История создания фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

отметить некоторые неточности фактологического плана, касающиеся работ Гартмана - прообразов музыкальных характеристик Мусоргского. К примеру, В.А. Васина-Гроссман замечает следующее: "До выхода в свет нового издания "Картинок с выставки" лишь очень немногие могли знать, что диалог богатого и бедного еврея, психологическая и социальная острота которого уже более ста лет восхищает слушателей, полностью "придумана" Мусоргским. У Гартмана это два совершенно независимых произведения, отличающиеся и по формату, и по технике выполнения ("Богатый еврей в меховой шапке" - карандаш, сепия, лак. "Старик" - карандаш, акварель). Первая из картинок - явно портрет (это подчеркивается и ее овальной формой), очень закончена и отделанна. Вторая - скорее этюд, набросок, чем портрет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Творческий путь М.П. Мусоргского………………………………………….
Мусоргский и Гартман……………………………………………………….
Выставка……………………………………………………………………….
История публикации…………………………………………………………
Музыкальная живопись………………………………………………………
Невесёлые картинки…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Musorgsky_kursovaya.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»

 

 

 

 

 

 

История создания

фортепианного цикла М.П. Мусоргского

«Картинки с выставки»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по музыкальной литературе

студентки 4 курса специальности 073002 Теория музыки

Коноваловой Александры

преподаватель Букетова И.А.

 

                         Содержание                                                                            стр.

  1. Введение……………………………………………………………………….
  2. Творческий путь М.П. Мусоргского………………………………………….
  3. Мусоргский и Гартман……………………………………………………….
  4. Выставка……………………………………………………………………….
  5. История публикации…………………………………………………………
  6. Музыкальная живопись………………………………………………………
  7. Невесёлые картинки…………………………………………………………..
  8. Заключение…………………………………………………………………….
  9. Библиографический список…………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

http://art.1september.ru/article.php?ID=200602411

 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47455/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d79dda2-fbbd-091d-4178-9de3b63b4033/Musorgskii_Kartinki_piano-Opisanie.htm

http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-viktora-aleksandrovicha-gartmana-1834-1873

отметить некоторые неточности фактологического плана, касающиеся работ Гартмана - прообразов музыкальных характеристик Мусоргского. К примеру, В.А. Васина-Гроссман замечает следующее: "До выхода в свет нового издания "Картинок с выставки" лишь очень немногие могли знать, что диалог богатого и бедного еврея, психологическая и социальная острота которого уже более ста лет восхищает слушателей, полностью "придумана" Мусоргским. У Гартмана это два совершенно независимых произведения, отличающиеся и по формату, и по технике выполнения ("Богатый еврей в меховой шапке" - карандаш, сепия, лак. "Старик" - карандаш, акварель). Первая из картинок - явно портрет (это подчеркивается и ее овальной формой), очень закончена и отделанна. Вторая - скорее этюд, набросок, чем портрет. Бытовые "приметы" - палка, на которую опирается сидящий старик, чем-то набитый мешок, лежащая на нем измятая шляпа, - видимо, указывают на его профессию старьевщика. Мусоргский свел вместе людей, изображенных Гартманом порознь, сделал одного из них униженным просителем, а другого - неприступным гордецом, вероятно заимодавцем, неумолимым, как шекспировский Шейлок".

В действительности же вторая акварель представляет собой "Итальянца старика в красном жилете, отдыхающего возле своей ноши" . И хотя высказывание Васиной-Гроссман из-за этой неточности не изменяет содержания музыкальной характеристики, список гартмановских

12 работ, легших в основу  музыкального произведения Мусоргского, требует уточнения. Следует отметить, что ошибка появилась ранее - еще  со статьи Э. Фридман, которая  сопровождала факсимильное издание "Картинок с выставки". Рисунок  же с изображением "Бедного  сандомирского жида", некогда принадлежащий Мусоргскому и, очевидно, являющийся действительным прообразом музыкальной "зарисовки", созданной композитором, нам, к сожалению, не известен.

Уже в работе Васиной-Гроссман отмечается то, что в упоминаемом нами факсимильном издании "Картинок с выставки", сопровождающимся репродукциями работ Гартмана, отбор последних "слишком уж строг: не воспроизведена, например, картинка, изображающая развалины замка, на том основании, что на ней нет трубадура, поющего песню". Японские исследователи истории создания Мусоргским "Картинок с выставки" идут по другому пути - они приводят практически все сохранившиеся акварельные работы Гартмана, которые хотя бы мало-мальски соответствуют названию музыкальных пьес. К примеру, пьесу "Старый замок" они "иллюстрируют" изображениями и замка в Периге (путевая зарисовка пенсионерских лет Гартмана), и замков Черномора (эскизы декораций к опере М. Глинки "Руслан и Людмила"). Не обходится и без социологизма - пьесу "Быдло" они соотносят не столько с изображением телеги с волами, сколько со сценой военной экзекуции перед церковью в Белостоке, где наказуемый уподоблен скоту.

Упоминает о том, что Гартман работал над оформлением опер, исследователь истории русского оперного театра А. Гозенпуд. Не касаясь художественной стороны работ Гартмана, он дает информативный материал о них.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-viktora-aleksandrovicha-gartmana-1834-1873#ixzz3Ltw9F3qw

 

Абызова E.H. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1986. 
Васина-Гроссман В.А. Мусоргский и Виктор Гартман. // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М.: Наука, 1984. С.37-51. 
Мусоргский М.П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А.Н. Римский-Корсаков при участии В.Д. Комаровой-Стасовой. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1932.

Мусоргский М.П. Картинки с выставки. Факсимиле. Автор вступительной статьи Э. Фридман. М.: Музыка, 1975.

Мутья H.H. Эскизы В. Гартмана к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила". // К исследованию русского искусства. Новые материалы. Сборник научных трудов. 4.1. СПб., 1998. С. 30-39.

Мутья H.H. Отражение общественно-философский идей второй половины XIX века в русском театре. // Педагогика и философия. Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск, 17-19 мая 1999 года. Нижневартовск, 1999. С. 124-125.

 
 
Орлова A.A. Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1963. 
 
Рахманова М.П. Музыка. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. С. 45-91. 
 

 

 

 

Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) . На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.

Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора.

 

Творческий путь М. П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский называл себя борцом за «правую мысль в искусстве». С его именем связаны выдающиеся страницы в истории русского оперного искусства. Родился он в селе Карево Псковской губернии. Его отец был небогатым помещиком и хотел, чтобы сын избрал военную карьеру. С 1849 года будущий композитор обучался в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, попутно продолжая начатые еще в детстве занятия на фортепиано.  

По окончании школы в 1856 году Мусоргский сблизился с А.С.Даргомыжским, а год спустя — с М.А. Балакиревым, который и распознал его композиторский талант. Под влиянием Балакирева в 1858 году он вышел в отставку, чтобы посвятить себя музыке. Но в то время композиторское творчество не давало никаких средств для существования, и юноша был вынужден устроиться на службу чиновником.

В эти годы Мусоргский еще ближе сходится со Стасовым, Кюи. Так образовалось ядро «Могучей кучки», к которому впоследствии примкнули Бородин и Римский-Корсаков.

В1866 году композитор начал работать над большой оперой «Саламбо» по роману Г.Флобера, но вскоре потерял к ней интерес и не завершил ее. Одновременно в камерно-вокальном жанре возникла серия «народных картинок» (определение автора), в которых зазвучала тема протеста против бесправия и нищеты крестьянства. Это «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» и др. Появляется ряд сатирических произведений, и среди них «Семинарист», «Классик», «Раек», уникальный вокальный цикл «Детская». Тогда же композитор создал симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе» на сюжет народных преданий (1867) и бытовую оперу «Женитьба» по Гоголю, которая, как и «Саламбо», осталась незавершенной.

Вершиной этого периода творчества композитора явилась музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872). Однако дирекция императорских театров не приняла оперу, и ее премьера, уже во второй редакции, состоялась на сцене Мариинского театра в 1874 году. Публика встретила ее с восторгом. И в наше время «Борис Годунов» является одной из популярнейших опер во всем мире.

Еще до премьеры «Бориса Годунова» Мусоргский начал работать над новым произведением — оперой «Хованщина». Ее главным героем стал народ, и сам композитор назвал ее «народной музыкальной драмой». Мусоргский решил не следовать неукоснительно историческим фактам, а художественно обобщить их, чтобы лучше передать дух одного из самых напряженных этапов русской истории — начала царствования Петра I. Но работе над оперой мешало отсутствие денег, к тому же композитор был расстроен неясной судьбой «Бориса Годунова». Тем не менее он ни на один день не прекращал напряженной работы.

В 1870-х гг. Мусоргский создает несколько замечательных произведений: балладу «Забытый» на сюжет одноименной картины В.Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки», написанный под впечатлением посмертной выставки архитектора-художника В.Гартмана.

В его музыке мы словно видим сказочного Гнома, летящую в ступе Бабу-Ягу, средневекового певца-трубадура. В заключительной пьесе — «Богатырские ворота» воспеты русские богатыри. «Картинки с выставки» считаются одним из лучших произведений мировой программной музыки.

Самым светлым событием последних лет жизни Мусоргского стала концертная поездка по Украине и югу России вместе с певицей Д.М. Леоновой. Мусоргский выступал на ее концертах как аккомпаниатор. Во время поездки он собирал украинские песни для задуманной им комической оперы «Сорочинская ярмарка».

Однако Мусоргский не успел закончить все, что задумал. В 1881 году он тяжело заболел и 16 марта 1881 года скончался в Петербурге. Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» остались неоконченными. «Хованщину» закончил Н.А. Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» — друзья Мусоргского Ц.А. Кюи и А.К. Лядов. Уже в наше время новый вариант оркестровки опер Мусоргского был сделан Д.Д. Шостаковичем.

 

Мусоргский и Гартман

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём:

Гартман был человек незаурядный… Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи.

В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат («пенсионер») Императорской Академии художеств. По возвращении в Россию, за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика.

Стремление Гартмана вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности, В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

Он писал В. Стасову (2 августа 1873 года): «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да черт с твоею мудростью! Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений — это дрябло».

Над «Картинками» Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (…). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается». Пока Мусоргский работал над этим циклом, произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее.

Многие современники находили авторскую – фортепианную – версию «Картинок» произведением нефортепианным, не удобным для исполнения. Доля истины в этом есть.  В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А. Гартмана». Не случайно существует много оркестровок этого сочинения. Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 году,  самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе. Более того, даже среди пианистов нет единства во  мнении: одни исполняют произведение в авторской версии, другие, в частности, В. Горовиц, делают его транскрипцию. В данной работе «Картинки с выставки» ра ссматриваются в двух версиях – оригинальной фортепианной (С. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, что дает возможность их сравнить.

Информация о работе История создания фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»