Образ женщины в опере Верди «Травиата»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Джузеппе Верди все свои силы уделял именно оперному искусству. Да, у него были духовные произведения, струнный квартет, несколько романсов, но опера занимает главное место в творчестве композитора. Верди написал двадцать шесть опер. Он стремился к воплощению на оперной сцене драмы сильной, простой и значительной. Композитор считал главным в оперном сюжете правдивые и рельефные драматические ситуации, остро очерченные характеры.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
ВЫВОДЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 271.51 Кб (Скачать файл)
  • 1 часть – медленная («Не ты ли мне...» f-moll). Отличается задумчивым, элегическим характером. Плавная вальсообразная мелодия полна трепета и нежности, внутреннего волнения (паузы, рр, сдержанный аккомпанемент). В качестве своеобразного припева к основной мелодии выступает тема любовного признания Альфреда. Отныне эта прекрасная мелодия, очень близкая теме любви из оркестровой прелюдии, становится ведущей лейттемой оперы. В арии Виолетты она звучит несколько раз, сначала в ее партии, а потом у Альфреда, голос которого дан вторым планом.


  • 2 часть арии – быстрая («Быть свободной...» As dur). Это блестящий вальс, увлекающий стремительностью ритма и виртуозной колоратурой. Подобное 2х частное строение встречается во многих оперных ариях; однако Верди приблизил арию Виолетты к свободной сцене-монологу, включив в нее выразительные речитативные связки (в них – отражение душевной борьбы Виолетты).


 

 

 

 

 

 

 

Во время арии издали доносится голос Альфреда, повторяющего любовную мелодию. Игриво-беззаботный вальс Виолетты сочетается с нежной, страстной мелодией любви Альфреда.

 

Чтобы подчеркнуть эволюцию главной героини, Верди во II действии коренным образом изменяет особенности ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные рулады исчезают, интонации приобретают песенную простоту.

 

В центре II действия – дуэт Виолетты с Жоржем Жермоном, отцом Альфреда. Это, в полном смысле слова, психологический поединок двух натур: душевное благородство Виолетты противопоставлено обывательской посредственности Жоржа Жермона.

 

Композиционно дуэт очень далек от традиционного типа совместного пения. Это свободная сцена, включающая речитативы, ариозо, ансамблевое пение. В построении сцены можно выделить три больших раздела, связанных речитативными диалогами.

 

  • 1 раздел включает ариозо Жермона «Чистую, с сердцем ангела» и ответное соло Виолетты «Вы поймете ль силу страсти» (c moll) отражает смятение героини (многократное повторение короткого мотива, жанр драматического скерцо, токкаты, отсутствие сильной доли в сопровождении). Партия Виолетты отличается бурным волнением и резко контрастирует размеренной кантилене Жермона.  


  • Музыка 2 раздела отражает перелом в настроении Виолетты. Жермону удается заронить в ее душе мучительные сомнения в долговечности любви Альфреда (ариозо Жермона «Минует увлеченье») и она уступает его просьбам «Дочери вашей...» Еs dur опора на жанр речитатива и траурного марша, скованность мелодической линии, размеренность движения вытесняют вальсовые признаки. В отличие от 1-го раздела, во 2-м преобладает совместное пение, в котором ведущая роль принадлежит Виолетте.

 


  • З раздел «Умру, но памяти моей» (g moll) звучит строго и мужественно (опора на жанр траурного марша, хорала, плотная аккордовая фактура). Это ариозо посвящено показу самоотверженной решимости Виолетты отречься от своего счастья.

 

 

 


 

Следует обратить внимание на то, как изменился образ Виолетты по сравнению с первым действием: игривая и веселая беззаботность уступила место проникновенной, глубокой человечности под воздействием охватившего ее душу большого чувства.

 

Следующая за дуэтом сцена прощального письма Виолетты и ее расставания с Aльфредом полна душевного смятения и страсти, которая достигает кульминации в экспрессивном звучании темы любви из оркестровой прелюдии  «Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя» (F dur). В вокальной партии Виолетты секундовые и секстовые интонации в мелодии, гармоническая неустойчивость в сопровождении. Эта тема любви звучит как новый взрыв страсти.

 

Драма Виолетты, решившейся уйти от Альфреда, продолжается на балу у Флоры (финал 2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и в начале оперы, звучит беззаботная танцевальная музыка, но теперь пестрая суета бала тяготит Виолетту; она мучительно переживает разрыв с любимым. Кульминация финала 2 д. – оскорбление Альфреда, бросающего к ногам Виолетты деньги – плату за любовь.

 

III действие почти целиком посвящено Виолетте, измученной болезнью и всеми покинутой. Уже в небольшом оркестровом вступлении возникает ощущение приближающейся катастрофы. Оно основано на теме умирающей Виолетты из оркестровой прелюдии к I действию, только в более напряженном c moll. Характерно, что во вступлении к III действию нет второй, контрастной темы – темы любви.

 

 Центральный по значению эпизод III действия – ария Виолетты  «Простите вы навеки». Это прощание  с жизнью, с минутами счастья. Перед началом арии в оркестре  появляется 2-я т. любви (когда Виолетта  читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия арии очень проста, строится  на плавных мотивах опевания  и песенных ходах на сексту. Очень выразителен ритм: акценты на слабых долях и длительные паузы вызывают ассоциации с затрудненным дыханием, с физическим изнеможением. Тональное развитие от a moll направлено к параллельному, а затем к одноименному мажору, тем горестнее возвращение в минор. Форма куплетная. Трагизм ситуации усугубляют праздничные звуки карнавала, врывающиеся в открытое окно (в финале «Риголетто» в аналогичной роли выступает песенка Герцога).


Атмосферу приближающейся смерти ненадолго озаряет радость встречи Виолетты с вернувшимся Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы» (Е dur) – это еще один вальс, светлый и мечтательный. Однако силы вскоре покидают Виолетту. Торжественно и скорбно звучит музыка последнего прощания, когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон (хоральные аккорды в остинатном ритме на рррр – характерные признаки траурного марша). Перед самой развязкой снова звучит тема любви в предельно тихой звучности струнных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

В "Травиате" Ф. М. Пиаве дал музыкальному театру современную хронику, а Верди создал совершенный образ (ещё более совершенный, чем Риголетто) главной героини, "божественной", словно предназначенной воплотить всё очарование примадонн XIX века, таких, как Малибран, Патти (которая стала величайшей исполнительницей роли Виолетты), и одновременно очень убедительный женский тип, какого больше не будет в операх композитора.

 

Виолетта освещает всё действие и каждого персонажа, который в свою очередь призван осветить её. С большим мастерством Верди удалось показать (особенно во втором действии) три ипостаси любовного опыта героини: культ свободы, свойственный этой красавице, её страсть к возлюбленному, наконец, самопожертвование, в котором уже чувствуется материнская любовь (хотя и не реализовавшаяся).

 

Только героини Пуччини будут обладать подобной эмоциональной силой, но и тогда мы не увидим сочетания всех этих трёх аспектов, всех этих трёх характеров в одном лице, словно взывающих к разным исполнительницам в каждом из действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Верфель  Франц.  Верди.  Роман  оперы.  М.:  Армада,  1998.  —  412  с.
  • Верди Дж. Избр. Письма. Сост., пер., вступ. Статья и примеч. А.Д. Бушен. М., 1959
  • Ганс Галь. "Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера — три мира" издательство: Радуга, 1986 — 479 с.
  • Друскин М. «История зарубежной музыки» вып. 4 — 5-е изд.  М.:  Музыка,  1980
  • Кошмина  И.,  Ильинский  В.  Путешествие  в  мир:  Музыка.  М.:  ОЛМА  —  ПРЕСС  Гранд,  2003.  —  256  с.
  • Леонтовская, Т.Н. "Травиата" Дж. Верди. М.: Музгиз, 1962
  • Музыкальная  литература  зарубежных  стран:  учеб.  пособие,  вып.  4.  —  5-е  изд.  М.:  Музыка,  1987
  • Оперы Дж. Верди. Путеводитель изд.  М.:  Музыка,  1971 — 424 с.
  • Соловцова Л. Джузеппе Верди: Монография. 3-е доп. и перераб. С 60 изд. — М.: Музыка, 1981 —416 с.
  • Тароцци  Д.  Верди.  Сокр.  пер.  с  итал.  И.  Константиновой.  М.:  Молодая  Гвардия,  1984.  —  352  с.
  • 100  опер  /  Ред.  сост.  М.  Друскин.  —  7-е  изд.,  доп.  Л.:  Музыка,  1981.  —  488  с.

 


Информация о работе Образ женщины в опере Верди «Травиата»