Орнаментика в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Знакомство с музыкой самых различных эпох вызвало к жизни множество проблем, и одной из самых значительных оказалась орнаментика. В тупик ставила ее многозначность. У разных авторов одни и те же символы могли обозначать разные украшения, и наоборот – одна и та же фигура могла быть передана разными значками. Орнаментика не может быть чем-то застывшим – она призвана фиксировать то, что в принципе не поддается фиксации.
В конце XIX столетия было опубликовано несколько трудов, специально посвященных орнаментике.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Ранняя орнаментика…………………………………………………………....3
3.Расцвет диминуции…………………………………………………………….5
4.Лютневая музыка……………………………………………………………….6
5.Украшения англичан…………………………………………………………...7
6.Франция………………………………………………………………………....8
7.Германия………………………………………………………………………...9
8.Органисты и клавиристы………………………………………………………10
9. Гендель………………………………………………………………………….11
10.Бах………………………………………………………………………………12
11.Теоретики………………………………………………………………………14
12.Заключение…………………………………………………………………….17
13.Библиографический список…………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Курсовик Орнаментика.doc

— 6.24 Мб (Скачать файл)

 

 

Suspension (фр.- «повисание») и aspiration (фр.- «вздох») Куперен выдает за свое изобретение. Запаздывающее вступление ноты при suspension должно усиливать напряжение и служить на клавире как бы заменой нарастания звучности, существующего на других инструментах.

 

 

 

Ж.Ф.Рамо

Орнаментика Куперена и  Рамо производит сегодня впечатление  перегруженности , так как наши современные  концертные рояли бессильны передать изящную филигранную отделку  эпохи рококо.

 

 

В опере Рамо «Зороастро»  трели довольно удачно иллюстрируют вырывающееся из храма пламя- своего рода «заклинание огня».

 

 

6.Германия.

 

В 1706 году М.Г.Фруман издает «Музыкальный рупор», в котором проявляет себя как теоретик очень прогрессивных тенденций. Он резко выступает против всяких орнаментальных добавлений со стороны исполнителей и пишет: «Умный композитор сам внесет все подходящие манеры в свою пьесу».

Ученик Кунау  И.Д.Гейнихен создал «Учебник генерал-баса», где дал более ясные сведения о том, что и в Германии антипатия к украшениям не редкость. Он также выступил в защиту аччакатур  Гаспарини («вмятины»), считая при этом предпочтительным   введение украшений в верхнем голосе.

 

 

 

Ф.А.Мейхельбек  - автор книги «Цецилия, обучающая игре на клавире». На ниже приведенном примере можно убедиться как вместе с неопределенной терминологией итальянцев «проникла» их музыкальная практика, не имеющая твердых принципов в отношении оргаментики.

 

 

 

 

7.Органисты и клавиристы. (XVII век)

 

С.Шейдт успешно культивировал форму вариаций. Он охотно пользуется эхообразными фигурами. В отношении трели он придерживается старинной формы groppo. Также совершает различные эксперименты:

«Объединение нот, как  показано                        , представляет особый вид исполнения, напоминающий скольжение смычка альтистов…. » (стр.58)

Д.Фрескобальди уловил сущность Tempo rubato.

В 1614 году он установил  следующие правила исполнения:

1. Темп должен оставаться неизменным, а соразмерно модифицироваться, как в мадригалах.

2. Токкаты следует начинать очень медленно, арпеджированно и связно, придавая им во время исполнения все большее оживление и возбужденность.

3. Каденции необходимо несколько затягивать, даже если они изложены мелкими длительностями, и это ralletando вводится уже в предшествующем пассаже.

4. Последнюю ноту трели  или пассажа нужно для ясности  фразировки задержать. Если правая  рука исполняет трель, а левая  в это же время – оживленный  пассаж, или же если в одной  руке – восьмые, а в другой  – шестнадцатые, последние следует

играть                       вместо                  . Если же в обеих руках  движение шестнадцатыми, то есть быстрые пассажи, то следует несколько задержаться  на предшествующей ноте и ускорить пассаж, чтобы придать ему больше блеска.

5. Пьесы с выразительными пассажами необходимо играть в более спокойном, другие же в более оживленном темпе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрескобальди выписывает свои украшения полностью, кроме короткой трели – t. Можно обнаружить его пристрастие к группетто со шнеллером, а так же стремление начинать трель на главной ноте.

 

И.Я.Фробергер – клавирный композитор, виртуоз.

Орнаменты он сам нотирует лишь изредка.

Знаки украшения:                                                   указывают уже своим внешним  видом на сплав в его стиле  немецких, итальянских, французских и английских элементов.

 

8.Гендель.

 

Склонен к итальянской  орнаментике.

Не жертвовал художественными  эффектами ради теоретической догмы.

Генделевский знак          равнозначен печатному            ;         и         являются английскими значками для восходящих и нисходящих форшлагов.

Трель Гендель начинал  чаще всего с главной ноты и  только исключения указывал маленькими форшлаговыми нотам.

 

 

 

У Генделя мордент  появляется часто как противоположность  трели.

Гендель указывал значками (        или        только восходящее арпеджиато, а нисходящее всегда выписывал.

Когда в арпеджио старого типа  Гендель выходил за пределы употребительного диапазона, он предпочитал их полностью выписывать.

 

Также Гендель полностью  использовал виртуозные возможности голоса. Его солисты были воспитаны в духе итальянской школы bel canto, он записывал вокальные партии в итальянской манере.

 

Таблица украшений  эпохи Генделя

 

 

9.И.С.Бах.

 

«Великий практик, чуждый всяким теоретизированиям и измышлениям» - так характеризует его Маттесон.( стр.110)

В области орнаментики  семья Бахов полностью  придерживалась французских  традиций.

 

 

 

 

 

Украшения

 

 

Морденты, группетто, нахшлаги к трелям следует трактовать диатонически, так как предпочтение нижнего  полутона выявляется лишь в последующие  эпохи.

Форшлаги, по обычаю того времени, чаще всего исполнялись  коротко.

 

 

 

 

 

 

 

Трель Бах применял во всевозможных разновидностях, даже в виде трели, прерываемой звуком мелодии; Бах был последним, кто предписывал это украшение для хорового исполнения.

 

 

 

 

Ни один другой композитор, вплоть до Бетховена и Вебера, не записывал вокальные партии и  особенно речитативы с такой точностью, как Бах.

 

10.Теоретики.

 

Ф.Э.Бах в книге «Опыт об истинном способе игры на клавире» пишет: «Все манеры, указанные маленькими нотами, принадлежат последующей (главной) ноте; следовательно, от предшествующей длительности никогда ничего нельзя отнимать и все украшения должны исполняться в темпе, соответствующем характеру пьесы». (стр.148.)

Форшлаги предлагает нотировать всегда в их реальной длительности, короткие же «следует снабжать одним, двумя, тремя и даже большим числом хвостиков и исполнять так коротко, чтобы сокращение длительности последующей ноты было почти незаметным». Любой форшлаг должен исполняться сильнее, чем последующая нота, он должен переходить в нее.

Ф.Э.Бах протестует против «уродливых нахшлагов»

 

 

Разделяют 4 вида трели:

1. Обыкновенная трель

2. Трель снизу.

3. Трель сверху

4. Половинная трель  (пральтриллер)

 

«Трель над нотой  достаточно большой длительности всегда имеет нахшлаг, который исполняется  также быстро, как и сама трель…»(стр.151)

Пральтриллер «не может  встречаться иначе, как перед нисходящей секундой».

 

 

 

Группетто исполняется  чаще всего быстро. Филипп Эммануэль  является изобретателем «группетто с трелью» и «группетто со шнеллером»

 

 

Морденты чаще встречаются  с нижними целыми тонами.

 

 

По мнению Филиппа Эммануэля, «клавирист может завоевать сердца слушателей главным образом фантазированием…..Играть нужно с душой, а не как дрессированная птица»(стр.156)

 

Л.Моцарт написал великолепный трактат «Основательная скрипичная школа».

Шлейфер – первая пунктирная нота берется сильнее и выдерживается долго, а вторая, сокращенная, присоединяется к главной ноте тихо и с наибольшей краткостью.

Группетто является украшением из четырех быстрых нот, почти  также, но только в обращении, выглядит полутрель .

Трель начинается с верхнего звука и может завершаться нахшлагом, даже если он не указан. Все короткие трели следует играть с быстрым форшлагом и нахшлагом.

 

 

 

 

Заключение.

 

Бейшлаг проделал колоссальную работу по отбору нотного материала, проработал большое количество произведений различных стилей и сделал интересные выводы.

Цель книги Бейшлага – помочь читателю ориентироваться  в конкретном применении мелизмов, рассмотреть ряд вопросов, связанных  с исполнением музыки XVIII века.

Орнаментика - важнейший элемент стиля.

Как считает автор, французская  школа создала  современную  систему  украшений, английская  превзошла жителей материка  в их  использовании, немецкие композиторы были против виртуозных добавлений со стороны исполнителей, а итальянцы  довольствовались простейшими формами украшений.

Книга Бейшлага «Орнаментика в музыке»  важна для музыкантов, исполнителей, искусствоведов потому, что в ней рассмотрено развитие и преобразование различных украшений: мелизмов, трелей, форшлагов, мордентов  и др. Это позволяет нам более ясно понимать произведения, в которых часто появляются украшения,  и более точно их  исполнять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. А.Бейшлаг «Орнаментика в музыке». «Музыка»,  М.,  1978. // 318 с




Информация о работе Орнаментика в музыке