Музыкальная культура восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Немногочисленные, но важные сведения о жизни древних славян, их культуре и обрядах можно найти в летописях, словах, поучениях, житиях и описаниях иностранных путешественников. Много ценного открывают археологические раскопки, но особая роль принадлежит фольклору, народной коллективной памяти. В песенном фольклоре сохранились многие особенности музыкальной культуры Древней Руси, определившие своеобразие ее языка. Под их влиянием происходило развитие всей русской музыкальной культуры. Несмотря на естественный процесс эволюции и развития народного искусства, нельзя не отметить большой степени устойчивости традиций народной музыки.

Содержание работы

Глава 1……………………………………………………….... с. 3
Глава 2………………………………………………………… с. 5

Глава 3………………………………………………………… с.6







Глава4………………………………………………………………..... с.11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………с.13

Файлы: 1 файл

реферат восточные славьне (Автосохраненный).doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

Во время весенних и летних календарных обрядов  водили хороводы (танки). Многие из них  сохранились по сей день. Такими хороводными песнями, как "А мы просо сеяли", в деревнях ежегодно открывали весенние гулянья. Утратив  свое первоначальное значение хозяйственно-магического торжественного обряда, они превратились в веселую песню.

Арабский писатель первой половины X в. Ибн Даста в своей "Книге драгоценных сокровищ" описывает жизнь славян и ритуал, связанный с посевом проса: "В  самом начале границы славян находится город по имени Куяб (Киев)... Все они идолопоклонники. Более всего они сеют просо. Во время посева берут они просеянные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: "Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии...""14. Этот обряд, по-видимому, сопровождался пением. Древняя хороводная песня "А мы просо сеяли", очевидно, входила в этот ритуал. Она пелась двумя полухориями по две фразы каждым.

К наиболее древним обрядовым  песням относятся колядки, исполняемые во время зимнего солнцестояния (24 декабря), — праздника Коляды или Овсеня. К этому празднику рождения нового солнечного года был приурочен христианский праздник Рождества. Сохранившийся поныне обычай колядовать восходит к древним языческим обрядам, связанным с аграрно-магическими действиями: гаданием, предсказанием приплода, посыпанием зерном, ряженьем, пожеланиями урожая в новом году и достатка 15. Обряд колядования включал величания хозяину дома, его семье. Такие колядки пели с припевом "Святый вечер".

Довольно часто встречается  другой припев — "коляда", "колиодка" или "коляда-маляда" — с таким  припевом исполнялась одна из древнейших колядок, отражающая древний языческий  ритуал, "За рекой огонь горит".

Самый полный вариант  текста этой песни был записан в 30-е гг. XIX в.:

За рекою, за быстрою,

Ой, колиодка! Ой, колиодка!

Леса стоят дремучие.

Во тех лесах огни горят,

Огни горят великие,

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые,

На тех скамьях добры  молодцы,

Добры молодцы, красны девицы,

Поют песни колиодушки.

Ой, колиодка! Ой, колиодка!

В середине их старик сидит,

Он точит свой булатный нож.

Котел кипит горючий,

Возле котла козел  стоит;

Хотят козла зарезати.

Несомненно, в тексте этой колядки сохранились воспоминания о древнем обряде; по-видимому, здесь идет речь о языческом жертвоприношении, которое сопровождается обрядовой культовой песней с упоминанием Коляды (колиодка)16.

Поскольку некоторые  языческие божества и обряды были поставлены в параллель христианским святым (Перун — Илья, Велес (Волос) — Власий, Ярило — Юрий, Георгий), то не исключено, что музыкальная основа подобных культовых языческих песен повлияла в дальнейшем на русский ранний христианский культовый мелос. В частности, колядка "За рекой огонь горит" интонационно близка к простейшим видам церковного пения Древней Руси.

Колядки признаются одним  из самых архаичных русских песенных жанров. В. Л. Гошовский, произведший  сравнительный анализ колядок всех славянских народов, обнаружил между  ними структурное сходство 17, что может служить свидетельством общности музыкального языка славян в эпоху праславянского единства.

Широко на Руси праздновали  встречу весны и масленицу. Распространенным было убеждение, что если не потешить себя на широкую масленицу, жить в  горькой беде, по русской пословице — "Хоть с себя заложить, а масленицу проводить"18. В обрядовой песне, исполнявшейся на масленицу, "Масленая полизуха", упоминаются катания с ледяных гор, поливание их сыром и маслом в знак благоденствия.

 

Глава 4. Семейно-бытовые песни

Песня глубоко проникала  в жизнь человека, сопровождая  всю деятельность человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события  личной жизни человека — всюду  присутствовала песня, заполняя труд и  досуг, охватывая разные эмоциональные  сферы. Поэтому семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские.

Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора  отличаются плачи. Они были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как  похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. На Руси даже была специальная профессия плакальщиц, которых нанимали для оплакивания. Плач входил в церемониальный обряд поминовения умерших. "Церемониален плач Ярославны. Она плачет открыто, при всех, на самом высоком месте своего Путивля — на городских забралах, откуда открывается простор Посеймья"19 "Ярославна чуть свет плачет в Путивле на стене кремля причитая: "Светлое и тресветлое Солнце! Всем ты тепло и пригоже! Зачем ты, господин мой, простер горячие свои лучи на воинов лады; в поле безводном жаждою им луки согнул, тоскою колчаны замкнул?""20

Многие образцы плачей по своей поэтичности, удивительной эмоциональной глубине и законченности  могут быть признаны подлинными шедеврами  народного творчества. Плачевые напевы, как правило, ограничены диапазоном малой терции, реже диапазон расширяется до кварты. Отталкиваясь от реального звучания плача, музыкальные интонации имитируют его характер. Некоторые похоронные плачи основываются на интонациях опевания одного центрального тона вспомогательными звуками, в пределах терции.

Мелодическая основа других похоронных плачей образуется из сплетения нескольких попевок. Характерной  особенностью является их прерывистость: строфы причитаний, имитируя плач, нередко  заканчиваются глиссандированием, словообрывами и глубокими паузами на концах фраз, последние слова часто проговариваются.

Древнейшей частью складывавшегося  постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с  привольной жизнью в родном доме, с девичеством.

Свадебные плачи особенно разнообразны. Среди них встречаются  плачи повествовательного и лирического  характера. Свадебный плач, записанный Н. М. Бачинской в Ярославской  области 21 напоминает лирическую песню. Особую экспрессивность ему придают прерывистость мелодии, широкие ходы на квинту и краткость плачущих интонаций, в которых последнее слово каждой строки "разрывается" всхлипыванием невесты.

Музыкальная культура восточных  славян не ограничивалась песенным творчеством. Наряду с ним была распространена и инструментальная музыка, струнная и духовая, о чем будет подробнее сказано далее. Одним из наиболее распространенных инструментов в Древней Руси были гусли. Византийские историки сообщают о трех славянских музыкантах VI в., которые были захвачены в плен по пути в Хазарию. Эти музыканты оказались послами; в руках у них был струнный инструмент, который греки назвали кифарой. Ю. В. Келдыш не без основания полагает, что этот факт свидетельствует не только о почетном и привилегированном положении древнеславянских музыкантов, но и о том, что музыкантам доверялось выполнять ответственные дипломатические поручения. "Подобное совмещение функций, — пишет он, — было широко распространено в средние века на западе Европы. В роли послов и парламентеров часто выступали кельтские барды, которые пользовались личной неприкосновенностью и могли свободно входить во вражеский лагерь. В феодальной Руси этот обычай сохранился и позже"22.

О музыкальной одаренности  славян нередко говорят древние  историки, а сохранившийся фольклор свидетельствует о богатейшей русской песенной культуре, ее жанровом разнообразии, своеобразии интонационного строя, послужившего прекрасной основой для развития нового музыкального искусства в период формирования музыкальной культуры Киевской Руси.

Расцвет русской культуры периода Киевской Руси был подготовлен  всем предшествующим развитием восточнославянской культуры. Оригинальная, богатая песенная культура восточных славян оказывала  постоянное воздействие на светскую народную и церковную музыку последующих времен, на профессиональное творчество русских композиторов.

 

Список  литературы

  1. См.: Повесть временных лет. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 11—12. "Повесть временных лет.
  2. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 270.
  3. См.: Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян. М., 1971. С. 14, 11.
  4. См.: Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России... Т. 1. С. 35—37.
  5. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1978.
  6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Информация о работе Музыкальная культура восточных славян