Музыкальная культура Польши 1 пол. XIXв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:35, реферат

Описание работы

Цель реферата: в общих чертах определить место Шопена в музыкальной культуре Польши начала XIXв. Особый акцент в данной работе сделан на прелюдии, ноктюрны и этюды.
Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается краткий обзор состояния музыкальной культуры в Польше в 1 пол. XIXв.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Музыкальная культура Польши 1 пол. XIXв.
Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX в.
Шопен как национальный польский композитор. Особенности его эстетики
Глава 2: Прелюдии, этюды и ноктюрны Шопена
2.1. Этюды
2.2. Ноктюрны
2.3. Прелюдии
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 21.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1: Музыкальная культура Польши 1 пол. XIXв.

    1. Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX в.
    2. Шопен как национальный польский композитор. Особенности его эстетики

Глава 2: Прелюдии, этюды и ноктюрны Шопена

            2.1. Этюды

            2.2. Ноктюрны

            2.3. Прелюдии

Заключение

Приложение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Влияние Шопена на последующее музыкальное творчество велико и разносторонне. Ему удалось в своих произвдениях достигнуть удивительного слияния национально-почвенного начала с высочайшим уровнем современного профессионализма.

Возможно, именно сочетанием народных основ, национальной почвенности  и революционных настроений с несравненной поэтической вдохновенностью и изысканной красотой и объясняется огромная популярность шопеновской музыки.

Цель реферата: в общих чертах определить место Шопена в музыкальной культуре Польши начала XIXв. Особый акцент в данной работе сделан на прелюдии, ноктюрны и этюды.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается краткий обзор состояния музыкальной культуры в Польше в 1 пол. XIXв.

Вторая посвящена непосредственно прелюдиям, этюдам и ноктюрнам Шопена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Музыкальная культура Польши 1 пол. XIX в.

 

    1. Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX в.

 

Ни в одной стране Западной Европы, национально-освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX в.

К началу XIXв. в результате трех разделов Польши, осуществленных Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795 года), Польша как самостоятельное государство перестала существовать. Польский народ испытывал жесточайшее национальное угнетение.

Условия национально-освободительного движения были таковы, что даже представители дворянства оказывались в революционном лагере. Тем не менее, 1 пол. XIX в. в Польше проходила не только под знаменем национально-освободительного движения, но и сопровождалась ростом крестьянских восстаний. Все три крупных польских восстания XIX в. –первое в 1830-1831 гг., второе – в 1845 г., третье – в 1863г. – завершились трагическими неудачами. Огромные потери жизней не только не влекли за собой желаемого результата, но, наоборот, приводили к еще более ожесточенной реакции, выражавшейся в массовых репрессиях и ссылках.

В условиях разгромленного государства и беспощадного подавления национальной независимости польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение национальной культуры.

Так, в 1800 году в Польше было организовано «Общество друзей науки». С его деятельностью было связано  создание шеститомного «Словаря польского языка» С.Б. Линде (1807-1847), «Истории польской литературы» Ф. Бентковского (1847). Огромная роль в воспитании патриотических чувств народа принадлежит «Историческим песням» Немцевича, примыкающих по стилю к балладам и воссоздающих картины былого величия Польши. Проявился обостренный интерес к народному искусству.

Творчество Шопена, первого польского композитора мирового значения, было подготовлено деятельностью множества предшественников. Целое поколение польских композиторов постепенно подготавливало то слияние национально-самобытного начала с традициями высокоразвитой профессиональной музыки которое с таким блеском осуществилось в музыке Шопена.

Прямым предшественником Шопена можно считать М. Огиньского, который первым превратил полонез из бытового жанра в художественный поэтический жанр.

В 1765 г. В Варшаве был открыт Национальный театр, с которым связано развитие национального оперного искусства. Первые польские оперы принадлежат М. Каменьскому и Я. Стефани. Большое значение в развитии польского музыкального театра имела деятельность И. Эльснера (учителя Шопена) и К. Купиньского, создавшего свыше 20 опер на сюжеты из польской истории и из народно-бытовой сферы.

В камерно-инструментальной и симфонической музыке путь к национальной школе прокладывали пианисты М. Шимановская, Ан. Контский, скрипачи К. Липиньский, Ап. Контский и др.

 

    1. Шопен как национальный польский композитор. Особенности его эстетики

 

В 30-40 гг. XIX в. мировая музыка обогатилась  тремя крупнейшими художественными явлениями. Речь идет о творчестве Шопена, Листа и Глинки. Искусство такого масштаба могло сформироваться только на подготовленной национальной почве, созреть как плод старинной и развитой духовной культуры, собственных традиций музыкального профессионализма и, конечно, фольклора.

Оригинальность Шопена исходит из национально-польских  истоков его творчества. И вместе с тем, его творчество одновременно поражает своей независимостью от традиций национальной школы. Поскольку те жанры, которые для всех других представителей национальной школы играли главную роль – опера, бытовой романс и программная симфоническая сюита – либо полностью отсутствуют, либо занимают второстепенное место в творчестве Шопена.

Главной темой творчества Шопена, конечно, была тема его родины - образ Польши, картины ее величественного прошлого, образы национальной литературы, современный польский быт, звуки народных песен и танцев. И в той манере, с которой Шопен воспевал величие своей родины выражается то, что роднит его с современными ему западноевропейскими романтиками – мысли о Польше облекаются у него в форму «недосягаемой мечты».

Если для западных романтиков протест против серых будней реального мира выражался в томлении по несуществующему фантастическому миру, то для Шопена «прекрасной мечтой» на протяжении всей жизни была мечта о свободной Польше. Образы томления по миру прекрасного у Шопена проявлялись не в виде тяготения к призрачному миру грез, а в форме неугасающей тоски по родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Прелюдии, этюды и ноктюрны Шопена

            2.1. Этюды

Шопен ясно отдавал себе отчет, что создаваемая им фортепианная музыка требует радикального обновления пианистической техники. Первая тетрадь из двенадцати этюдов (ор.10) была закончена в 1832 г. Вторая (ор.25) в 1936г. В 1839 г. появились еще три этюда по заказу Мошелеса, одного из крупнейших пианистов того времени. В этих 27 этюдах Шопен сконцентрировал весь свой пианистический кругозор, все основы своего стиля.

Каждый этюд рассматривается Шопеном как путь к овладению каким-либо одним техническим приемом. Так в первом этюде (ор.10) ставится задача плавного мелодического движения при арпеджированной фактуре. [см. Приложение, прим. 1] Во втором – новая аппликатура (перекладывание пальцев), в седьмом – плавность и legato репетиций на двойных нотах, в одиннадцатом – растяжение арфообразных пассажей. Во втором этюде (ор.25) – ровность мелкой пальцевой техники и стройность полиритмии, в шестом – беглость правой руки на двойных нотах, в десятом - певучее legato октав и т.д.

Некоторые из шопеновских этюдов принадлежат к самым популярным пьесам мировой музыкальной культуры. Например, знаменитый этюд c-moll ор.10 («Революционный»), с его драматизмом и трагическим пафосом. А тема из этюда E-dur ор.10, по мнению самого Шопена, была лучшей из созданных им мелодий.

 

            2.2. Ноктюрны

 

Первоначально ноктюрн представлял собой культовый вид музыки, возникший в литургии как часть заутрени. Шопен же вознес жанр ноктюрна на небывалую художественную высоту.

Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности, все они без исключерия написаны в медленных темпах.

Более непосредственно, чем в других произведениях, в ноктюрнах проявляются жанровые связи. Черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни ощутимы во многих эпизодах. Так гармоническая фактура, восходящая аккордовая мелодика и торжественный темп приближают тему из ноктюрна №1 ор.48 с гимном. [см. Приложение, прим. 2]

Тема ноктюрна №1 ор.55 содержит черты марша. В ноктюрне №3 ор.15 одноголосная тема на фоне «гитарного» сопровождения напоминает о жанре бытового романса.

Композиторский замысел несколько выходит за пределы жанровых рамок в ноктюрне №1 ор.48. В этом остро драматичном произведении есть не свойственные другим ноктюрнам Шопена черты трагизма, величественности, подчеркнутой простоты.

«Колыбельная» ор.53 примыкает к ноктюрнам по настроению элегической мечтательности. Она отличается от нихособенностью формы – вариации на остинатном басу, в отличие от преобладающей в ноктюрнах сложной трехчастности – и небывалой утонченностью.

Величайший из ноктюрнов Шопена – его «Баркарола» ор.60. С ноктюрнами ее роднит итальянизированная мелодичность, связь с бытовым романсом, господство мечтательного настроения. Отличает их новизнв «поэмной» формы в «Баркароле».

 

            2.3. Прелюдии

«24 Прелюдии» ор.28 (1836-1839)  - одно из величайших достижений Шопена в области фортепианной миниатюры. В них решена одна из центральных проблем музыкальной эстетии XIX в. – проблема крупномасштабной формы в инструментальных произведениях романтического стиля.

Чередование тональностей идет по квнтовому кругу. За каждой мажорной прелюдией идет прелюдия в параллельном миноре по типу прелюдий Гуммеля. Но у Гуммеля прелюдии не имели самостоятельного художественного значения, скорее это был показ той или иной тональностеи.

Прелюдии шопеновского цикла воссоздают своеоюразную энциклопедию музыкальных жанров и стилей своей эпохи. [см. Приложение, прим. 3]

Так в 13 и 19 прелюдиях нетрудно различить черты ноктюрна, в 20 – похоронного марша, в 7 – мазурки, в 17 – походного марша, в 2 – трагической декламации в духе Шуберта, в 6 – виолончельной кантилены, в 23 – романтизированной пасторали. В 8, 12, 16 и 19 воссоздаются типы технических этюдов самого Шопена. 24я напоминает «революционный» этюд, а 14я – финал будущей  b-moll’ной сонаты.

Шопен располагает прелюдии в таком порядке, чтобы каждая в максимальной степени оттенялавыразительные особенности соседствующей. Этот эффект достигается при помощи предельно заостренных контрастных сопоставлений.  Технические прелюдии врываются между кантиленными, быстрые темпы сменяются медленными.

Спаяность цикла достигается также за счет наличия гармонических связей между крайними частями соседних прелюдий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поистине произведения Шопена – и это в полной мере относится к его этюдам, ноктюрнам и прелюдиям – всегда оставались «порождением польской души». Шопен страстно любил свой многострадальный народ, с огромным внимнием прислушивался он к народной песне, такой родной и понятной ему. Об этом «огромном внимании» не следует забывать, помня, что в творчестве Шопена следует искать не фольклорную стилизацию, а гениальное претворение накопленных народом средств музыкальной выразительности.

Музыка Шопена отличается необычайным богатством образов и благородной человечностью во всех своих эмоциональных градациях, начиная от сосредоточенной задумчивости и кончая высоким драматическим пафосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. И. Бэлза История польской музыкальной культуры, Т.3, М.: Музыка, 1972, 234 с.
  2. И Бэлза Шопен, М.: Наука, 1968. 379 с.
  3. В. Конен История Зарубежной музыки, вып.3, М.: Музыка, 1984. 534 с.
  4. Ю. Кремлев Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества, М.: Музыка, 1971. 607с.

Информация о работе Музыкальная культура Польши 1 пол. XIXв