Педагогический процесс в любительском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Обращение к деятельности самодеятельного хорового коллектива вызвано тем, что интерес к хоровой педагогике в последний ряд лет порядком возрос. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, которая складывается из учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот имя возможен в контексте художественной самодеятельности) высота хорового коллектива и работы психологического характера, направленной для воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Реферат - Педагогический процесс в любительском коллективе (на примере самодеятельного хора).doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогический процесс  в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением  в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Конечно, нельзя придавать участию  в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого потенциала личности.

К сожалению, такой подход - фетишизация  роли участия в самодеятельности для развития личности - характерен для многих диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы. Художественное творчество объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности.

Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль художественного любительского  коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства  или их интерпретатора имеет относительную  ценность, на первый план выступает  проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

Рассмотрим роль основных элементов  педагогического процесса, а именно репертуара любительского коллектива, профессиональных и личностных качеств  его руководителя, репетиционной и концертной деятельности коллектива, в формировании творческой личности, на примере хорового самодеятельного коллектива.

Обращение к деятельности самодеятельного  хорового коллектива вызвано тем, что  интерес к хоровой педагогике в последний ряд лет порядком возрос. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, которая складывается из учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот имя возможен в контексте художественной самодеятельности) высота хорового коллектива и работы психологического характера, направленной для воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

СПЕЦИФИКА  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Деятельность самодеятельного хорового коллектива состоит из нескольких этапов:1

Подготовительный  этап, на котором происходит разработка  идеи создания самодеятельного хора, агитация через СМИ, привлечение в хоровой коллектив заинтересованных участников

Этап комплектование хора. Изучаются местные условия, особенно социально-демографический состав того производственного, учебного или какого-либо другого коллектива, на базе которого предполагается создать хор. Состав массового хорового кружка не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически входят все желающие.

Проверка музыкальных  данных и певческих способностей участников хора. Руководитель должен выявить потенциально перспективных певцов, определить у них наличие какого-либо голоса, установить его особенности (тембр, силу, диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества), а также элементарные музыкальные данные — музыкальный слух, память, чувство ритма. 

Выбор направления  деятельности и репертуара самодеятельного  хора.

Выбор направления обусловлен рядом объективных причин, среди которых главными являются местные условия, реальные возможности для организации коллектива. Приступая к созданию хора, руководитель должен соотнести свои творческие планы и расчеты с этими местными условиями и возможностями.

Репертуар хора влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого хора. Подробнее роль репертуара в педагогическом процессе будет рассмотрена нами в третьем пункте работы.

Репетиционный и концертный период.

Оптимальные варианты организации занятий самодеятельных хоров два раза в неделю, по два-три часа в одну репетицию с десяти - пятнадцатиминутным перерывом. Наиболее активный сезон — с сентября до июня.

Концерты могут быть разных типов: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо одного композитора, поэта) или в форме творческого отчета. Чаще всего коллективы выступают в смешанных концертах, исполняя один или несколько номеров, как правило, открывая или закрывая концерт.

Каждое выступление  хора необходимо анализировать, обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение следует организовать таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая обсуждение, обязательно отмечает положительные и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, чтобы коллектив от концерта к концерту рос.

На каждом из выше перечисленных  этапов проводится определенная учебно-воспитательная работа.

Учебно-воспитательная работа — это составная часть и  непременное условие творческой деятельности непрофессионального  хорового коллектива. Исполнительский  уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста  — все это зависит, прежде всего, от качества учебно-воспитательных занятий.

Само понятие учебно-воспитательной работы раскрывает две стороны ее — учебную и воспитательную, которые находятся в неразрывной взаимосвязи, представляют собой единый педагогический процесс. Можно лишь условно разграничить это понятие, чтобы лучше представить структуру двух взаимодополняющих сторон. Первая из них выполняет функцию обучения, а вторая - воспитательную функцию.

Обучение в самодеятельном хоре   ведется   по трем   основным разделам:

- овладение репертуаром и выработка вокально-хоровой техники;

- изучение музыкальной  грамоты и сольфеджио;

- расширение знаний  по истории и теории музыки.

 Воспитание осуществляется  в процессе обучения певцов  профессиональным  навыкам  и  усвоения   ими  специальных   знаний, необходимых для хоровой исполнительской деятельности. Воспитывая певца, хоровой коллектив формирует в нем и личность человека  с  определенной  идейной убежденностью,   что составляет конечную цель массовой хоровой самодеятельности.

Поскольку воспитание певца возможно только на конкретном материале, в конкретных формах работы, направленных на усвоение профессионально-технических навыков исполнения, постольку функция обучения в общем содержании учебно-воспитательного процесса является ведущей и задача идейно-эстетического воспитания участников хора реализуется непосредственно в ходе обучения.

Другая задача руководителя связана с общеэстетическим развитием  участников хора, с расширением их знаний в области музыки,   народного  музыкального   и   композиторского   творчества. Здесь требуется большая эрудиция   руководителя,   владение им методами пропагандистской и культурно-просветительной работы.

Правильное сочетание  учебных и воспитательных задач, единство учебно-воспитательного и  творческого процессов в самодеятельном хоре обеспечит интересную, серьезную работу в нем.

Планомерная и систематическая  работа хоровых коллективов —  это цельный педагогический процесс, построенный по определенной программе, рассчитанной на последовательное и  регулярное воспитание и обучение певцов. Так, программа для начинающего хора предусматривает развитие начальных навыков пения, слушания музыки, усвоение элементарных музыкально-теоретических понятий.

Всю учебно-воспитательную работу в необходимом для начинающего  коллектива объеме может вести один руководитель, не обособляя выработку основ вокально-хоровой техники и работу над конкретными произведениями от изучения музыкальной грамоты и расширения музыкального кругозора.

По мере творческого  роста хора требования к различным разделам занятий возрастают. Чем старше и опытнее хор, тем шире и глубже его профессиональные навыки и знания. На определенном этапе может возникнуть необходимость разделения теоретических и практических занятий. К ним можно привлечь дополнительно педагогов-специалистов, студентов-практикантов, других помощников хормейстера (например, для индивидуальных занятий по постановке голоса, уроков сольфеджио и музыкальной грамоты).

Но во всех случаях  учебно-воспитательная работа должна сохранять свою целостность и направленность на достижение единых творческих целей. Успех и эффективность этой работы в самодеятельном хоре в большой мере зависит от владения руководителем методикой вокально-хорового и музыкально-образовательного обучения.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРА В УСПЕШНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

В результате изучения литературы по теме исследования  можно выделить следующие качества, которые должны присутствовать у  руководителя хора:

1. Профессиональные качества:  

 Как профилирующие элементы сюда вошли:

·      коммуникативные, организаторские и прогностические способности;

·      дидактические, конструктивные, гностические, персептивные, креативные и экспрессивные способности;

·      высокий профессионализм, соответствующее педагогическое и музыкальное образование.

2. Личностные  человеческие качества:    

·      любовь к людям, интеллигентность и духовная культура;

·     активность, толерантность, ответственность, физическое и психическое здоровье;

·      требовательность к себе и участникам хора.2

На первое место вынесены коммуникативные способности, так  как от умения руководителя хора общаться с коллективом зависит успешность его работы.

Можно выделить следующие  компоненты проявления коммуникативных способностей   руководителя хора:3

1.             Быстро и легко находить контакт с незнакомыми людьми.

2.             Свободно общаться в обществе.

3.             Способность слушать другого человека.

4.             Способность сопереживать.

5.             Стремиться помочь каждому.

6.             Способность признать свою неправоту.

7.             Способность быть самокритичным к себе.

Для того чтобы овладеть навыками общения, руководителю хора необходимы знания общих закономерностей человеческих отношений. Только в общении, воодушевляя участников положительной оценкой их исполнительских данных, стремления к совершенствованию художественного мастерства, можно пробудить у них творческую уверенность, потенциальные силы и энергию, способную разрешить все трудности. Таким отношением руководитель вызывает душевный подъем у каждого певца, вдохновение, рождающее исполнение, которое ему самому не представлялось возможным.

Зная психологические  возможности каждого любителя, руководитель выстраивает свое общение по двум каналам: с коллективом в репетиционном процессе, с каждым индивидуально.

Оба аспекта общения  руководителя представляются ведущими приемами его педагогического воздействия. Такое общение служит формой познания, регулятором поведения и инструментом нравственно-эстетического воспитания участников клубного хора. Руководитель, будучи авторитетным в коллективе, вызывает естественную потребность любителей в подражании (особенно в области его музыкальной и вокально-хоровой компетенции), стремлении поступать так, как он. Через общение руководитель участвует в сложном процессе формирования личности.

Информация о работе Педагогический процесс в любительском коллективе