Николай Андреевич Римский-Корсаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:47, биография

Описание работы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.

Файлы: 1 файл

Николай Андреевич Римский.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

 

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в  общество членов Могучей кучки, в  том числе подружился и с новым  участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром  Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с  Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила  Глинки) и с Петром Чайковским.

 

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается  за Первую симфонию — сочиняет недостающие  трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная  как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением  самого Балакирева — неизменного  исполнителя всех ранних симфонических  партитур Римского-Корсакова.

 

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет  характеризовать большую часть  его творчества.

 

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным  произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных  сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых  очень повлияло на композитора. В  дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет  связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся  с миром сказки (позже Римского-Корсакова  так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения  он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате  «Из Гомера», операх «Садко» и  «Сказка о царе Салтане»). Ещё  одно важное открытие, сделанное в  музыкальной картине, — придуманный  самим композитором симметричный лад  — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его  произведениях для характеристики фантастического мира.

 

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической  сюитой), написанной на сюжет восточной  сказки Осипа Сенковского.

 

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих  произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный  гость».

[править]

Творчество 1870—1880 годов

 

Портрет кисти Валентина  Серова

 

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в  Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные  познания и навыки.

 

В эти же годы он обратился  к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме  Л. А. Мея).

 

С 70-х гг. расширились границы  музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской  консерватории (с 1871, классы практического  сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров  Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой  капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал  над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период —  в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать  дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала  Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое  внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое  полотно — симфоническую сюиту  «Шехеразада». Он восхищался перед  сверстниками и современниками. Он восхищался музыкой и мастерством  различных юных и современных  талантов.

[править]

Творчество 1890—1900 годов

 

Могила Римского-Корсакова  и его супруги Надежды Николаевны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской  лавре (Санкт-Петербург)

 

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал  статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной  администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории  частичных автономных прав и смены  руководства).

[править]

Педагогическая деятельность

 

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы [4], среди его  учеников 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе А. С. Аренский, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Казбирюк, Н. В. Лысенко, А. К. Лядов, В. О. Малишевский, Э. Млынарский, Н. Я. Мясковский, А. В. Оссовский, С. С. Прокофьев, Н. А. Соколов, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский, О. Респиги, Н. Н. Черепнин, М. О. Штейнберг.[5], [6]

[править]

Семья

 

Сын Римского-Корсакова музыковед  Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград) был  женат на ученице отца, композиторе  Юлии Лазаревне Вейсберг (1879, Оренбург — 1 марта 1943, Ленинград), погибшей вместе с сыном, Всеволодом Андреевичем  Римским-Корсаковым (25 апреля 1915, Санкт-Петербург  — 1943, Ленинград) в блокадном Ленинграде.[7]

 

Младший сын — композитор Георгий Николаевич Римский-Корсаков (1901, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград).

 

Зять — композитор Максимилиан  Осеевич Штейнберг, с 4 июня 1908 года — муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой. Их дочь — филолог Надежда Максимилиановна  Штейнберг (1914—1987).

[править]

Список сочинений

[править]

Оперы

Псковитянка

Майская ночь

Снегурочка

Млада

Ночь перед Рождеством

Садко

Моцарт и Сальери

Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)

Царская невеста

Сказка о царе Салтане

Сервилия

Кащей Бессмертный

Пан воевода

Сказание о невидимом  граде Китеже и деве Февронии

Золотой петушок

[править]

Симфонические произведения

Симфония № 1

Увертюра на темы трех русских  песен

Антар (Симфония № 2)

Симфония № 3

Шехеразада

Испанское каприччио

Светлый праздник

[править]

Книги

Летопись моей музыкальной  жизни

[править]

О творчестве композитора

 

Музыковед Абрам Акимович Гозенпуд в интервью «Петерубргскому  театральному журналу (2002 г.) процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее  его отношение к собственному творчеству:

 

Пока жив человек, будет  жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова, который как-то обратился к редактору  «Русской музыкальной газеты» с  просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет  напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас — это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, — политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, лучше просто — Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, — это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал». Чудное письмо, сейчас такого никто не напишет.

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный  характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным  с миром сказки, с поэзией русской  природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Знак зодиака - Рыбы.

 

Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом  граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд  произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской  консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского  кружка. Глава композиторской школы.

 

Римский-Корсаков Н. А. (статья Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического  словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907):

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование  получил в морском кадетском  корпусе. Среди первых руководителей  Р.-Корсакова на композиторском поприще  наиболее видное место принадлежит  М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее  плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении  из этого путешествия, Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном  из концертов бесплатной музыкальной  школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической  музыки, последовали «Садко» —  симфоническая музыкальная картина, и «Сербская фантазия»; первая обратила на себя общее внимание самобытностью  фантастической музыки, русским пошибом  и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил  большой талант колориста.

 

Опера Римскова-Корсакова  «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась  со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил  к ней пролог, под названием  «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.

 

На сцене Мариинского  театра в 1880 году появилась опера  Римскова-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году — «Снегурочка», в  которой лирический талант автора и  истинно-народная его манера в обработке  национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки»  в нечто самостоятельное, в танце  Хмеля и Хмелихи) выступили с  большим рельефом. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины  того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской  оперной сцене, опера «Садко»  имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.

 

Небольшая опера «Моцарт  и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой  в 1898 году в Москве, в 1899 году — в  Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая  опера: «Царская невеста». Не менее  обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова  как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная  увертюра». Кроме того, он написал  струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и  хоров a capella, сборник народных русских  песен и несколько небольших  духовных произведений.

 

Римский-Корсаков переработал  и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые  другие сочинения, оставшиеся после  этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы  «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке  «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему  же принадлежит «Практический учебник  гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной Царевне-лебеди», по Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) — осенняя  сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде  Китеже и деве Февронии».

 

Долголетняя педагогическая деятельность Римскова-Корсакова сказалась  в целом ряде его учеников, приобретших  известность; таковы Бернгардт (в настоящее  время директор Петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие  преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Римскова-Корсакова  особенно выделился  А.К. Глазунов.

 

 

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ  АНДРЕЕВИЧ (1844-1908), русский композитор. Родился 6 (18) марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет  обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил  композиторские способности. Однако для  него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины  служили на флоте. Мальчика отдали в  петербургский Морской кадетский  корпус, где он оставался до 18-летнего  возраста. Учился он неплохо, но много  времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря  помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного  и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов — "Пятерки", или "Могучей кучки". По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной  теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан  А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской  школе.) В следующем году связи  Римского-Корсакова с петербургской  музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться  в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым  и отдавал музыке все время, свободное  от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация  как музыканта стала столь  высокой, что в возрасте 27 лет  он был приглашен профессором  композиции и оркестрового письма в  Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские  дисциплины; однако еще до этого  он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился  на Надежде Пургольд, талантливой  пианистке, которая стала его  преданной помощницей. Он обладал  организаторским талантом, который  вскоре нашел применение: в 29 лет  он стал инспектором военных оркестров  Морского ведомства, после этого  — руководителем Бесплатной музыкальной  школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой.

Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков