Этно-джаз. Истоки и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Современный танец — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Современная культура – сложное, внутренне противоречивое и неоднородное явление, в пространстве которого параллельно сосуществуют самые различные по своей природе творческие идеологии, стратегии, концепции, артефакты и технологии.

Содержание работы

Глава 1. История развития джаза.
Глава 2. Истоки этно-джаза и его направления.
2.1 Танец афро-джаз.
Глава 3. Составление комбинации по теме: «Афро-джаз».

Файлы: 1 файл

kur_rabota_etno_dzhaz.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

Потенциальные возможности  дальнейшего развития джаза в  настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта  и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых (и не только) жанров. Например, Шведский коллектив  Movits! в своём творчестве смешивает свинг с хип-хопом. Саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авангардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним знаменем, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.

Известные джазовые танцовщики (например, Матт Матокс во Франции, Гас Джордан и Луиджи в США), организовавшие свои школы джаз танца, часто становились родоначальниками нового направления. Ими были созданы определенные подходы к обучению танцу, выработаны наборы движений и их сочетаний, придающие своеобразный колорит постановкам каждой джазовой школы. И появились термины "техника Матт Матокса", "Луиджи-джаз", Саймонс-джаз". Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобретают вид одной или нескольких прямых линий), движения и приемы танца модерн, народного танца. Здесь мы подходим к этно-джазу с его наиболее известными разновидностями афро-джаза, стилю, который на следующем витке спирали возвращается к истокам и приглашает к новой интерпретации безрассудных плясок из Черной Африки, зажигательной самбы и тягуче - мечтательной румбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Истоки этно-джаза  и его разновидности.

 

2. Этно-джаз в современном культурно-образовательном пространстве занимает особое место, всецело отвечая социально-эстетическим запросам своей эпохи, предельно точно характеризуя своё время, чутко реагируя на все изменения в жизни людей и отражая весь спектр многогранной человеческой личности, способствуя воплощению прогрессивных, социально значимых идей. Они нашли своё отражение в музыкальной педагогике и музыкальной эстетике.

Искусство этно-джаза гуманистично, ибо его «стержнем» является человек. Являясь по своей сути полифункциональным явлением, этно-джаз способствует духовно-нравственному, этическому, эстетическому (и не только) воспитанию личности. В гармонии, упорядоченности, соразмерности, красоте, ритме, совершенстве формы и содержания, полифункциональном универсализме этно-джаза воплощены различные жизнетворные процессы, с доисторических времён кодифицированные в тех или иных вариантах мифологической, религиозной, философской и естественнонаучной мысли.

В зависимости от времени, стиля, задач, стоящих перед музыкантами, и от уровня восприятия слушателями, этно-джаз способен приобретать различные  оттенки и смысл, ввиду чего не может быть идейно нейтральным, безразличным к реалиям социальной динамики, к  расстановке противоборствующих общественных сил. Следовательно, этно-джаз не подвластен времени и относительно независим  от меняющихся групповых и национальных вкусов, так как имеет свой определённый социально-культурный контекст, свою эстетику, свою «музыкальную материю», опирающуюся  на сложившийся веками национально-музыкальный  лексикон и философско-религиозные  концепции различных этнических регионов мира.

Являясь социокультурным  образованием, этно-джаз опирается  одновременно и на традицию, и на инновацию, претендуя на переосмысление как глубоко архаичных пластов  народной культуры, образцов фольклора, так и современных музыкальных  тенденций. При этом синтез традиции и модерна, древности и современности  не выглядит «насильственным», искусственным, т.к. джаз по своей природе — полуфольклорное искусство, родившееся в результате гармоничного синтеза, в том числе и фольклорных элементов различных национальных культур. В то же время, этно-джаз выполняет охранительную функцию по отношению к фольклору, предлагая новые, оригинальные варианты его прочтения, актуализируя взаимодействие джаза и фольклора как ключевую проблему этно-джаза, возвращая нас к его природным вечным началам: онтологическим, антропологическим, социокультурным, эстетическим, аксиологическим и др. Джаз и фольклор в этом уникальном симбиозе взаимно оплодотворяют друг друга творческими импульсами, освежая собственные художественные приёмы и обогащая лексикон, соединяя вне - личностность народной музыки и сугубо личное, индивидуальное, творческое начало художника-музыканта.

Вторая составляющая термина  «этно-джаз» указывает на его  семантико-лингвистическое родство  с джазом, который представляет собой  высокопрофессиональную модель искусства, развивающего многообразную, рефлексирующую личность.

Основываясь на традиционном фольклоре определённого этноса, этно-джаз открыт для диалога с  музыкальными культурами других народов, обогащаясь их ценностями, традициями, таким образом, включаясь в некоторый  общий культурный мир, что позволяет  рассматривать этно-джаз в контексте  культурологической парадигмы «Запад — Восток».

Формированию национально-культурной основы европейского этно-джаза способствовали особые «механизмы»: возрождение духовных основ древних цивилизаций, в  которых новые веяния не разрушают  устои, а органично вписываются  в старое и растворяются в нём  на основе социо-этикополитического порядка, а также использование богатства фольклорных идиом множества этнокультур. Музыка европейского этно-джаза событийна. Творческие модели восточного этно-джаза обладают огромной художественной ценностью, так как содержат в-себе национально-культурные корни, историю, общественные традиции, психологию, отражающие строй мышления конкретного народа. Музыка, построенная по восточному принципу, основана на так называемом «состоянии».

Благодаря этно-джазу стало  возможным создание новых национальных джазовых школ, ищущих и находящих  свой, «почвенный» путь развития, а  не копирующих американскую джазовую традицию. В опоре на собственный национальный музыкальный язык появились индийский, испанский, кельтский, балканский, итальянский, польский, французский, скандинавский, арабский, русский этно-джаз. «Национальность» этно-джаза проявляется в его опоре на собственный фольклор как средство своеобразного ретранслятора национальных идей в мировое культурное пространство, что способствует распространению представления нации о себе на общечеловеческом уровне, где музыка выступает в качестве репрезентанта национальной культуры и генератора процессов становления и развития национальной школы, представляя вместе с ней единую творческую систему. Особым социокультурным и эстетическим явлением стал российский этно-джаз, сложившийся в особой этнокультурной среде народов СССР и впитавший богатейшие народные традиции многонациональной России. Своеобразие джазовой лексики СССР породило множество новых национальных джазовых школ - среднеазиатскую, кавказскую, поволжскую, прибалтийскую, молдавскую, славянскую и др. В российском этно-джазе соединились музыкальные традиции разных народов, отразив этническое многообразие России. Бесспорно, на «палитре» этно-джазового артиста — все музыкальные краски мира. Соединяя в своей поликультурной «целостности» органичный симбиоз древних славянских и неславянских музыкальных культур, сохранивших свои этнические корни и подлинные черты, музыкальный фольклор народов бывшего Союза, российский этно-джаз являет миру уникальный национально-культурный сплав разновременных и разноприродных традиций этнокультурного плюрализма, выступающих базовой тенденцией современного развития.

Этно-джаз, по своей сути, транслирует этнокультурные проблемы современности, с одной стороны, отражая процессы глобализации, объединяя  элементы национальных культур мира в единое целое, что особенно ярко проявилось в тенденции «полиэтнос»; с другой стороны, стремится к сохранению национальной идентичности, всеобъемлюще подчёркивая достоинства народной художественной культуры каждого этноса. Кроме того, этно-джазовый полиэтнос подтверждает прогрессивную многополярную концепцию современного мира, предлагая полиэтнические работы в русле «Запад - Восток», в которых органично переплавляются элементы восточной традиционной музыки и структурно-лексическая основа джаза.

Этно-джаз есть диалог культур, диалектический процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознаёт и  обретает свою индивидуальную самобытность. Многообразие и ассиметрия явлений в культуре, различие ценностей и ориентаций выступают условием её единства, делают её живой и развивающейся. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность, обнаруживающиеся в зоне коммуникаций и соотнесения ценностей, норм, значений и т.д. Из этого диалога рождается единство и синтез культуры человечества. Но для будущего синтеза необходима взаимная терпимость (толерантность) людей и культур, уважение к иным ценностям. В основе этно-джаза лежат механизмы толерантности и этнокультурного плюрализма, утверждающие возможность равноправного сосуществования различных музыкальных направлений и потоков, в которых могут быть реализованы такие общечеловеческие понятия, как свобода художника и слушателя, диапазон их творческого общения, уважение к носителям различных этнокультур без разлиний - политических, национальных, религиозных - в общих чувствах добра, справедливости, правды, сохранения и культивирования человеческого достоинства.

Этно-джаз сегодня является эстетической моделью общества будущего, в котором нет места расовой  нетерпимости, проявлений экстремизма, где «процветает» толерантность, уважение к различным этносам, стремление к постижению тайн корневых основ  традиционных культур. В этом несомненном  достижении - социокультурный феномен  этно-джаза. Одним его из направлений  является – афро-джаз.

2.1 Танец афро-джаз – это переплетение джаза и африканской культуры. Возникновение этого танцевального стиля связывают с тридцатыми годами прошлого столетия. К.Дунхам – американская танцовщица, активистка и хореограф, которая в своем танце впервые использовала элементы африканских танцев. Позже ее прозвали королевой черного танца. Она дала жизнь танцу, открыв в 36 году двадцатого века “Ballet Negre”. При анализе африканского фольклорного танца К. Данхам выделали следующие технические особенности исполнение движений этого стиля, которые затем легли в основу классического джаз танца.

  • Использование в танце позы колаппса, т.е. отсутствие вытянутого, напряженного держание тела как в классическом балете.
  • Активное передвижение исполнителя в пространстве не только по горизонтали, но и по вертикали.
  • Изолированные движения различных частей тела.
  • Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
  • Полиритмия танца.
  • Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
  • Индивидуальные импровизации в общем танце.
  • Функционализм танца.

На К. Дунхам история развития танца не заканчивается.

Другие исследователи  выделяют следующие характерные  черты джазового танца:

  • Чувственный характер исполнения движений.
  • Мелкие, вибрирующие движения различных частей тела.
  • Импровизационный характер танца.
  • Общий характер возбужденности исполнителей и зрителей.
  • Характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, притопов, щелчком, ударов по бедрам, жестянкам, ящикам и т.п.

Многое для танца афро-джаз сделали Перл Примус и Элвин Эйли. Перл добавила в танец затяжные и широкие прыжки. Это дало танцу больше драматичности. Эйли создал постановку с элементами афро-американских мотивов, которая до сих пор исполняется для зрителей разных стран.

Р. Бергер называет одну важнейшую черту африканского танца: «Мы -  люди танца, чьи ноги становятся сильнее, когда мы бьем по твердой земле. Африканский танец исполняется преимущественно на твердой почте, максимально «заземлённо». Контакт с землей, ощущение своего веса очень важно для танца. Когда танцор плотно стоит на земле, он может двигаться всеми частями тела - ногами, бедрами, плечами, руками, головой, всегда контролируя свои движения из центра, расположенного в области солнечного сплетения. Бергер выделает три основных типа африканских танцев:

  1. Танцы плодородия, символизирующие зарождение жизни. Именно для танцев, связанных с этой тематикой, характерна наиболее сложная танцевальная техника.
  2. Танцы имитации. Эта группа танцев выражает жизнь во всех ее проявлениях - и как повседневная жизнь, так и жизнь как природа с ее высшими силами, которые одновременно очаровывают, и завораживают, и внушают ужас, вызывая потребность в поклонении.
  3. Танцы поклонения. Эта группа танцев связана с религиозными особенностями, преклонением перед силами природы, духами и тем, что имеет власть над жизнью человека.

С африканскими фольклорными традициями европейцы стали знакомиться, начиная с 15 века, когда португальские  и испанские моряки высадились на побережье Африки в Конго, Анголе и Замбези.

Практически каждое селение  в Африке имеет группу танцоров с  репертуаром, в который входят уникальные танцы данной местности, своеобразные украшения и предметы, используемые в танце. Известный немецкий исследователь  джазового танца Г.Гюнтер подразделил  фольклорные танцы Африки на три  области: восточносуданский стиль, стиль Конго и южноафриканский стиль. Отличие этих стилей обусловлено тем, что телесный центр наиболее активно используется в танце. Так, главным центром суданского стиля является стопа. Для танца характерны стучащие движения ног. В этом стиле много высоких и продолжительных по времени прыжков на месте с двух ног, с одной ноги на другую, различные подскоки.

В западноафриканском танцевальном стиле активно двигается таз, а также спина и голова. Волосы танцующих девушек украшены специальными видимыми сигналами, что придает  движениям головы яркую выразительность. Девушки часами ухаживают за волосами, сплетают их косами, рядами, пучками. Волосы могут торчать, словно иглы или как  растительные стебли. На бедрах носят  повязку из золотисто-желтых растительных пучков, на груди висит шнур из жемчуга, запястья рук и щиколотки обвиты кольцами. Все эти украшения нужны, чтобы при исполнение танцы возникали своеобразные шелестящие, громыхающие звуки.

Информация о работе Этно-джаз. Истоки и основные направления