Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: сформировать у младших школьников исследовательские компетенции на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) изучить курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Курс музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
3 Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций у младших школьников 13
4 Заключение 21
5 Список литературы 23

Файлы: 1 файл

glava_1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Изучение искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Вклад учебной дисциплины «Музыка» в развитие личности заключается:

  • в обогащении сферы художественных интересов учащихся;
  • развитии их эстетического и музыкального вкуса, потребности в общении с прекрасным;
  • в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере искусства;
  • в сознательном  выборе видов музыкально-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

В основной школе сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся посредством музыкального искусства к художественной культуре в целом.

Основополагающими в стандартах второго поколения по музыке являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, важного места и значения музыки в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.

В содержании предмета «Музыка» усилена роль гражданственно-патриотического воспитания; повышена значимость позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

ФГОС направлен, прежде всего, на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности выполняет компенсирующую функцию, смягчая свойственные школьному возрасту кризисные явления.

В содержании образования усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь детей - зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, интернет, игра на синтезаторе. Подросткам предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы. Активно внедряя в урок музыки ИК - технологии учитывать, что современные технические средства обучения не могут заменить живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса.

 

 

 

2. Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций.

 

Особое внимание во ФГОС уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это в комплексе должно способствовать духовно-нравственному развитию и  воспитанию  личности школьника посредством искусства.

При ведении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связи с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

    • Требований к результатам освоения основной образовательной программы;
    • Требований к структуре основной образовательной программы  начального общего образования;
    • Требований к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования.

 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1  Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет  целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2 Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная  работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений  по применению знаний.

3 Урок комплексного применения знаний. Это: практикум,  лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4 Урок обобщения и систематизации  знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5 Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации  ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Поэтому, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Создать у учащихся психолого-педагогические особенности формирования исследовательских компетенций сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое.

Ряд различных подходов и направлений в данной области:

  1. интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков);
  2. тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
  3. разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (типа курсов народоведения, эстетики).

Интеграция – не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри – и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция.

Планируя деятельность интеграции, следует учесть следующее:

    • чего и с чем? – учебный материал нескольких учебных предметов (в данном случае музыка и изобразительное искусство);
    • на какой основе интегрируются? – общий объект изучения, общий способ преобразования объекта, ведущая идея курса (это заложено внутри программ);
    • во что интегрируются? – интегрированный курс (серия интегрированных уроков, которая является основой для разработки интегрированного курса).

Хотя интегрированные учебные предметы существуют уже много лет, до настоящего времени нет однозначного определения этого понятия. Широко распространено определение интегрированного курса как учебного предмета, объединяющего изучение нескольких учебных предметов в единый.

В практике начального обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри – и межпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.

Главное, что делает урок интегрированным – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, направленные на ее реализацию.

Связь предметов.

В настоящее время существует довольно много интегрированных курсов. Среди них следует выделить возможность сочетания таких учебных предметов:

      • как чтение – русский язык;
      • чтение – природоведение;
      • природоведение – математика;
      • чтение – изобразительное искусство;
      • изобразительное искусство – трудовое обучение;
      • изобразительное искусство – музыка.

 

Музыка

Живопись

1.Гармония (сочетание звуков)

1.Колорит (сочетание красок)

2.Мелодия

2.Линия

3.Форма

3.Композиция

4.Динамика (f, p)

4.Насыщенность цвета

5.Тембр

5.Цвет

6. «Три кита» (танец, марш, песня)

6.Характер мазка

7.Интонация, характер музыки

7.Холодные, теплые краски


 

 

 

Эффективным методом развития творческого, образно-художественного мышления оказывается сравнение живописи с музыкой. Исходным моментом для учеников являются слова учителя: «Твой рисунок будет интересен тогда, когда в нем зазвучит музыка!»

Для развития цветочувствительности детей используется много творческих заданий. В их основе лежит метод составления аккорда цветов одной гаммы, метод создания цветовых ритмов, метод контрастного сопоставления цветов по отношению к главному, доминирующему цвету, который можно назвать ведущим «мелодическим голосом». А уплотнение одного цвета сравнить с нарастанием звучания одного звука – «крещендо».

Об органической связи живописи и музыки, их изначальной общности как искусства свидетельствуют творческие процессы и само творчество композиторов Н.Римского-Корсакова, А.Скрябина, художника В.Кандинского, Ф.Платова. Эти и другие мастера свои ощущения от восприятия музыки передавали в цвете. Например, слух В.Кандинского ассоциировал звук трубы и громкие удары барабана с ярко-красным цветом, звуки флейты – с нежно - голубым, а звучание английского рожка или гобоя «на глубоких басах» - с фиолетовым цветом.

Данное объединение позволит решить воспитательные задачи в обучении, сформировать художественно-образное мышление детей (пусть даже для кого-то в начальной стадии), заинтересовать их и добиться активного включения учащихся в учебный процесс.

Формирование интереса к музыке показывается в интегративной музыкальной деятельности. «Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К. Орфа, способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – всѐ это включается в поток детского творчества».

 

 

Об особенностях интеграции предметов русского языка и музыки.

 

На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма сомнительной, а возможность объединения - нереальной.

На уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни, музыкальные произведения, в которых слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках русского языка, и на уроках музыки должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением более глубокие, и корни этой связи уходят вглубь веков, когда, по мнению многих учёных речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая основа не дифференцировалась".

Методисты прошлого и современные исследователи в области психологии и методики останавливают своё внимание на общем в лингвистических и музыкальных способностях.

Так из всех способностей можно выделить такие как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе успешного усвоения звучащей материи языка и пения.

У учителей русского языка и музыки много общих задач, которые более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.

Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию.

Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно используются как организованное начало или физ. минутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.

Информация о работе Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки