтетического искусства. Музыка в Древнем Востоке не отделима от слова и танца. Пение (и декламация), игра на музыкальном инструменте и танец составляли триединое искусство, из которого впоследствии рождались различные роды и жанры музыки. Это триединство и поныне сохраняется в той или иной форме у многих народов Востока.

Заключение

Будущее мирового искусства немыслимо без связи  с прошлым. Подлинно настоящее в  искусстве рождается только в связи с опорой на прошлое. И только тогда будет обеспечена вечная жизнь искусства. Ради взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства.

Историческая  миссия стран Востока и Запада на нынешнем этапе ее развития заключается в том, чтобы на основе синтеза европейской и традиционной культур активно и действенно участвовать в дальнейшем расцвете мирового культурного пространства. Универсализм не может зиждиться на характере и особенностях одной нации или одной страны. Универсализм - это результат синтеза особенностей многих слагаемых. Если так, то логика подсказывает, что универсализм всеобщей (мировой) музыки следует искать на основе достижений культуры разных народов и стран, а не отдельно взятой европейской музыки. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки Востока может внести много нового и существенного в практику и науку о музыке.

Ныне настало  время не только познание музыки Запада народами Востока, что происходит достаточно интенсивно, но и познание музыки Востока народами Европы. Во взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства.

«Восток и Запад», «Восток есть Восток», «Запад есть Запад». Все эти формулировки, само собой, подразумевают противопоставление восточной культуры и западной. При этом внешнее несходство становится причиной представления об обособленности социальной и духовной культуры различных регионов мира. Однако всемирная история показывает, что развитие мировой цивилизации не есть хаотический процесс, в нем незримо присутствует внутренняя закономерность, которая в определенный период истории порождает сходство социальных и культурообразующих явлений и вещей. Общие черты можно найти в национальных культурах не только в рамках отдельного региона, но и в масштабе различных регионов мира. Иначе говоря, во всемирной истории действуют универсальные законы общественного развития, обуславливающие глубинное родство многих явлений в жизни человечества. Таким образом, вместо формулировок «Восток есть Восток» или «Запад есть Запад» настало время во весь голос заявить: «Востока нет без Запада» и «Запада нет без Востока».

Восток ныне находится в стремительном движении. Разительны перемены, происходящие во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни. Хочется надеяться на то, что и музыканты Востока, и музыканты Запада в полной мере освободятся от извращенного взгляда европоцентризма. В настоящее время во всех странах Востока, так или иначе, сосуществуют две музыкальные системы. В этом сосуществовании неизбежен процесс взаимовлияния и взаимообогащения традиций и здесь могут быть открытия, восхождения к новым вершинам искусства.

 

Каким будет мир XXI века?

Какой будет музыка Востока в XXI веке?

Какой будет музыка в XXI веке?

Как завещание  звучат слова двух замечательных  музыкантов XX в. - индийского музыканта Нарояны Менона и Дмитрия Шостаковича.

«Мне очень  бы хотелось увидеть расцвет нашей  великой мелодической традиции в  контексте музыки XX века, в контексте  быстро меняющейся у нас социальной жизни. Этот расцвет может и должен быть, достигнут без насилия над специфическим характером, индивидуальностью традиционной культуры... Нет причин, по которым наша традиционная сольная музыка не могла бы расцветать бок о бок с музыкальными новациями, которые, возможно, являются предшественниками того, что еще придет. Я не призываю плыть по течению, а призываю осознать необходимость движения вперед»(16).

«В чем я  твердо убежден, что в справедливости тезиса о принципиальном равенстве перед лицом культуры человечества всего многообразия национальных музыкальных традиций, всего накопленного богатства мелодий, ритмов, тембров, тончайших поэтических откровений. Дело, по-моему, не в «совместимости» или «несовместимости» различных музыкальных систем, но в том, как и какими методами, решается проблема взаимодействия и взаимовлияния культур, разных в этническом и географическом отношении народов».

 

Список  литературы и дополнительная информация

1. Об этом пишет М.Е. Кравцова в кн.: Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб., 1999. - С. 32.

2. Цит. по: Чан Ван-Те. Два музыкальных мира // Курьер ЮНЕСКО. -1969, июнь. - С.26.

3. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и Запада. - М., 1983. - С. 144.

4 . Менон Р.Р. Звуки индийской музыки. Путь к раге. - М., 1982. - С. 10.

5. Основателем российской китаистики, точнее ее первой школы, является академик B.П. Васильев (1818-1900). Вышеупомянутый С. М. Георгиевский относится к представителям первой школы.

6. Васильев В.М. Китайская литература. - М.,1978. - С. 242-243.

7. Васильев В.М. Наука о Востоке. - М., 1982. - С. 308.

8. Яковлева М.М. Корейская музыка // Музыкальная энциклопедия. - Т.2. - М., 1974. -

C.943-950

9. Некоторые могут возразить, указывая на общность латинского алфавита для большинства стран Европы, кириллицы для славянских народов арабского письма для народов Западного и Среднего Востока. Однако у этих народов общность письменности в отличие от иероглифов Дальнего Востока, не означает автоматическое понимание письменности одного народа другим.

10. Помимо иероглифической письменности в Корее имеется своя национальная письменность кукмун (с 1445-1446), в Японии - хиракана и катакана (с VIII в.)

11. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Том 27. - С. 61.

12. Иофан Н.А. Из истории японской музыки VII-IX вв. // Искусство Японии. - М., 1965. - С. 28.

13. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и запада. - Владивосток, 1999. - С. 3.

14. Тагмизян Н.К. Об изучении методов импровизации в профессиональной музыкальном искусстве устной традиции Востока // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. - Ташкент, 1978. - С. 72.

15. См.: Виноградова В.С. Проблемы музыки Востока // Советская музыка. - 1962, №1. -С. 130-134.

16. Менон Р.Р. Из выступления на III музыкальной трибуне Азии. Алма-Ата, 21 ноября 1974 // Советская музыка. - 1974, №2. - С. 53.

17. Шостакович Д.Д. Национальные традиции в музыке // Курьер ЮНЕСКО. -1973, июнь. - С. 13.

Информация о работе Проблема изучения традиционной музыки Востока