П.И Чайковский «Колыбельная песнь в бурю»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:44, практическая работа

Описание работы

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

Файлы: 1 файл

аннотация колыбельная в бурю чайковский.docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)
 

Санкт-Петербургский  музыкально-педагогический колледж.

 

              Аннотация: П.И Чайковский «Колыбельная песнь в бурю».

                      Выполнила студентка 2 курса: Михненко Полина.

                                Преподаватель: Зиновьева  Л.П. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

  Петр  Ильич Чайковский (1840-1893) – великий  русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в  многодетной семье. В доме Чайковского  часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

  В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще  через три года превосходно играл  по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем  в Санкт-Петербург.

  В биографии Петра Ильича Чайковского  первоначально было получено домашнее образование. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После  окончания училища Петр стал служить  в Департаменте юстиции.

  Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Чайковского  у великолепных преподавателей Зарембы, Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания  консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

  Многие  концерты Чайковского были написаны тогда. Опера «Ундина» не была поставлена полностью, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как опера Чайковского  «Лебединое озеро».

  В 1877 году Чайковский женится на Антонине Милюковой. В то же время близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой любительницей музыки Чайковского.

  За  двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера  «Евгений Онегин», Четвертая симфония. После материальной помощи Надежды  фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы Чайковского, симфонии, увертюры, сюиты. Наконец в биографии Петра Ильича Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах. Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры.

 
 

Плещеев (Алексей Николаевич) - поэт, родился в Костроме 22 ноября 1825 г., учился сперва в Санкт-Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете, но ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы напечатаны в "Отечественных Записках" 1847, 1848 и 1849 годов. В 1849 г. в деятельности Плещеева наступает перерыв, вызванный его арестом по делу Петрашевского (см. Петрашевцы) и ссылкой в Оренбургский край рядовым, заменившей, по конформации имп. Николая I , смертную казнь, к которой Плещеев был приговорен вместе со многими другими участниками дела. Пребывание его в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь, он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком, принимая участие и в военных действиях, во время штурма кокандской крепости Акмечет), а год - в гражданской, после чего, получив разрешение жить в столице, с возвращением ему прав потомственного дворянства, поселился сперва в Москве, а с 1872 г. - в Петербурге. Еще из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в "Русский Вестник") свои стихотворения и рассказы; с переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (и поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений ("Ратклиф" Гейне, "Магдалина" Геббеля, "Струэнзе" Бера и др.), в целом ряде повестей (между ними главные: "Буднев", "Пашинцев", "Карьера") и в довольно многочисленных журнальных статьях, большей частью компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними - "И.Л. Курье, его жизнь и сочинения"). Тяжелая литературная и журнальная работа, в связи с материальной нуждой, постоянно преследовавшей поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года: он скончался в Париже 26-го сентября 1893 г. Тело его перевезено в Москву. Как человек, Плещеев отличался не омрачаемой ничем чистотой души; среди жестких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, он все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, "нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами". Поэзия Плещеева есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии Плещеева этот мотив - гуманность, в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность, естественно, должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу - рано или поздно - добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением Плещеева было столь популярное "Вперед", в котором поэт требует от призываемых им "на доблестный подвиг" друзей, чтобы они отреклись "от страха и сомненья", ибо в небесах видна "заря святого искупленья" и т. д. И таких стихотворений у Плещева гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадежное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своем чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить Плещеева к поэтам первостепенным, уже по однообразию его мотивов), они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник "Подснежник") как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы. Такое же почетное место следует отнести ему как переводчику: все его переводы обличают руку истинного поэта, оставаясь верными и букве, и духу подлинника. Беллетристические произведения его в прозе не выходят из ряда посредственных по содержанию и исполнению, хотя читаются легко, а некоторые и не без интереса. Полное собрание стихотворений Плещеева издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также "Повести и Рассказы Плещеева". П. Вейнберг.

 

                В поздний  вечер буря 
                За окном шумела. 
                Мать, качая сына, 
                Тихо песню пела: 
                - Ах, уймись ты, буря! 
                Не шумите, ели! 
                Мой малютка дремлет 
                Сладко в колыбели 
                Ты уймися, буря, 
                Не буди ребенка 
                Пронеситесь, тучи, 
                Черные, сторонкой 
                Бурь еще немало 
                Впереди, быть может, 
                И не раз забота 
                Сон твой потревожит. 
                Спи дитя спокойно, 
                Вот гроза стихает. 
                Мать у колыбели 
                Сон твой охраняет 
                Завтра как проснешься 
                И откроешь глазки - 
                Снова встретишь солнце, 
                И любовь и ласки. 

 

«Колыбельная  песнь в бурю»  сочинение №54 (1883)

Произведение  написано в жанре  колыбельной песни. Гомофонное изложение  в умеренном темпе, что связано с  образами статики  и покоя. Стремящаяся вверх агогика, ускорение сопровождающееся замедлением. Однако спокойствие здесь имеет тревожный характер. Тональная структура музыки имеет устойчивое строение, данное произведение подходит преимущественно для средних и высоких голосов.

   Произведение написано  в трехчастной  форме  АВА.  А – состоит  из двух одинаковых  предложений. Каждое  предложение (восемь  тактов) состоит из двух фраз по четыре такта. Тональность произведения F-Dur. Первая фраза начинается квартовым скачком от доминанты  до тоники.

 
 

Средняя часть В восемь тактов и три такта фортепьянной  интерлюдии.

 
 

Затем вводный тон тоники, что напоминает покачивание  колыбели. Фразы состоят из двух мотивов( мотив по два такта), который строится волнообразно.

 
 

В  среднем разделе  строение мотивов  повторяется, но мотивы развиваются секвенционно, средний раздел более взволнованного харатера.

 
 

Заканчивается средний раздел в  а-moll, а интерлюдия возвращает в основную тональность. В репризе снова F-Dur. Во второй части повторяется восемь тактов.

   Фортепьянное вступление  повторяет элемент  покачивания и   интонационно  подготавливает.

 
 
 

Фортепьянное  заключение также  построено на этой теме. В конце темы остаются только квартовые скачки и последние шесть тактов аркообразное строение песни.

  Вокально – хоровые трудности.

Квартовые скачки пение которых в данной песне тесситурно неудобно.

Дикционные  трудности.

Произношение  свистящих и твердых  согласных звуков.

 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе П.И Чайковский «Колыбельная песнь в бурю»