Духовная музыка в нравственном воспитании детей: исторический экскурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:06, доклад

Описание работы

С древнейших времен в истории религий всех племен и народов музыка, пение играли важную роль практического средства связи с высшими силами. Музыка – универсальный язык, с помощью которого человек и мог в какой-то степени общаться с божеством.
Новые возможности духовно-нравственного развития в области музыкального образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры, как духовная музыка.
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека.

Файлы: 1 файл

1 Овод И.доклад к (2).docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

Овод  И.

Духовная музыка в нравственном воспитании детей:

исторический экскурс

    1. Духовная музыка в истории музыкальной культуры

С древнейших времен в истории религий  всех племен и народов музыка, пение играли важную роль практического средства связи с высшими силами. Музыка –  универсальный язык, с помощью которого человек и мог в какой-то степени общаться  с божеством.

Новые возможности духовно-нравственного  развития в области музыкального образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры, как духовная музыка.

Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребёнка и может стать источником нравственности и гармоничности личности. Еще Учитель Церкви св. Иоанн Златоуст, - писал: какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума?» Обратимся к истории. В древней Руси систематическое обучение музыке (точнее - церковному пению) проходило как в учреждаемых при церквах и монастырях школах, где шла подготовка духовенства и нужных государству грамотных людей, так и непосредственно в храмовых хорах, которые были не только исполнительскими коллективами, но и певческими школами. В таких школах воспитывались церковные певцы и распевщики. Двух новгородцев - братьев Савву и Василия  Роговых, деятельность которых относится к сер. 16 в., считают основоположниками московской  школы церк. пения. Распространению и развитию певческой культуры способствовало постановление "Стоглавого собора" (Москва, 1551), вменившее в обязанность священникам и дьяконам создавать у себя на дому во всех городах Московской Руси школы для обучения детей не только грамоте, но и "церковному пению псалтырному". Мастера церк. пения, входившие в состав придворного хора (создан в кон. 15 в.), нередко направлялись в др. города, монастыри и церкви для поднятия уровня хор. исполнительства. Простейшими музыкально-теоретическими пособиями служили певческие  азбуки, в которых давался краткий свод и начертания знаков крюкового письма. На базе слившихся в 1632 Киевской братской школы (осн. в 1615) и школы Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) было учреждено первое укр. высшее учебное заведение - Киево-Могилянская коллегия (с 1701 - академия), в которой наряду с др. предметами изучалась и музыка. В Москве по образцу Киевской коллегии в 1687 открылась Славяно-греко-латинская  академия, где также обучали церк. пению и "семи свободным искусствам". В России интересе к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетия 18 века

    1. Духовная музыка в творчестве русских композиторов

Духовная музыка в творчестве композитора Бортнянского Дмитрия Степановича в XVIII веке произошел поворот к самым древним русским распевам. Популярным жанром стал духовный концерт. Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание, стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста духовных концертов. Д.С. Бортнянский весьма успешно работал и в светских жанрах, но вершиной творчества композитора признаны именно его духовные концерты.

Духовная музыка в творчестве композитора Чайковского Петра Ильича П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие -Литургию. Чайковским двигало желание привести современное ему авторское церковно-певческое творчество в соответствие с древними традициями русской церковно-певческой культуры. Два монументальных произведения П.И. Чайковского – «Литургия» и «Всенощное бдение».

Духовная музыка в творчестве композитора Рахманинова Сергея Васильевича  Рахманинов один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений,( а не нотационных.) Ещё при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. В ней есть духовная насыщенность, необычайная величественность, красочность, нежность и мечтательность.

  1. Духовная музыка в системе образования

В основе традиций преподавания православной музыки в русской дореволюционной школе находятся два главных положения: 1) практическая направленность обучения (учащиеся должны быть подготовлены к участию в богослужениях); 2) эстетическое и нравственное воспитание. Так, в книге «Методика пения» А.Карасев писал: «Задача первая — научить учащихся петь начальные молитвы и соответствующие тропари и песнопения... А.Пузыревский тоже считал, что «школьное пение, правильно поставленное и хорошо введенное, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом, и в нравственном, и в педагогическом». Особо подчеркивалось широкое образовательное и воспитательное значение духовной музыки, и как одна из ее важных особенностей — синтез с литературой, родным языком и историей.

В 1908 г. на Первом всероссийском регентском съезде в Москве был специально поставлен вопрос о церковно-певческом воспитании в школе, а через год Вторым съездом было принято постановление: «...Признать обязательным изучение церковного и светского пения во всех начальных школах и других учебных заведениях. В «Материалах по реформе средней школы» отмечалась необходимость усвоения детьми избранных произведений русской церковной и народной музыки, а также произведений известных композиторов, русских и зарубежных.

Интересным фактом является  то, что в педагогической практике дореволюционной школы сложилась устойчивая традиция: церковное пение, наряду со светским, являлось обязательной частью урока в государственной школе, преследовало не только практическую цель, но также эстетическое и нравственное воспитание в школе.

В начале ХХ в. церковное направление в уроке музыки сохраняется. Так, А.Пластинин, касаясь предмета «Пение», указывал на три направления в музыке: церковное пение как основное, затем, «насколько возможно, пение народных и военных песен патриотического и бытового характера».

3)Современная духовная  музыка. Жанры и представители

В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Интерес к духовной музыке стали проявлять и современные композиторы. Они пишут, как и авторскую духовную музыку, так и делают современные обработки написанной ранее духовной музыки.

Одним из господствующих жанров современной  духовной музыки является жанр «New Age» - что в переводе с английского означает новая эра (эра водолея). (оставить-если спросят определение: Движение «New Age» возникло в западном обществе из сплава идей, объединяющих некоторые элементы мировых религий, оккультные науки, учения восточных гуру, закон кармы и перевоплощения.

Самым ярким представителем хорового «New Age» является английский хор мальчиков «Libera». В их репертуаре есть, как авторские произведения, так и обработки в стиле «New Age». Хор поёт произведения трёх современных композиторов: Takatsugu Muramatsu, Джон Раттер и Robert Prizeman. Последний является руководителем хора, а так же автором обработок в стиле «New Age».

Возвращаясь к российскому образованию, можно сказать о педагоге-музыканте И. В. Кошминой, которая внесла большой вклад во введение религиозно-духовной музыки непосредственно в школу. Кошмина И.В. в своей книге «Русская духовная музыка» поднимает вопрос о том как ввести русскую религиозно-духовную культуру в общеобразовательную школу, освещает дореволюционные традиции преподавания православной музыки в городских государственных школах, предлагает программы по русской духовной музыке для современной государственной школы. Автором разработаны следующие программы : «Русская духовная музыка» (1–3 классы из программы «Духовная музыка: Россия и Запад») и «Духовная музыка: мир красоты и гармонии» (1–4 классы) и одна для средней школы: «Русская духовная музыка» (5–8 классы).

Принципиальным содержанием  каждой программы является охват  широкого диапазона музыкальных произведений, принадлежащих как отечественной, так и зарубежной музыкальной культуре. Уже сам перечень имен свидетельствует о том, сколь важное место в творчестве величайших композиторов мира занимают проблемы христианского вероучения и как плодотворны оказываются эти идеи, способные породить такое количество музыкальных шедевров.

Данные программы — первые в  отечественном образовании послереволюционного периода по русской духовной музыке, написанные с учетом их использования в условиях светской государственной школы. Главным является разработанная последовательность тем и соединение в обучающем курсе религиозных песнопений, светских произведений русских композиторов и народного творчества. Цели и задачи данных программ вытекают из культурологического подхода: возродить знание духовной музыки и приобщить детей к новому для них пласту русской музыкальной культуры как средству эстетического и нравственного развития. Главным основополагающим принципом  построения становится принцип параллельности между духовной музыкой и русской музыкальной классикой и принцип комплексного введения духовной музыки  в единстве со всеми направлениями религиозного искусства и русской историей.

 

 

 


Информация о работе Духовная музыка в нравственном воспитании детей: исторический экскурс