Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа
Знакомство с музыкой самых различных эпох вызвало к жизни множество проблем, и одной из самых значительных оказалась орнаментика. В тупик ставила ее многозначность. У разных авторов одни и те же символы могли обозначать разные украшения, и наоборот – одна и та же фигура могла быть передана разными значками. Орнаментика не может быть чем-то застывшим – она призвана фиксировать то, что в принципе не поддается фиксации.
В конце XIX столетия было опубликовано несколько трудов, специально посвященных орнаментике.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Ранняя орнаментика…………………………………………………………....3
3.Расцвет диминуции…………………………………………………………….5
4.Лютневая музыка……………………………………………………………….6
5.Украшения англичан…………………………………………………………...7
6.Франция………………………………………………………………………....8
7.Германия………………………………………………………………………...9
8.Органисты и клавиристы………………………………………………………10
9. Гендель………………………………………………………………………….11
10.Бах………………………………………………………………………………12
11.Теоретики………………………………………………………………………14
12.Заключение…………………………………………………………………….17
13.Библиографический список…………………………………………………..18
Suspension (фр.- «повисание») и aspiration (фр.- «вздох») Куперен выдает за свое изобретение. Запаздывающее вступление ноты при suspension должно усиливать напряжение и служить на клавире как бы заменой нарастания звучности, существующего на других инструментах.
Ж.Ф.Рамо
Орнаментика Куперена и Рамо производит сегодня впечатление перегруженности , так как наши современные концертные рояли бессильны передать изящную филигранную отделку эпохи рококо.
В опере Рамо «Зороастро» трели довольно удачно иллюстрируют вырывающееся из храма пламя- своего рода «заклинание огня».
6.Германия.
В 1706 году М.Г.Фруман издает «Музыкальный рупор», в котором проявляет себя как теоретик очень прогрессивных тенденций. Он резко выступает против всяких орнаментальных добавлений со стороны исполнителей и пишет: «Умный композитор сам внесет все подходящие манеры в свою пьесу».
Ученик Кунау И.Д.Гейнихен создал «Учебник генерал-баса», где дал более ясные сведения о том, что и в Германии антипатия к украшениям не редкость. Он также выступил в защиту аччакатур Гаспарини («вмятины»), считая при этом предпочтительным введение украшений в верхнем голосе.
Ф.А.Мейхельбек - автор книги «Цецилия, обучающая игре на клавире». На ниже приведенном примере можно убедиться как вместе с неопределенной терминологией итальянцев «проникла» их музыкальная практика, не имеющая твердых принципов в отношении оргаментики.
7.Органисты и клавиристы. (XVII век)
С.Шейдт успешно культивировал форму вариаций. Он охотно пользуется эхообразными фигурами. В отношении трели он придерживается старинной формы groppo. Также совершает различные эксперименты:
«Объединение нот, как
показано
Д.Фрескобальди уловил сущность Tempo rubato.
В 1614 году он установил следующие правила исполнения:
1. Темп должен оставаться неизменным, а соразмерно модифицироваться, как в мадригалах.
2. Токкаты следует начинать очень медленно, арпеджированно и связно, придавая им во время исполнения все большее оживление и возбужденность.
3. Каденции необходимо несколько затягивать, даже если они изложены мелкими длительностями, и это ralletando вводится уже в предшествующем пассаже.
4. Последнюю ноту трели
или пассажа нужно для ясности
фразировки задержать. Если
играть вместо . Если же в обеих руках движение шестнадцатыми, то есть быстрые пассажи, то следует несколько задержаться на предшествующей ноте и ускорить пассаж, чтобы придать ему больше блеска.
5. Пьесы с выразительными пассажами необходимо играть в более спокойном, другие же в более оживленном темпе.
Фрескобальди выписывает свои украшения полностью, кроме короткой трели – t. Можно обнаружить его пристрастие к группетто со шнеллером, а так же стремление начинать трель на главной ноте.
И.Я.Фробергер – клавирный композитор, виртуоз.
Орнаменты он сам нотирует лишь изредка.
Знаки украшения:
8.Гендель.
Склонен к итальянской орнаментике.
Не жертвовал художественными эффектами ради теоретической догмы.
Генделевский знак
равнозначен печатному
Трель Гендель начинал чаще всего с главной ноты и только исключения указывал маленькими форшлаговыми нотам.
У Генделя мордент появляется часто как противоположность трели.
Гендель указывал значками ( или только восходящее арпеджиато, а нисходящее всегда выписывал.
Когда в арпеджио старого типа Гендель выходил за пределы употребительного диапазона, он предпочитал их полностью выписывать.
Также Гендель полностью использовал виртуозные возможности голоса. Его солисты были воспитаны в духе итальянской школы bel canto, он записывал вокальные партии в итальянской манере.
Таблица украшений эпохи Генделя
9.И.С.Бах.
«Великий практик, чуждый
всяким теоретизированиям и
В области орнаментики семья Бахов полностью придерживалась французских традиций.
Украшения
Морденты, группетто, нахшлаги к трелям следует трактовать диатонически, так как предпочтение нижнего полутона выявляется лишь в последующие эпохи.
Форшлаги, по обычаю того времени, чаще всего исполнялись коротко.
Трель Бах применял во всевозможных разновидностях, даже в виде трели, прерываемой звуком мелодии; Бах был последним, кто предписывал это украшение для хорового исполнения.
Ни один другой композитор, вплоть до Бетховена и Вебера, не записывал вокальные партии и особенно речитативы с такой точностью, как Бах.
10.Теоретики.
Ф.Э.Бах в книге «Опыт об истинном способе игры на клавире» пишет: «Все манеры, указанные маленькими нотами, принадлежат последующей (главной) ноте; следовательно, от предшествующей длительности никогда ничего нельзя отнимать и все украшения должны исполняться в темпе, соответствующем характеру пьесы». (стр.148.)
Форшлаги предлагает нотировать всегда в их реальной длительности, короткие же «следует снабжать одним, двумя, тремя и даже большим числом хвостиков и исполнять так коротко, чтобы сокращение длительности последующей ноты было почти незаметным». Любой форшлаг должен исполняться сильнее, чем последующая нота, он должен переходить в нее.
Ф.Э.Бах протестует против «уродливых нахшлагов»
Разделяют 4 вида трели:
1. Обыкновенная трель
2. Трель снизу.
3. Трель сверху
4. Половинная трель (пральтриллер)
«Трель над нотой достаточно большой длительности всегда имеет нахшлаг, который исполняется также быстро, как и сама трель…»(стр.151)
Пральтриллер «не может встречаться иначе, как перед нисходящей секундой».
Группетто исполняется чаще всего быстро. Филипп Эммануэль является изобретателем «группетто с трелью» и «группетто со шнеллером»
Морденты чаще встречаются с нижними целыми тонами.
По мнению Филиппа Эммануэля, «клавирист может завоевать сердца слушателей главным образом фантазированием…..Играть нужно с душой, а не как дрессированная птица»(стр.156)
Л.Моцарт написал великолепный трактат «Основательная скрипичная школа».
Шлейфер – первая пунктирная нота берется сильнее и выдерживается долго, а вторая, сокращенная, присоединяется к главной ноте тихо и с наибольшей краткостью.
Группетто является украшением из четырех быстрых нот, почти также, но только в обращении, выглядит полутрель .
Трель начинается с верхнего звука и может завершаться нахшлагом, даже если он не указан. Все короткие трели следует играть с быстрым форшлагом и нахшлагом.
Заключение.
Бейшлаг проделал колоссальную работу по отбору нотного материала, проработал большое количество произведений различных стилей и сделал интересные выводы.
Цель книги Бейшлага – помочь читателю ориентироваться в конкретном применении мелизмов, рассмотреть ряд вопросов, связанных с исполнением музыки XVIII века.
Орнаментика - важнейший элемент стиля.
Как считает автор, французская школа создала современную систему украшений, английская превзошла жителей материка в их использовании, немецкие композиторы были против виртуозных добавлений со стороны исполнителей, а итальянцы довольствовались простейшими формами украшений.
Книга Бейшлага «Орнаментика в музыке» важна для музыкантов, исполнителей, искусствоведов потому, что в ней рассмотрено развитие и преобразование различных украшений: мелизмов, трелей, форшлагов, мордентов и др. Это позволяет нам более ясно понимать произведения, в которых часто появляются украшения, и более точно их исполнять.
Библиографический список.
1. А.Бейшлаг «Орнаментика в