П. И. Чайковский. Кантата «Москва», первый хор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:42, доклад

Описание работы

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, профессор Московской консерватории. Пел в хоре Училища правоведения (под рук. Лошинина), дирижировал хором и оркестром (Девятая симфония Бетховена, «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна, оперы). Чайковский состоял в Наблюдательном совете Синодального училища. Оперы композитора содержат много ярких хоровых сцен и отдельных хоров. Есть среди произведений Чайковского и хоры a cappella (в т. ч. «Соловушка» – на собственный текст; «Не кукушечка во сыром бору», «Без поры да без времени» – на слова Н. Цыганова; «Что смолкнул веселия глас» на слова А. С. Пушкина, «Ночевала тучка золо-тая» на слова М. Ю. Лермонтова), и хоровые переложения («Легенда»), и церковные сочинения (в т. ч. «Всенощное бдение» – с использованием древних распевов, «Литургия»).

Файлы: 1 файл

ПИ чайковский.docx

— 20.57 Кб (Скачать файл)

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

Первый  хор из кантаты

«МОСКВА»

 

Петр  Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, профессор Московской консерватории. Пел в хоре Училища правоведения (под рук. Лошинина), дирижировал хором и оркестром (Девятая симфония Бетховена, «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна, оперы). Чайковский состоял в Наблюдательном совете Синодального училища. Оперы композитора содержат много ярких хоровых сцен и отдельных хоров. Есть среди произведений Чайковского и хоры a cappella (в т. ч. «Соловушка» – на собственный текст; «Не кукушечка во сыром бору», «Без поры да без времени» – на слова Н. Цыганова; «Что смолкнул веселия глас» на слова А. С. Пушкина, «Ночевала тучка золо-тая» на слова М. Ю. Лермонтова), и хоровые переложения («Легенда»), и церковные сочинения (в т. ч. «Всенощное бдение» – с использованием древних распевов, «Литургия»).

Хоры Чайковского  отразили в своей тематике неповторимые, характерные черты и образы его  творчества: любовь к Родине, высший гуманизм, стремление к счастью, –  и стали неотъемлемой частью концертной и особенно педагогичес-кой практики.

 

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) – русский поэт, сын академи-ка живописи Н. А. Майкова. Окончил юридический факультет Петербургского университета; служил в библиотеке при Румянцевском музее, а с 1852 гогда – в Комитете иностранной цензуры. Печататься Майков начал в 1835 году. Первый его сборник «Стихотворения» (1842) получил сочувственный отзыв В. Г. Белин-ского. [Кто это такой?] Либеральные настроения Майкова 40-х гг. сменились консервативными взглядами, и в 60-х гг. творчество Майкова подверглось резкой критике со стороны революционеров-демократов.

Тематика  поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта – искусство, европейская и русская история, творчество поэтов Запада и Востока. Особенно близка Майкову античная культура.

Из обширного  наследия Майкова выделяются полные поэтической преле-сти стихи о русской природе («Весна! Выставляется первая рама…», «Под дож-дем», «Рыбная ловля», «Ласточки» и др.). Майкову принадлежит поэтический перевод «Слова о полку Игореве», а также переводы из Гейне, Гете, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи поэта положены на музыку.

 

Кантата «Москва» была написана в 1883 году в Париже. [О как!] Основой содержания кантаты стали эпизоды возникновения города Москвы.

I часть: «С мала ключика», хор;

II часть: «То не зведочка», ариозо меццо-сопрано;

III часть: «Час ударил жданный», хор;

IV часть: «Как из лесу», монолог баритона и хор;

V часть: Ариозо русского воина;

VI часть: Финал, меццо-сопрано, баритон, хор.

Первая часть  начинается с оркестрового вступления, которое представляет собой редчайший  пример использования в оркестре звучания квартета альтов [= violi; не путать с голосами!]. Хор написан в сложной форме, трехчастность сочетается в ней с элементами рондо. В средней части происходит разделение мужского состава для четырехголосного изложения.

Лад хора параллельно-переменный; главная тональность A-dur. Размер 6/8, 9/8. Темп Andante religioso. Динамика очень разнообразная, следует за смыслом текста. После вступления (завершается на ritenuto) и проигрыша вступает хор в темпе piú mosso, который сохраняется до конца части.

Диапазоны голосов:

Тесситура у  всех голосов достаточно удобная.

Вступление  носит хоральный склад письма, основной раздел – гомофонно-гармонический.

Дирижерские труности в этом произведении заключаются в четком показе вступлений и снятий, передаче хору характера произведения и показе колеба-ний динамики, в том числе нередко в пределах одной фразы. Ритмические трудности состоят в переходе от размера 6/8 к 9/8.


Информация о работе П. И. Чайковский. Кантата «Москва», первый хор