Классицизм как стилистическое напрвление в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Классицизм - стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.
К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии.

Файлы: 1 файл

1 Классицизм как стилистическое направление в музыке.docx

— 48.97 Кб (Скачать файл)

Австрия. Опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная  итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell' arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта, Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса.

 

 

3 Реализм, романтизм,  импрессионизм в музыке

Расцвет импрессионизма в  изобразительном  искусстве не мог  не оказать влияния  на формирование отдельных принципов  и на развитие выразительных средств в литературе, музыке и театре; однако в этих видах искусства он не стал целостной художественной системой этапного значения.

    Музыкальный импрессионизм  как одно из течений  модерна  сложился во Франции в  конце  XIX - начале XX века. Применение термина   «Импрессионизм» к музыке во  многом условно — музыкальный  импрессионизм не составляет  прямой аналогии к импрессионизму  в живописи и не совпадает  с ним. Истоки такой музыки  лежат в позднем романтизме 19 в., в произведениях Ф. Листа,  Э. Грига и других. Музыка импрессионистов  такая же поэтична, но более  выразительна. Импрессионизм в музыке  проявился стремлением передать  настроение композитора и эмоции, которые являются для него  самого и слушателей определенными  символами. Если сравнивать с  импрессионистической живописью,  которая стремилась отобразить  впечатление, то музыка в стиле  импрессионизма стремилась вызвать  впечатление у слушателей с  помощью приобретающих значение  символов, тонких психологических  нюансов. С основной линией  импрессионизма в живописи его  роднит восторженное отношение  к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём  обходятся.

    Два композитора  — К. Дебюсси и  М. Равель  — наиболее ярко представляют  течение импрессионизма в музыке.

    В их фортепьянных  и оркестровых пьесах-эскизах   с особой гармонической и ладовой  новизной выражены ощущения, вызванные  созерцанием природы. Шум морского  прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются  в их произведениях с глубоко  личными переживаниями музыканта-поэта,  влюбленного в красоту окружающего  мира. Оба они любили народную  музыку — французскую, испанскую,  восточную, любовались ее неповторимой  красочностью.

    Зачинателем музыкального  импрессионизма по праву  считается  Дебюсси, обогативший  все стороны  современного композиторского   мастерства — мелодику, гармонию, оркестровку, форму. Его новаторские  опыты отчасти навеяны выдающимися  открытиями русских композиторов-реалистов,  в первую очередь М. П. Мусоргского.  В то же время он воспринял  идеи новой французской живописи  и символистской поэзии. Дебюсси  написал множество фортепьянных  и вокальных миниатюр, несколько  пьес для камерных ансамблей,  три балета, лирическую оперу  «Пеллеас и Мели-занда». Одухотворенные картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в его оркестровых пьесах: «Прелюдии к Послеполудню фавна"», в цикле «Ноктюрны» («Облака», «Празднества» и «Сирены»), трех эскизах «Море», цикле «Иберия» (трех зарисовках природы и быта южной Испании), а также в фортепьянных миниатюрах «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем» и др.7

    В творчестве  Мориса Равеля (1875—1937) отразилась  более поздняя эпоха. Рисунок   его сочинений острее, резче, краски  более четкие и контрастные  —  от трагического пафоса  до язвительной  иронии. Но  и в его композиторской манере  также встречается утонченная  звукопись, сложная и пестрая  игра красок, типичная для музыкального  импрессионизма. В лучших фортепьянных  пьесах Равеля господствует прихотливая  переливчатость звуков, навеянных  живой природой («Игра воды», «Печальные  птицы», «Лодка среди океана»). Всю  свою жизнь композитор разрабатывал  мотивы любимой им Испании.  Так появились «Испанская рапсодия»  для оркестра, комическая опера  «Испанский час», «Болеро». Большое  внимание Равель уделял жанрам  танцевальной музыки. Среди нескольких  его балетов выделяется балет-сказка  «Дафнис и Хлоя», созданный им в сотрудничестве с русской труппой С. П. Дягилева. Равель хорошо знал секреты музыкального юмора, с любовью писал музыку для детей. Таковы его пьесы для фортепьяно «Матушка-гусыня», превращенные в балет, или опера «Дитя и волшебство», в которой забавно выступают в качестве персонажей Часы и Кушетка, Чашка и Чайник. В последние годы жизни Равель обратился к более современным, ритмически обостренным музыкальным средствам, в частности к интонациям джаза (соната для скрипки и фортепьяно, два концерта для фортепьяно).

(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой  вообще (обращение к синтетическим  жанрам, в первую очередь к опере  и песне, к инструментальной миниатюре  и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.

Романтизм охватывает все  сферы художественной жизни: в музыке романтизм представлен творчеством  Ф. Шуберта,  Р. Шумана,  Ф. Шопена; в театре шедевром романтического искусства  стал балет Адана «Жизель», созданный на сюжет немецкой легенды, записанной  Г. Гейне; в живописи романтические идеалы утверждали  Э. Делакруа и Т. Жерико; романтическую поэзию подняли на щит Д.Г.Н. Байрон и А. Мицкевич,  В. Гюго,  Э. По и Г. Гейне. Сам термин «романтизм» указывал на его связь с романским искусством и ориентацию не на воссоздание реальности, а перевоплощение ее силою авторской фантазии, как в средневековых рыцарских романах и испанских народных романсах, повествующих об удивительных, порою загадочных событиях.

Романтики в большинстве  своем презирали буржуазный строй, от современности устремляясь в  прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируемая  самостоятельная работа №3

Тема: «Становление и развитие жанров музыки письменной традиции»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса, гр. ДП-31

Кузьмич Виктория

Проверила:

Зеленевская С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2013

 

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируемая самостоятельная работа №2

Тема: «Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей в музыке письменной традиции»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса, гр. ДП-31

Жиромская Екатерина

Проверила:

Зеленевская С.Н.

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2013

 

 

 

Литература

  1. Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1. Словарь наиболее необходимых музыкально-теоретических обозначений, П., 1919
  2. Кремлёв Ю. A., Стиль и стильность, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965
  3. Раабен Л. Н., Эстетические и стилевые тенденции в музыкальном исполнительстве наших дней, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965
  4.    Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
  5. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.И. Данилова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280.
  7. Лобанова М. Н., Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: "Музыка", 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1. Словарь наиболее необходимых музыкально-теоретических обозначений, П., 1919
  2. Кремлёв Ю. A., Стиль и стильность, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965
  3. Раабен Л. Н., Эстетические и стилевые тенденции в музыкальном исполнительстве наших дней, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965
  4.    Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
  5. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.И. Данилова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280.
  7. Лобанова М. Н., Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: "Музыка", 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируемая самостоятельная работа №2

Тема: «Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей в музыке письменной традиции»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса, гр. ДП-31

Кузьмич Виктория

Проверила:

Зеленевская С.Н.

 

 

 

 

 

Барановичи, 2013

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируемая  самостоятельная работа №3

Тема: «Становление и развитие жанров музыки письменной традиции»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса, гр. ДП-31

Жиромская Екатерина

Проверила:

Зеленевская С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2013

 


Информация о работе Классицизм как стилистическое напрвление в музыке