История становления и развития духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Апостол Павел, один из учеников Христовых, создателей Христианской Церкви, учил, что человек состоит из тела, души и духа. Применительно к духовной музыке, физический звук является ее «телом», «душой» можно назвать законы, по которым развивается звук, а «дух» порождает к жизни эти законы, оживотворяя их, наполняя музыку смыслом. Поэтому одной из важнейших черт христианской духовной музыки является ее молитвенность, и абсолютное большинство духовных музыкальных произведений представляют собой молитвенное обращение человека к Богу. Неслучайно великое множество духовных произведений созданы на псалмы царя Давида (из библейской книги «Псалтирь»), которые для православного человека, являются образцом молитвы. Поэтому можно дать еще одно определение духовной музыки, как музыки, обращенная к духовному Началу Вселенной, которым в христианской традиции является не какое-то отвлеченное понятие (например, «сила», «энергия»), но Бог – высшая и всеблагая Личность. Другими словами говоря, это музыка, созданная «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

 

Музыкальный пример с Красного диска

 

«Царю Небесный» - Большой знаменный  распев

 

«Воскресение Твое, Христе Спасе» - Путевой распев

 

Все эти распевы образовали особый чин распевов – праздничный мелодический чин. Необходимо сказать и о сложностях, которые, порой, создавали эти новые распевы. Так один слог мог распеваться большим количеством звуков на протяжении долгого времени, что затрудняло восприятие целого слова и терялось понимание на слух текста песнопения.

 

Несколько позже, в 17 веке, получили широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. Все эти распевы имеют ясную ладовую основу – написаны в мажоре или миноре, без переходов. В этом чувствуется влияние народной песенной традиции. В греческом распеве мелодия словно «вращается» вокруг центрального звука. Он наполнен светлой радостью и торжественностью.

 

Музыкальные примеры с Красного диска,

 

№ 8, Греческий  – «Плотию уснув, яко мертв»

 

№ 7, Болгарский – «Тело Христово примите»

 

№ 5, Киевский – «Днес Иуда оставляет учителя»

 

6. 17 век  как переломный период 

 

в развитии духовной музыки

 

С середины 17 в. наступает переломный период в  русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль  хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма.

 

Следует заметить, что еще ранее, в 16 веке в музыке России появилось и стало развиваться  новое явление – раннее церковное  многоголосие. Его называли «строчное пение» или «русское согласие». Некоторые исследователи связывали его возникновение с влиянием и широким распространением иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, в которой явлено единство, согласие всех трех Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Для него было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. В строчном пении три голоса плавно текут то параллельно друг другу, то, вливаясь один в другой, то, расходясь. Мелодия выражена одним центральным голосом, а два других дополняют, обрамляют, украшают ее. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.

 

Музыкальный пример с Красного диска

 

№ 10, «Единородный Сыне»

 

В отличие  от строчного пения, партесное пение  основано на четкой координации нескольких голосов по вертикали, когда они сливаются в один аккорд. Именно поэтому его распространение вызвало одновременно и распространение пятилинейной нотной нотации, хотя на местах еще довольно долго сохранялось прежнее крюковой письмо, характерное для знаменного пения.

 

Простейшим  видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным  – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных  авторов – Василий Титов, Николай  Калашников, Николай Бавыкин, Федор  Редриков и др.). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

 

Если знаменное  пение заставляло вслушиваться в  тексты, интонационно следовать за ними, пропускать их через свой ум и  сердце, то в партесном пении текст  молитвы отступил на второй план, на первый же план вышла музыка. Слушателю  предлагалось следовать за мелодией или наблюдать за пересечением различных голосов, возбуждающих, печалящих или услаждающих слух. Слова же молитвы мыслились, своего рода, приложением к нотам, не более. Духовная музыка становилась все менее «духовной» и все более «музыкой».


Информация о работе История становления и развития духовной музыки