Гармония Р. Щедрина на примере его хора "Прошла война"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 18:58, реферат

Описание работы

Родион Константинович Щедрин (1932 г. рож.) - современный русский композитор, чье творчество отличает высокая гражданственность, тончайшая лирика, философская углубленность, подлинная народность в сочетании с современными приемами композиторской техники.

Файлы: 1 файл

ирм Щедрин.docx

— 21.51 Кб (Скачать файл)

1.Жанровые истоки

Родион Константинович Щедрин (1932 г. рож.) - современный русский композитор, чье творчество отличает высокая гражданственность, тончайшая лирика, философская углубленность, подлинная народность в сочетании с современными приемами композиторской техники.

Щедрин родился в семье музыканта. Отец, Константин Михайлович, был известным лектором-музыковедом. В доме Щедриных постоянно звучала музыка. Именно живое музицирование было той питательной средой, которая исподволь формировала пристрастия и вкусы будущего композитора. Семейной гордостью было фортепианное трио, в котором участвовали Константин Михайлович и его родные братья. Годы отрочества совпали с великим испытанием, обрушившимся на плечи всего советского народа. Дважды мальчик бежал на фронт и дважды был возвращен в родительский дом. Позже Щедрин не раз вспомнит о войне, не раз боль пережитого отзовется в его музыке — во Второй симфонии (1965), хорах на стихи А. Твардовского — памяти брата, не пришедшего с войны (1968), в «Поэтории» (на ст. А. Вознесенского, 1968) — оригинальном концерте для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра...

В 1945 г. двенадцатилетнего подростка определили в недавно открывшееся Хоровое училище — ныне им. А. В. Свешникова. Помимо изучения теоретических дисциплин, пение было едва ли не главным занятием воспитанников училища. Спустя десятилетия Щедрин скажет: «Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре. И конечно, первые мои сочинения тоже были для хора...»

«Четыре хора» на стихи А. Твардовского (1968) - пример гражданственной лирики. Выбор стихов Щедриным не случаен. Из высказываний композитора видно, что он «хотел написать маленький реквием в традициях русской хоровой музыки и посвятить это сочинение памяти своего брата Олега Щедрина, погибшего на войне». 

 

 

2.Общая характеристика  всех элементов музыкального  языка

 «Прошла война» - это раздумье о последствиях войны. Этот хор - «...проникновеннейшая страница лирики Щедрина - выписан тончайшей кистью художника-миниатюриста, что проявляется в мельчайшей продуманности и смысловой обусловленности всех деталей, большой эмоциональной насыщенности звучания в пределах малой формы». Высокого трагизма в нем достигает образ «скорбящей матери», через века пронесенный в искусстве. В мелодии хора напевность сочетается с интонациями-возгласами, декламацией. По содержанию хор можно разделить на два построения: перед войной и после войны. В 1-м разделе нежно звучит проникновенная лирическая мелодия у партии сопрано. Постепенное вступление голосов сохраняет основную мелодическую направленность и динамику «рр». Аккордовая связка («аккорды времени») между частями «Прошли года» разделяет части. Во второй части автор использует тот же принцип построения, однако создается впечатление пробуждающей природы (за счет тесситурного «высветления» партии сопрано - на терцию выше). Как и в 1-м хоре знаки альтерации не выставлены при ключе, но первая фраза у сопрано звучит в ля-мажоре, а до-диез мажорная вертикаль должна служит «тональным фундаментом» для сопрано во фразе «деревья умерщвленные». Самой большой трудностью для исполнителя является резкая смена образа, а динамика «ррр» должна быть исполнена с такой же внутренней силой как «ff».Oco6oe внимание надо уделить слову на тихой звучности.

 «К вам, павшие» - торжественно-эпический финал, «катарсическое просветление», по выражению Ю. Паисова. Драматургически главным является здесь обращение живых к погибшим. Открывает хор «туттийное» звучание всех партий в довольно низком регистре. Размеренное, поступенное движение во всех голосах придают крайним частям черты хоральности, на которую указываю многие исследователи. Данный хор, по мнению А. Хакимовой, подобен «...монументальной фреске, целостной и композиционно уравновешенной, чему немало способствует строгий хоральный тип изложения». Медленный темп (Largo) в сочетании с плотной хоровой фактурой воспринимается как звучание органа. Если хоральное начало финала отличается гармонически-массивным звучанием преимущественно в низком регистре, то срединный раздел насыщен тематическим развитием, устремленным к расширению высотно-звукового диапазона и к яркой кульминации («Мы с теми, кто под самою Москвой...»). Среднюю часть характеризует эмоционально-взволнованный тон повествования, «...по характеру приближающийся подчас к взволнованно-поэтической декламации». Ремарки композитора относительно темповых и динамических сдвигов внутри фраз воспринимается как своеобразное движение от одной смысловой опоры к следующей; от одного высказывания («мы с теми») - к другому. Вся средняя часть проходит под знаком тональности ре-минор - фа-мажор и продолжает подготовку кульминационного раздела, который венчает основной мажорный аккорд в динамике «fjff». Реприза воспринимается как органное переключение регистров с «fff» на «рр» и звучит без изменений с постепенным ritenuto е morendo al fine с оттенком недосказанности, смысловой открытости.

При работе с хором необходимо обратить внимание на партию вторых басов. Звучание хора должно быть по-органному плотным и слитным, важна вокализация мелодической линии в каждом голосе. Данные произведения объединены композитором в цикл. А. Хакимова отмечает, что «четырехчастная контрастно-составная форма цикла хоров Щедрина на стихи А. Твардовского, близка по характеру драматургии сонатно-симфонического цикла». В этом проявляется одна из особенностей специфики музыкального мышления композитора, которую многие исследователи определяют как «смешение стилей». Г. Григорьева отмечает, что «смешанность жанрового стиля хоровых произведений Щедрина, - это ...их определяющее качество; она проявляется как внутри сочинений, так и „вне" - ряд созданных в последние годы хоровых произведений композитора связаны в одинаковой мере и с песенностью, и с речитативностью, и с «инструментальностью».

Применительно к «Четырем хорам» Щедрина на стихи Твардовского, выявление в хоровой фактуре признаков «инструменательности» может стать одной из главных задач дирижера. Например, в хоре «Как дорог друг» чередование параллельного звучания низких и высоких голосов хора, сопоставимо оркестровому звучанию Archi, что поможет хору в достижении максимальной тембральной насыщенности; сольные проведения партии сопрано в хоре «Прошла война» вызывают ассоциацию со звучанием флейты, а это связано с тембральной чистотой и предельной слитностью голосов внутри партии; звучание мужского хора («Sostenuto marciale») в хоре «Я убит подо Ржевом» сопоставимо со звучанием струнной группы на pizzicato. Предельное внимание дирижер должен уделить строю в связи с трудностями интонирования, особенно на границах номеров, где находятся все смысловые акценты, и где особенно важно показать контраст, образную и эмоциональную дифференциацию. При исполнении цикла недопустимы внемузыкальные паузы между частями. Предельная ограниченность средств музыкальной выразительности, которые выбрал композитор при создании этого произведения, является принципиальным моментом. Отказ от звукоизобразительности, излишней детализации образов позволяют Щедрину более рельефно обозначить основную драматургическую линию. Это является одной из основных стилистических особенностей хорового творчества Р. Щедрина. «В сфере гармонии Щедрина прослеживается приверженность к свободной трактовке полутонового диссонанса - основного средства периодического уплотнения, сгущения гармонической напряженности для придания большей свободы и выразительности интонаций. Этот процесс в творчестве Щедрина, по мнению Ю. Паисова, совпал с общей стилевой эволюцией европейской музыки XX века (влиянием Стравинского на творчество Щедрина). Кроме этого необходимо отметить еще один характерный стилевой нюанс: пульсирующий выдержанный звук в одном из средних голосов, в сочетании с которым, появляются секундовые „фения". Специфический тональный колорит музыке Щедрина придает тритоновая интонация. „Щедринский тритон" обычно наделен особой ладоинтонационной экспрессией в сопоставлении двух разновидностей 5-й ступени - 5 бем. и 5 натуральной, благодаря чему музыка приобретает специфические изощренно-хроматические оттенки. Например, хоры: „Первый лед", «Прошла война».

 


Информация о работе Гармония Р. Щедрина на примере его хора "Прошла война"