Михаил Иванович Глинка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 16:29, биография

Описание работы

Михаил Иванович Глинка — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме, опере-сказке и опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская», «Испанские увертюры» «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ГЛИНКА.pptx

— 598.87 Кб (Скачать файл)

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

1804 —1857

 

    • Михаил Иванович Глинка — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме, опере-сказке и опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская», «Испанские увертюры» «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

      Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Миша увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия , игра на скрипке и фортепиано , начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!».

      В 1818 Михаил Иванович поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда. Закончил пансион в 1822 году вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Иоганна Непомука Гуммеля.

 

    • После окончания пансиона Михаил Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 году он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец», «Не пой, красавица, при мне». Один из лучших романсов раннего периода — элегия«Не искушай меня без нужды». В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
    • Весной 1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини,Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом. Среди композиторских работ тех лет выделяется романс «Венецианская ночь». Зиму и весну 1834 М. Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
    • Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Гоголем, Вяземским, Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

 

    • В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой. Брак оказался крайне не удачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы.
    • По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Васильевичей Кукольников, где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали живописец-маринист Айвазовский и живописец и рисовальщик Брюллов, оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.
    • Весной 1844 М.И. Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Гектором Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.
    • В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде». В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
    • Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
    • В 1852 году композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине до своей смерти.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Информация о работе Михаил Иванович Глинка